Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО «КОМПОЗИЦИИ»

Авторы:
Город:
Нижний Тагил
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Дисциплина «Композиция», на факультете художественного образования НТГСПИ (ф), является одним из ведущих учебных курсов в системе художественно-педагогической подготовки бакалавра по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль «Художественное образование»  и направлена на освоение фундаментальных основ изобразительного искусства, необходимых для профессиональной деятельности учителя.

Цель курса «Композиция» - формирование у студентов художественного композиционного мышления как основы профессиональной творческой и художественно-педагогической деятельности. Важными задачами курса являются необходимость заложить базовые теоретические знания, необходимые для осмысления теории и практики композиции и формирование основных умений и навыков творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства.

Обучение студентов композиции направлено на развитие творческого процесса создания произведения искусства, на формирование восприятия, памяти и воображения, способствующих активности мышления, на возникновение идеи и понимания средств ее раскрытия.

Процесс обучения проходит с постепенным усложнением заданий в познании теории и практики композиционной грамоты. На I курсе происходит изучение законов, правил, приѐмов и средств композиции в освоении темы «Композиция в заданном формате. Квадрат», следующая тема «Композиция натюрморта. Объѐмно-пространственное решение» позволяет закрепить полученные знания на практике при работе в жанре натюрморта; на II курсе студенты знакомятся с «Композицией интерьера» и «Композицией пейзажа», темы готовят студентов к пленэрной практики; начиная с III курса, композиция посвящена изображению человека, темы «Композиция портрета» и «Двухфигурная композиция» требуют от студента особое внимание обратить на пластическую анатомию, на знакомство с произведениями мастеров живописи, посвящѐнных изображении портрета и фигуры человека, посещать музеи и выставочные залы; завершает процесс освоения курса тема

«Композиция сюжетно-тематической картины», тема объединяет все предыдущие и подготавливает студента к выполнению выпускной квалификационной работы.

В каждой теме курса присутствуют основные законы, правила, приѐмы и средства композиции, что позволяет студенту освоить применение теоретических знаний на практике в разных жанрах изобразительного искусства.

В учебном процессе для студентов, изучающих «Композицию», предусмотрено использование следующих форм и методов обучения: лекции (лекция-беседа, лекция-дискуссия в среде художественного музея, лекция- презентация с использованием различных вспомогательных средств); внеаудиторные методы обучения, например, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, встречи с художниками, посещение выставок; проектная деятельность, синтезирующая знания предметов специальных дисциплин (рисунок, живопись, скульптура, цветоведение, история искусства), творческие задания.

Творческие задания являются важным видом учебно-познавательной работы по композиции, в процессе выполнения которых приобретается необходимый профессиональный опыт. Творческие задания  требуют от обучающихся не простого воспроизведения информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов к выполнению. К таким заданиям можно отнести упражнения на выявление конструкции построения произведения, его пропорционального строя, выполнение композиций на основе изучения и анализа произведений художников-классиков, а также лучших работ студентов из методического фонда факультета.

Так, при изучении темы «Композиция в заданном формате», выявляя особенности композиционного построения произведения, студенты работают с учебными карточками, содержащими условные композиционные схемы произведений. Студентам необходимо найти произведение, отвечающее заданному схематическому изображению, и письменно охарактеризовать свой выбор. Задание выполняется в залах Нижнетагилького музея изобразительного искусства (МБУК НТГМИИ). Уникальность выполнения данного задания состоит в том, что к заданной схеме можно найти несколько произведений, похожих по своей структуре, но разных по смысловому значению.

Изучая выразительные особенности цветового решения художественного произведения, студентам предлагается работа по цветным таблицам. Каждый участник получает таблицу с квадратами разного цвета, каждый из квадратов помечается буквой алфавита. На постоянной экспозиции в зале русского искусства в МБУК НТГМИИ дается задание выбрать произведения русских художников, приближенных по колористическому решению к данному заданию, и выбрать соответствующие ответу буквы.

В следующем задании студентам предлагается рассмотреть художественное произведение и описать его, проанализировать структуру (колорит, жанр, сюжет, формальные средства композиции), смысловое пространство картины.

К примеру, по теме «Композиция натюрморта. Объемно-пространственное решение» – с картинами К.А. Коровина «Гурзуф» (1916 г.) и Е.Е. Лансере «Натюрморт. Раковина и яблоки» (1917 г.) предлагается ответить на следующие вопросы: «Что изображено на картине?», «О чем это произведение?», «Как это выразил художник?», «Зачем художник создал это произведение?», «Какие чувства хотел вызвать художник у зрителя?», «Что вы чувствуете, глядя на картину?».

Студенты, продумывая ответы на заданные вопросы, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, и понять важность обсуждаемой темы. Это повышает интерес и углубляет степень восприятия материла слушателями. Непосредственное восприятие картины дополнялось размышлениями и переживаниями, связанными с изображенными объектами и персонажами. «Импрессионизм – мой любимый стиль в живописи. Я уже не раз видела эту работу (М.Ф. Шемякин «Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой» (1909 г.)) и всегда ею восхищалась. Художник придал даме загадочность, мягкость и тонкость. Она в центре холста, она главное действующее лицо. В этой работе чувствуется цветовая гармония, она завораживает взгляд, и мимо пройти, не восхищаясь, просто невозможно». «Мне понравилась картина (А. П. Боголюбов «Лоцманы Бискайской бухты»(1857-1859 гг.)) тем, что на ней выражено много эмоций. Хорошо набран цветовой тон. В центре картины на первом плане изображена лодка, в которой находится группа людей, такое ощущение, что лодка вот-вот перевернется». «Этюд (В.Ф. Аммон «На опушке леса. Полдень» (1871 г.)) мне понравился тем, что в нем хорошо чувствуется пространство. В этом этюде видно отношение художника к русской природе. Навевает чувство патриотизма. Мне нравится в картине то, что нет определенного дальнего плана, стены, а угадывается лес, чаща, словно картина продолжается», «Натюрморт (К.А. Коровин «Гурзуф»(1916 г.)) полон жизненной силы и энергии. Композиция очень динамична. Картина полна импрессии, кажется, что она написана на одном дыхании, на одном ярком впечатлении».

Следующее задание является продолжением предыдущего: студентам предлагается на примере художественного произведения, с которым они работали при его описании, создать схематическую цветовую композицию, не разрушая цельности и композиционной структуры произведения. Работа выполняется любимы художественными материалами.

Практические творческие задания активизируют познавательную, сенсорно-эмоциональную деятельность студентов, мотивируют их к работе с подлинными произведениями искусства в пространстве художественного музея. Неоднозначность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Использование творческих заданий позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является достижение цели обучения, формирование у студентов художественного композиционного мышления как основы профессиональной творческой и художественно-педагогической деятельности.