Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭСТЕТИКА И ИНОВАЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

При создании и использовании костюма люди по их природе стремятся к красоте как к следствию его всестороннего совершенства — социальной целесообразности, функциональности, удобства, надежности, оригинальности, мастерства исполнения, технологичности, остроумия композиционного решения, выразительности формы. Разумеется, что и критерии красивой вещи и критерии человеческой красоты неодинаковы, а порой и противоположны в разных эпохах и этносах, однако их присутствие с самого начала человеческой истории, в качестве осознанного или бессознательного стремления бесспорно.

Каждая полезная вещь в сфере потребления является одновременно и вещью социальной, культурной, удовлетворяющей в какой-либо степени эстетические потребности. В зависимости от доминирующих функций, костюм можно назвать вещью или социально-культурным объектом, необходимым для половозрастной, классовой, профессиональной, конфессиональной, региональной, этнической дифференциации людей. Эта интегративная функция костюма возникла в качестве отличительного признака как метки на теле еще на ранних ступенях развития человеческого общества. Современный же костюм является продуктом дизайн  - деятельности и несет в себе зримое отражение процессов действительности. Для правдивого и верного их отражения эстетика, так же как и другие науки, опирается на опыт своего развития, где анализ исторического пути выступает неотъемлемой частью прогностического моделирования одежды. Дизайнер одежды воплощает свои идеи прежде всего в моделях одежды, свою творческую концепцию — в форме модного показа, что связано с необходимостью регулярно демонстрировать сезонные коллекции одежды, если речь идет о промышленной или высокой моде. Но все это не означает, что в дизайне находят воплощения основные тенденции развития современной культуры: в нем можно обнаружить реализацию важнейших концепций и идей, определяющих суть современного дизайна.

В связи с появлением новых технологий и формированием иной идеологической среды изменились традиционные представления о принципах и методах моделирования одежды. В производстве модного костюма появилось новое, пока не достаточно изученное направление арт-костюма, что обуславливает актуальность рассмотрения как теоретических установок этого явления, так и исследование возможностей практического применения полученных данных. [4]

Рассмотрение инновационных технологий происходит в рамках пяти подразделов: «фабрицевтика», «биомиметика», «интегральная одежда», «умная одежда», «светящаяся одежда». В процессе проведённого анализа упоминаются: «умная» ткань «Numetrex» (Textronics), способная контролировать сердцебиение; изделия из материала «Elextex» (Eleksen) со встроенным iPod и имплантированным управлением в структуру ткани; бельё «WarmX-undershirt» (WarmX) из наноткани с полиамидными волокнами, проводящими электричество для сохранения тепла тела; «живая» конструкция рубашки «Oricalto» от дизайнера МауроТалиани (MauroTaliani) итальянского дома CorpoNove и ряд инновационных разработок компании GradoZeroEspace. Также представлены различные виды интегральной одежды, созданной при участии компании Philips (IndustrialClothingDevision).[5]

Среди других направлений технологического совершенствования одежды в работе особо выделяется биомиметика, изменившая представление о костюме как неподвижной субстанции. Товары, схожие по качеству и дизайну, ежегодно сходят с конвейеров, теряют свою индивидуальность, становясь безликими и не интересными для общества. В ХХI веке наиболее важным критерием при выборе товара становится приобретение новых эмоций, стремление скорее к самовыражению, нежели функциональному удовлетворению. Этому требованию отвечает арт-дизайн одежды с его невиданными образами, формой и конструкцией.

В настоящее время интенсивно развиваются инновационные технологии, в частности, в текстильной промышленности. Производство нового поколения текстиля стало объектом продвижения самых передовых NBIC-технологий (нано-, био-, инфо-, когнито-) и для производства «умного» текстиля (smarttextile) технического, защитного, медицинского и декоративного назначения. Для его производства усовершенствуются современные, разрабатываются и внедряются инновационные технологии прядения, ткачества, плетения, вязания, производства нетканых материалов, колорирования. Для создания образа и композиции сценического костюма дизайнеры используют различные световые элементы: лазерные, светодиодные, оптоволоконные, LCD и PDP технологии, голография, электролюминесцентные панели, светоотражающие и свет возвращающие материалы. «Световые образы» проектируются для воплощения в одежде выразительности и создания моделей с эмоционально-зрительными характеристиками.[6]

