Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«МОСКОВСКАЯ БАБУШКА» СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ЛЯПУНОВА: КТО ОНА?

Авторы:
Город:
Арзамас , Нижегородская область
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

В истории российский музыкальной культуры Сергей Михайлович Ляпунов (1859-1924) по праву занимает значительное место. Это на редкость многогранный музыкант. Он был выдающимся пианистом и композитором, дирижером и фольклористом, музыковедом и педагогом.



В его разносторонней творческой деятельности фортепиано всегда занимало особое место. И не случайно, что самое раннее из дошедших до нас произведений, которое написано осенью 1877 года и посвящено его маме Софье Александровне Ляпуновой – это Рондо G-dur для фортепиано [12, С. 31]. Последнее сочинение, о котором известно сюита из шести небольших пьес «Скоморохи» тоже написано для фортепиано. Фортепианные произведения составляют более половины всего музыкального наследия композитора Ляпунова. Здесь уместно привести слова его дочери Анастасии Сергеевны: «…если говорить о музыкальных впечатлениях, то в мою жизнь отец вошел, прежде всего, как пианист».

Немалую роль в этом играли и те инструменты, за которыми он работал. Какие конкретно музыкальные инструменты были в усадьбах Болобоново и Плетниха, где он провел детские годы и получил первые уроки музыки от своей мамы, мы, к сожалению, не знаем.

А вот один инструмент, к которому, наверняка, прикасались руки юного Сережи Ляпунова, сохранился в Сеченове (старое название Теплый Стан), где он на протяжении ряда лет неоднократно гостил. Внешне этот прототип современного фортепиано очень похож на пианофорте, инструмент, который был широко распространен в конце XIX – начале XX века. Но, не исключено, что это клавикорд. Окончательную идентификацию этого музыкального инструмента оставим за специалистами. Сейчас этот старинный клавишный инструмент из дома Сеченовых стоит в зале Краеведческого музея им. И.М. Сеченова.

Обитатели дома играли на этом распространенном тогда и очень редком сейчас инструменте. Когда летом родственники и соседи собирались в усадьбе Сеченовых, то гостиная превращалась в нечто среднее «между научной конференцией и концертным залом» [18, С. 223].

Ведь все они любили музыку и многие владели музыкальными инструментами. Известно, что Глафира Васильевна Ляпунова (родная тетя Сергея Михайловича), подолгу жившая в Теплом Стане, прекрасно играла на этом инструменте и доставляла этим большое удовольствие всему населению Сеченовского дома и особенно Ивану Михайловичу Сеченову.

А теперь обратимся к более позднему периоду жизни будущего композитора Сергея Михайловича Ляпунова. На каких инструментах он играл в зрелые годы?

К изучению его жизни и творчества  обращались многие музыковеды и писатели М.Е. Шифман [20]; О.В. Онегина [12-14], В.С. Колесников [8,9], Шибанов А.С. [19]. Во всех биографиях музыканта непременно и неоднократно упоминается некая «московская бабушка» Юлия Михайловна Мессинг.

Впервые автор прочла о ней в книге Анатолия Шибанова «Александр Михайлович Ляпунов» [19]. Там сообщалось, что в трудное для семьи Ляпуновых время в 80-е годы, когда умерла уже их мать Софья Александровна Ляпунова, Александр работал над своей магистерской диссертацией, Сергей только-только окончил Московскую консерваторию, Борис еще учился в Санкт-Петербургском университете, произошло одно важное для семьи событие. Московская родственница Юлия Михайловна Мессинг сделала выпускнику консерватории Сергею Ляпунову воистину грандиозный подарок рояль «Бехштейн».

C. Bechstein - всемирно известная марка роялей и пианино. Фирма была основана в 1853 году Карлом Бехштайном в Берлине. Бехштейну удалось в своих инструментах совместить достижения германских, французских и английских мастеров. Рояли C. Bechstein обладали качеством нового высокого уровня [5]. В конце 60-х годов предприятие Бехштейна наращивает объем экспорта: инструменты уходят в Англию и Россию. А 1883 году объем производств составляет около 1200 инструментов [21,с.81, 83].

Любопытно, что в дореволюционной России инструменты Бехштейн были настолько популярны, что само это название было синонимом слов "рояль" и "фортепиано". Выражение "играть на бехштейнах" означало "музицировать", "играть на фортепиано" [6]. Такое широкое распространение инструментам могло принести только высочайшее качество.

Но, при всей популярности в России, приобрести такой инструмент у семьи Ляпуновых в тот период просто не было средств. Позже, когда Сергей Михайлович станет известным музыкантом и композитором в его доме появится еще рояль, и, насколько нам известно, тоже производства этой фирмы [16, С. 110].

