Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2016г.

Отдельные периоды в развитии искусства слова ХХ века были не похожи друг на друга и различались не только действием общелитературных закономерностей, но и философскими концепциями, на которых основывалась или внедрялась литература в сознание читателей.

Во второй половине ХХ века в философии появляются специальные исследования воображаемых виртуальных миров, а также их семантики, и именно фантастика способна была предоставить философии своеобразное пространство для развертывания экстравагантных концепций и уникальные инструменты моделирования и экспериментирования.

Фантастическая литература оказалась весьма чувствительна к постмодернизму, ведь его главный эстетический принцип – моделирование мира на основе синтеза реальности, окружающей автора, и мира, созданного человеческим воображением, причем граница между ними абсолютно проницаема. В постмодернистской культуре миф, сказка, мифологические сюжеты, персонажи и мотивы позволяют расширять художественное пространство воплощаемой реальности. Для эстетики постмодерна совершенно правомерным является помещение писателями традиционных сюжетов,  идей, образов  в  новое субпространство. Фантастические миры убедительно и емко воплощают философию постмодернизма: в них абсолютно естественна «хаотичность» бытия, алогизм, рефлексия, скрытое цитирование (призванное убедить в реальности «нового» мира за свет включения в текст элементов уже существующих текстов) и т.д. [2; С. 3]. Фантастика выступает в роли интеллектуально-художественного эксперимента. Конструктивная основа фантастического произведения заключается во введении в пространство реальной жизни пространства фантастической реальности, и само произведение строится на противоречии этих двух пространств. Таким образом, создание новых образов требует качественной трансформации реальных объектов.

Братья-соавторы Аркадий и Борис Стругацкие являются одними из ярчайших представителей отечественной фантастики. Их творчество пришлось на конец 1950-х – 1980-е гг. Братья Стругацкие очень быстро стали популярными писателями, завоевав симпатии читателей сначала книгами о романтике космических полетов и освоения дальнего космоса, затем – детективным сюжетом, философской проблематикой. Самые первые их произведения строго придерживались канонов «образцовой» научной фантастики. Но с середины 1960-х гг. Стругацкие создают произведения, во многом повлиявшие на развитие отечественной фантастической литературы. В своих книгах они поднимали сложные морально-этические и социальные проблемы, пытались изобразить реальных людей в фантастических ситуациях. Именно в их книгах совершился окончательный переход от фантастики – «средства пропаганды научных идей» к фантастике как литературе. Стругацкие первыми среди писателей-фантастов стали трактовать фантастическую идею не как цель, а как способ для наилучшего выявления чувств, характеров и мыслей героев произведения. Это направление в западном литературоведении получило название «фантастика размышлений».

Проза Ефремова и Стругацких создала две основные стилевые и содержательные отправные точки в русской фантастике второй половины ХХ века: литература ответов, глобальных прогнозов в отношении будущего, преимущественно социального плана, и литературы вопросов, оригинальных предположений, гипотез, берущих начало в настоящем, отличающихся философским подходом к осмыслению действительности.

Стругацкие уже в произведениях 1960-х гг. свободно реализовывали постмодернистские стратегии художественного письма. Так  в  повести «Улитка на склоне» сочетанием различных дискурсивных практик авторы создают определенную коллажность повествования, а само произведение являет собой экспериментальное воплощение постмодернистской картины мира. В результате текст основывается на снижении/возвышении образа, что возвращает к постмодернистскому дискурсу, где нет главного и второстепенного, ложного и истинного, а мир – абсурдное смешение смыслов. В этой повести представлен мир, неотличимый от сна (сон переходит в реальность и наоборот). Сонная бредово-наркотическая раздвоенность бытия-сознания является здесь гарантом некоей условной стабильности, что в полной мере раскрывает системообразующий принцип прозы Стругацких – полиреальность (равноправное существование в тексте двух и более реальностей). Стирается грань между сном, мифом и реальностью, жизнью и смертью [2; С. 159]. Блуждания героев неотличимы от реальных, сон имеет ту же значимость, как явь, до и сам вопрос, что есть сон, что явь, а что смерть, по сути, не имеет ответа в пространстве текста-лабиринта. Избыточная точность описаний, постоянная, как бы невольная фиксация случайного, необязательного постоянно удерживают читателя в «текстуальном пространстве жизни». Каждая строка текста представляет собой мини-пьесу и полна действия – «арабский нарратив». Таким образом, в повести «Улитка на склоне» область наложения одного мира на другой, поле совпадения этих миров – это и есть реальный мир жизни героев, прошедших через испытание каждым изначальным элементом системы. В результате разрушения каждого из этих фрагментов выстраивается новый мир, вмещающий исходные элементы и новое, привнесенное соединение реальностей, прежде воспринимаемых автономно.

Сознательное цитирование классического наследия, вырванное из привычного контекста, преломляет исходные тексты в разных ракурсах. Важная особенность постмодернистских произведений – дискретность повествования, которая нарушает логичность сюжета и отвергает привычные принципы организации самого текста. Таким образом, сам текст как бы «дробится» на отрывочные кадры. Текст основывается на противоречиях, диссонансах, взаимном противопоставлении разнородных форм, граница между текстом и его интерпретацией стирается. Задается универсальность текстового пространства, в котором сочетаются рациональность и иррациональность, задается равноправие реального и потенциально возможного и заведомо фантастического. В итоге появляется множественность смыслов, неисчерпаемых ввиду бесконечности гипертекстовых связей и отсылок постмодернистского текста.

Творчество А. и Б. Стругацких вписывается в контекст постмодернистской поэтики. Мифологизм, интертекстуальность, ирония как одни из определенных доминант постмодернистской поэтики в произведениях Стругацких 1960-х гг. позволяют расширить художественное пространство текста и обеспечить отображение постмодернистского постулата «Мир-как-Текст».

Фантастика в эпоху постмодернизма породила новые жанровые течения в рамках социально-философской фантастики (киберпанк и турбореализм). По мнению С. Лукьяненко, М. Успенского, братья Стругацкие явились основоположниками этого течения, что еще раз говорит о том, что феномен творчества Стругацких – явление в отечественной литературе принципиально новое, и значение их произведений для всего литературного процесса велико.

 

Список литературы

1.     Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Улитка на склоне // Собр.соч. в 11 т. Т.4. – Донецк, 2004.

2.     Милославская В.В. Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма. Дис. … канд. филол. наук. – Ставрополь, 2008.

3.     Неелов Е.Н. Сказка, фантастика, современность. – Петрозаводск, 1987.

4.     Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

5.     Фуко М. Слова и вещи. – СПб., 1994.

6.     Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт-эксцентр. – 1991. - №3.