03 июня 2016г.
«Концепт «осень» относится к концептам - гештальтам, т.е. абстрактным концептам, сущность которых постигается с помощью образных единиц языка», - отмечает Н.А. Чернявская [4]. Установлено, что в художественной поэтике эта пора года воспринимается как зрелое время, когда человек, научился выражать свои мысли и совершать взрослые осознанные действия. Писатели моделировали осень разнообразно: от образа природного учителя до образа колдуньи-разрушительницы.
Тема родной природы всегда была неисчерпаемым источником вдохновения для многих поэтов, прозаиков, драматургов. А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и другие выдающиеся поэтические личности раскрывали каждое из природных времен года, отдавая особое предпочтение любимой поре.
Великий русский поэт XIX века А.С. Пушкин умел тонко чувствовать прекрасное в природе [3]. Как отмечал Л.Н. Толстой, чувство красоты у А.С. Пушкина было развито до высшей степени. Благодаря своему особенному чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал нюансы красоты пейзажа. В одном из своих известных стихотворений «Осень», написанном в 1833 году, А.С. Пушкин воспевает любимое время года. Осень у поэта - хронос умиротворенного покоя, когда можно спокойно обдумать, осмыслить произошедшее и происходящее, когда наиболее остро ощущается чувство собственной свободы от окружающего мира в целом, чувство отстраненности. Для поэта это время года – период пробуждения фантазии и вдохновения.
Тему осени уникально осваивал С.А. Есенин. В своих стихотворениях, наполненных щемящей печалью о судьбе Руси, он сумел мастерски спроецировать душевное состояние лирического героя на неодушевленные предметы [4]:
Молча ухает звездная звонница, Что ни лист, то свеча заре. Никого не впущу я в горницу, Никому не открою дверь [1]
Практически все русские поэты художественно осмысляют четыре времени года, высказывая особые симпатии определенной поре в мире природы. Лирика М.Ю. Лермонтова не исключение.
В 1828 году М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение "Осень", когда юному автору было 14 лет, причем в архивах поэта отмечено, что это одно из первых произведений и сохранился неполный текст:
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят [2].
Юного М.Ю. Лермонтова одолевали чувства бессмысленности жизни, разочарования в людях, вызванные переживаниями разлуки с отцом [3]. Следует отметить, что в стихотворении отражено уныние и мрачность мира, окружающего лирического героя. Кажется, что вместе с пожелтевшими листьями деревьев увядает жизнь, и то, что раньше приносило человеку удовольствие, уже не так желанно:
Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов [2].
Вечера темнеют, становятся опаснее и даже: Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит [2].
Осень как время, с которым связаны урожай, жатва даже не упоминается поэтом. Концепт осень в данном случае репрезентируют образы увядшей листвы, поникших деревьев, мрачной зелени, тусклого ночного месяца, появляющегося в туманном небе. Заметно расхождение в понимании осеннего времени года как календарной урожайной поры, между народным толкованием и авторским видением, что говорит о субъективном восприятии жизненного цикла природы, о переходе от деятельного образа жизни к более созерцательному.
В 1830 (1831) году поэт создает стихотворение "Солнце осени", сопоставляя разбитое сердце лирического героя с одноименным образом: оно бьётся, но уже не той пылкой страстью, как энергичный свет солнца. Осеннее тепло светила не может согреть. Мертвые лучи солнца олицетворяют разочарование лирического героя, обманутого любовью:
Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный, мертвый луч На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь... [2].
Переживания героя поэт запечатлевает не только в образе солнца, не согревающего живых существ. С помощью описания осени: "сырая степь", которая словно мокнет от слез скорбящей по поводу сердечной неудачи героя природы, ветреная погода, олицетворяющая пустоту и перевернутость внутреннего мира лирического героя, туманы и тучи, фиксирующие нависшие над персонажем невзгоды, М.Ю. Лермонтов передает душевную драму человека:
...не холодней
Оно само собою, но природа
И всё, что может чувствовать и видеть, Не могут быть согреты им... [2]
Но несмотря на грусть осенней погоды, лирический герой продолжает любить осень, точнее, жизнь. Практически в это же время (1831) М.Ю. Лермонтов вновь обращается к описанию осени:
Блистая, пробегают облака
По голубому небу. Холм крутой Осенним солнцем озарен...[2].
Осень представлена природными реалиями: голубым небом над головой лирического героя, крутым холмом, озаренным солнцем. Вместе с тем, заметна философская установка поэта на восприятие жизни:
И на холме пришелец молодой, Завернут в плащ, недвижимо сидит Под старою березой. Он молчит, Но грудь его подъемлется порой; Но бледный лик меняет часто цвет;
Чего он ищет здесь? - спокойствия? - о нет! [2]
Заметна перекличка с хрестоматийным "Парусом", который М.Ю. Лермонтов напишет годом позднее. Действительно, именно человек решает, какой жизненный путь избрать, какое решение принять.
Он смотрит вдаль: тут лес пестреет, там Поля и степи, там встречает взгляд Опять дубраву или по кустам Рассеянные сосны. Мир как сад,
Цветет - надев могильный свой наряд...[2].
Безусловно, что лирического героя не устраивает то положение вещей, в котором он находится. А ведь на это время поэту исполнилось лишь семнадцать лет!
И тот, на ком лежит ее печать, Пускай не ропщет на судьбу свою, Чтобы никто, никто не смел сказать, Что у груди своей она змею Согрела... [2]
В этих словах лирического героя проявляется не только юношеский максимализм отношения к жизни, но и философское отождествление будущей жизни с разочарованиями, одиноким существованием на бренной земле. А осень как природное время года становится метафорой однообразной печальной и одинокой жизни молодого человека.
Таким образом, осмысление М.Ю. Лермонтовым осени перекликается с восприятием жизни человека как особой поры, но не связанной с подготовкой к зимнему долгому сну. Данное время года ассоциируется с периодом принятия важного решения, и речь идет не о трудностях сбора урожая, что соответствует календарному времени, а о необходимости "пожинать плоды" прожитой до осени жизни.
Список литературы
1. Есенин С.А. Cтихи про осень // http://ruspoeti.ru/aut/esenin/t/15/
2. Лермонтов М.Ю. Стихотворения //http://www.stihi-classic.ru/vers.php?id=6656
3. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова/Д.Е. Максимов. – М.-Л.: Наука, 1964. – 267 с.
4. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина./А.М. Марченко. – М.: Советский писатель, 1989.- 304 с.
5. Пушкин А.С. Стихотворения // http://rupoem.ru/pushkin/all.aspx
6. Чернявская Н. А. Образная репрезентация концепта «осень» в поэтическом тексте /Н.А. Чернявская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2014. - №2 – 2 (32). http://cyberleninka.ru/article/n/obraznaya-reprezentatsiya-kontsepta-osen-v-poeticheskom-tekste