О двух роялях в квартире петербургской квартире Ляпуновых вспоминала их горничная, из села Малое Шипилово Лысковского района Нижегородской области. Эта женщина рассказала, что роялей в зале было два, играли чаще всего, когда собирались музыканты, на том и на другом одновременно [11, С. 354].

На одном из этих роялей играл, приходивший иногда к Ляпунову Милий Алексеевич Балакирев. Двоюродный племянник, будущий композитор Александр Александрович Касьянов вспоминает о том, как однажды квартиру Ляпунова в Петербурге посетил, М.А. Балакирев и как они вместе с Ляпуновым сели за два рояля и играли [1, С.150].

Но, вернемся к вопросу о дарительнице. Как значится в ряде комментариев к этим публикациям, ее девичья фамилия Шипилова. Но, в роду Шипиловых во второй половине XIX века не было, ни одной женщины с именем Юлия Михайловна. Так кто же она?

Поскольку о ней писали непосредственно сам Сергей Михайлович и его родственники, например, Мария Александровна Касьянова (дочь двоюродной сестры С.М. Ляпунова), то факт ее существования никак не мог быть вымыслом писателей и биографов.

Оказывается Юлия Михайловна, пусть косвенно, но сыграна очень важную  роль в жизни ее матери Надежды Васильевны Веселовской, позже ставшей Касьяновой, а еще позже матерью композитора А.А. Касьянова. Мария Александровна писала:

«Родители композитора познакомились в Москве в доме тетки Надежды Васильевны (матери композитора) Юлии Михайловны Мессинг (урожденной Шипиловой)».

В чем неувязка? Нет Михаилов среди близких родственников Шипиловых начала-середины девятнадцатого века. Зато были Михаилы среди родственников Мессингов. Михаил Иванович Мессинг – родной дядя матери Сергея Михайловича и Михаил Александрович Мессинг – ее двоюродный брат.

К моменту начала работы по этой тематике, автор не была знакома ни с одной родословной схемой Мессингов. Коротко расскажем о самих поисках, предположениях, подтвердившихся и отвергнутых.

И вполне резонно предположить, что московской тетушкой-дарительницей была дочь или жена одного из многочисленных братьев бабушки. Это были версии, выдвижение которых, заставило автора приступить к длительным поискам.

В данном случае, следует отдать должное авторам сайта «Немцы в России» [10], это практически единственное место во Всемирной паутине, где можно найти информацию о братьях Екатерины Ивановны Мессинг.

Основная трудность в том, что братьев было много, а информация о женах и об именах дочерей присутствует далеко не во всех источниках. Чтобы разобраться в родственных связях этих многочисленных родов, обратимся к родословной.

Мама Сергея Михайловича Ляпунова Софья Александровна Шипилова, родилась в дворянской семье симбирского помещика Александра Петровича Шипилова и Екатерины Ивановны Мессинг, происходившей из рода Мессингов.

Ее отец Иван Кондратьевич Мессинге (Johann Konrad Messing) родился в 1748 году, был немцем. В 1761 году, т.е. в возрасте 13 лет поступил на российскую службу помощником лекаря в Морской госпиталь в Санкт- Петербурге. К 1767 году являлся подлекарем, с 1768 уже лекарем, а с 1785 гоф-хирургом. В конце XVIII века он принимал участие во многих войнах в качестве военного врача [10]. В потомственное дворянское достоинство его возвели в 1792 году. Он был женат на Софье Вельяминовне Меллер, имел от этого брака по одним источникам 12, по другим 9 детей. В перечне детей на Генеалогическом сайте [2] упомянуты Александр, Анна, Григорий, Иван, Михаил и еще четверо. Умер Иван Кондратьевич в Санкт-Петербурге в 1808 году.

Нередко можно встретить, что его называют лейб-медиком императрицы Екатерины II, это так, но если внимательнее присмотреться к датам, то мы увидим, что он состоял на службе при четырех императорах: Петре III, Екатерине II, Павле I и Александре I. Этот человек, вне всяких сомнений, был незаурядной личностью, и потому заслуживает внимания и уважение потомков.

И как было установлено автором совсем недавно, в фондах Нижегородского государственного историко- архитектурного музея-заповедника (ГБУК НО НГИАМЗ) хранится интереснейший документ, эпохи Павла I

«Жалованная грамота» [15, С. 30-33].

Именно из этого документа и следует, что «в награждение усердной службы двора НАШЕГО гофъ хирурга Надворного Советника Ивана Мессинго всемилостливейши пожаловали ему в вечное и потомственное влвдение триста душ, а тысяча семьсот девяносто седьмого года Герваря в двадцать второй день, в число оных назначили к отдаче Нижегородской губернии Лукояновской округе в дворцовом селе Салдаманово, с принадлежащими подачам к оному на сие число душ землями и угодьями и с состоящею при нем одною оборочною мельницей…» [4].

Этим документом и объясняется, каким образом Мессинг и его дети оказались в Нижегородской губернии.

Кроме того, в Арзамасском архиве (ГКУ ГАНО) была найдена ревизская сказка за 1834 год или «Скаска», как значилось в данном документе [3]. Записи в ней говорят о том, что сыновья Ивана Мессинга значились достаточно состоятельными помещиками на юге губернии:

«Тысяча восемь Сот тридцать четвертого года Нижегородской губернии Лукояновского уезда села Салдаманова дворовых людей и крестьян, принадлежащих Господам Коллежским Советникам Александру, Григорию, отставному майору Михайлу и подпоручику Ивану Ивановичу Мессинг…….

…Всего в наличии мужского пола - 319 Итого наличных Женского пола – 354…».

Более того, в Лукояновском районе (некогда Лукояновском уезде) по сей день сохранился небольшой населенный пункт Мессинговка или Мессингхоф (двор Мессинга, хутор Мессинга), свое имя получивший от фамилии помещика.

Чтобы четче представить родственные связи Мессингов-Шипиловых-Ляпуновых, пришлось составить достаточно подробную родословную схему и картотеку. В данной публикации представим только часть этой схемы, отобразив далеко не всех представителей многочисленного рода, а только упомянутых ранее людей (Рисунок 2).




Версии с родственниками Михаилами оказались несостоятельными. Михаил Александрович Мессинг, женатый на княгине Лидии Федоровне Голицыной, хоть и был богат и большую часть жизни провел в Москве, но был бездетным. Жена брата бабушки Александра – Софья Андреевна, жены Григория Ивановича – Анна Ивановна и Клеопатра Владимировна и только жена младшего брата Ивана Ивановича действительно Юлия Михайловна.

Итак, автор пришла к выводу, что тетушкой, подарившей молодому выпускнику консерватории рояль

«Бехштейн» была жена младшего брата бабушки Юлия Михайловна Мессинг (урожденная Климова).

Расскажем немного об этой семье. Ее муж Иван Иванович Мессинг (1804 - после 1855), в 1823 году окончил артиллерийское училище, участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 и в подавлении польского восстания 1830-31. За отличия награжден многочисленными медалями и орденами. [10].

В 1844 в чине подполковника вышел в отставку и перешел на статскую службу в Нижегородскую казенную палату Советником соляного отделения. В 1849 году стал коллежским советником [17]. Женился на Юлии Михайловне Климовой. От этого брака родились сыновья Иван и Вениамин и дочь, о которой, к сожалению, ничего незнаем. Известно, что Юлия Михайловна рано овдовела.

Интересную характеристику этой женщине дала Мария Александровна Касьянова в своих записках. Говоря о своей маме Надежде Васильевне Касьяновой, она пишет, что та: «любила рассказывать о том, как гостила в Москве у бабушки Юлии Михайловны, как они ходили в Малый театр – смотреть игру корифеев сцены того времени: Федотову, Ленского, молодого еще Юрина, Лешковскую, Ермолову и др….

Бабушка была очень общительна и имела знакомства в кругах московской интеллигенции. …..

Однажды мама и Юлия Михайловна смотрели спектакль в Малом театре. Тетка говорит ей: «Вон Алеша Плещеев». И позвала его: «Алеша, подойдите сюда». Плещеев подошел и они разговаривали.» [7].

А спустя много лет, уже в XX веке Юлия Михайловна привезет своего внука на прослушивание и консультацию к уже известному музыкальному педагогу и композитору Сергею Михайловичу Ляпунову.

В 1910 году С.М. Ляпунов станет профессором Петербургской консерватории именно по классу рояля. А еще позже он передаст подаренный ему рояль другому молодому музыканту, своему ученику и родственнику Александру Александровичу Касьянову, который будет играть на нем всю свою долгую жизнь. Об этом факте упоминали многие биографы композитора, например, В.С. Колесников пишет, добавляя некоторые детали:

«…рояль «Бехштейн», который Сергей Михайлович передарил впоследствии своему племяннику Саше Касьянову. Рояль до 1990 года стоял на квартире А.А. Касьянова на ул. Минина д.15 кв.11.» [8, с. 122.].

Итак, результатом этого исследование стало установление личности родственницы, подарившей рояль начинающему музыканту Сергею Михайловичу Ляпунову.

Наверное, в жизни ничего не бывает случайным. И многое возвращается бумерангом. Юлия Михайловна Мессинг (Климова), сделав такой щедрый подарок, способствовала появлению на свет многих музыкальных произведений композиторов С.М. Ляпунова и А.А. Касьянова, и тем самым, не побоюсь этого слова, обессмертила свое имя.

Когда-то качество этих роялей сыграло свою положительную роль в создании условий для работы композитора и исполнителя С.М. Ляпунова. А сейчас, спустя сто с лишним лет с тех давних пор, практически на каждом сайте или каталоге этой фирмы имя Сергея Ляпунова непременно присутствует в перечне знаменитых владельцев роялей (Рисунок 3).



Список литературы

1.     Воспоминания А.А. Касьянова. / Колесников В.С., Бердникова Н.П., Фролов Е.А. Над моим роялем висят портреты композиторов // Записки краеведов / Сост. Л.И. Шиян.− Горький: Волго-Вятское кн. Из-во, 1988.– 232 с.

2.     Генеалогический сайт – URL: http://www.geni.com/family-tree/start (дата обращения: 11.11.2014) 3. ГКУ ГАНО. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 245.

4.     Жалованная грамота // ГБУК НО НГИАМЗ. – ГОМ 23398.

5.     История фирмы C.BECHSTEI // ООО «Лаанс» [сайт] URL: www.laans.ru/istoriia-firm/istoriia-firmy-c- bechstein

6.     История фирмы Бехштейн (C. Bechstein) // Компания "Евро Пиано" [сайт]. – URL:http://euro- piano.ru/reviews/?id=1230

7.     Касьянова М.А. О нашей семье, о Саше и его друзьях / Александр Александрович Касьянов: Материалы, письма, воспоминания / [Ред.-сост. В. С. Колесников]. Н. Новгород: Издатель Гладкова, 2001. – 343 с.

8.     Колесников В.С. Сергей Михайлович Ляпунов. К 150-летию со дня рождения. // Нижегородский музей. – 2009. – №18. – URL: http://www.museum.unn.ru/managfs/index.phtml?id=802_17

9.     Колесников В.С. Творческая личность А.А. Касьянова в биографических и историковедческих аспектах: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02: – Нижний Новгород, 2008 — 352с.

10. Леман, Е. Мессинги (Messing) // Немцы в России: [сайт]. – URL: http://www.rusdeutsch- panorama.ru/jencik_statja.php?mode=view&site_id=34&own_menu_id=2906

11. Мясникова А. Это знаменитое село Лысково. 2 –е изд. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2010. – 480 с.

12. Онегина О.В. Неизвестные фортепианные сочинения С.М. Ляпунова./ Музыковедение, № 3, 2009 – С. 30- 35..

13. Онегина О.В. О судьбе рукописей неопубликованных фортепианных сочинений С.М. Ляпунова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 101. – С. 246- 249.

14. Онегина О.В. Фортепианная музыка С.М. Ляпунова. Черты стиля.: Автореферат дис. канд. искусствоведения, специальность ВАК РФ 17.00.02. – Санкт-Петербург , 2010. – URL: http://cheloveknauka.com/fortepiannaya-muzyka-s-m-lyapunova-cherty-stilya

15. Пакшина Н.А. Александр Михайлович Ляпунов: родословная и детские годы: монография / Н.А. Пакшина; НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2015. − 193 с.

16. Пакшина Н.А. Домашнее музыкальное образование в дворянской среде на примере семьи Ляпуновых / Социально-культурная жизнь российской провинции XVIII – начала XX: коллективная научная монография; [под ред. К.В. Купченко]. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. – 186 с., гл. 5, с. 100-120.

17. Памятная книжка Нижегородской губернии на 1855 год. Нижний Новгород. Тип. Губернского правления. С. 137 // Familyspace: [сайт] http://arc.familyspace.ru/archive/Pamyatnaya_knizhka_nizhegorodskoy_gubernii_na_1855_god_242/

18. Сеченов И.М. Автобиографические записки. – М.: Издательство Академии медицинских наук СССР, 1952.– 292 с.

19. Шибанов А.С. Александр Михайлович Ляпунов.– М.: Молодая гвардия, 1985. – 336 с.

20. Шифман М.Е. С.М. Ляпунов, [1859-1924] [Текст]: очерк жизни и творчества. – М.: Музгиз, 1960. – 142 с.

21. Эли Н. История./ Каталог C. Rechstein. Богатый звук. Рояли и пианино, Берлин, 2012 (с. 61- 85) http://bechstein.com/fileadmin/media/documents/international/Broschueren/CB_Katalog_ru_2012.pdf