В течении нескольких лет на кафедре дизайна и технологий изделий легкой промышленности ЮЗГУ разрабатываются арт-коллекции одежды с использованием приемов совмещения технологии валяния шерсти и шелка, «вживление» кусков гипюра и фрагментов росписи по шелку и хлопку. [2]

Создание арт-коллекций позволяет использовать инновационные разработки в фактурообразовании ткани, технологии и конструировании новых форм одежды, что расширяет возможности в поиске новых форм костюма. Путь от создания арт-коллекций до внедрения одежды в промышленное производство, позволяет исследовать предпочтения потребителем той или иной формы костюма как на подиумах, так и на торговых площадках.

Достижения в области высоких технологий, всеобщая компьютеризация производства позволяет дизайнерам воплощать свои идеи, применяя недоступные ранее материалы в своей коллекции, воссоздавая объемную фактуру, чтобы удовлетворить тактильные потребности потребителя.[1]

Проектирования таких коллекций подтолкнули к поискам уникальных проектных решений, отвечающих новым типам восприятия пространства. Поиск оригинальных идей для создания арт-коллекций, требует углубленных поисков в области технологии создания одежды, конструирования, фактурообразования и инноваций.[3]

В исследовании рассматриваются особенности модных показов, как направлений дизайн- деятельности и механизмов выработки новых зрелищных норм культуры. Дефиле становятся не только трансляцией модных трендов, но и сложными театрализованными действами, формирующими новые феномены культуры. Особая атмосфера модного показа создается объединением и взаимодействием многих средств художественной выразительности.

Дизайнерская одежда является неотъемлемой частью гардероба тех, кто следит за модой. Коллекции, представленные модельерами, отличает общая идея, определенная тематика или похожие цветовые решения. Они могут быть созданы как одним автором, так и группой дизайнеров определенного бренда или Дома моды. Часто модельеры черпают вдохновение в других видах искусства. Так, на современные коллекции одежды большое влияние оказали такие направления, как сюрреализм (например, при соединении чего-либо несоединимого), поп-арт (использование фото, других реалистичных объектов), постмодернизм и т. д.

Самым инновационным способом моделирования в дизайне  можно считать перспективное моделирование, или проектное прогнозирование, которое занимается изучением желаемых перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этого идеала.

Развитие конструктивного решения коллекции предполагает динамичную выразительность нюансов кроя.

Декоративное решение коллекции должно четко продумываться от модели к модели. Коллекция не должна быть перегружена декором. Дизайнер не должен подменять понятие «дизайн одежды» украшательством моделей. Количество декора в каждой модели должно быть разным. Модели, выполняющие роль композиционного центра в коллекции и являющиеся по сути кульминацией, выражающей центральную идею и замысел автора, могут иметь самое яркое и насыщенное декоративное решение.

Дизайнер одежды работает совместно с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспериментальную модель (опытный образец), который испытывается, в том числе и на контрольной группе потребителей. Затем после отбора, исправления недостатков и апробации разрабатывается промышленный образец (рабочий проект), который передается на производство для последующего тиражирования. В рабочий проект входит следующая документация: конструкторские чертежи, карты технологической сборки изделия, карты цветовых и фактурных решений.

В зависимости от типа и назначения коллекции в ней  преобладают те или иные признаки. В авторской творческой коллекции, например, более существенным является единство коллекции, стиля и образа, при этом могут отсутствовать базовые конструкции. В любой коллекции важнейшим признаком является ее целостность, что отличает коллекцию от механического собрания разнородных моделей. Целостность обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, образов. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является динамика, то есть развитие центральной идеи в данной коллекции.

Модная одежда всегда была средством выражения социального статуса человека или иллюзорного его повышения, т.е. потребитель всегда старался казаться на ступень выше в социальной лестнице с помощью более престижной одежды. Дизайнер одежды находится под влиянием процесса потребления, в частности, под влиянием «процесса потребления для развлечения». Эклектизм современной моды разрешает соединять несоединимое, дизайнеры стараются перещеголять друг друга в создании острой выразительности моделей. Каждая демонстрация сопровождается  целым театром образов, которые предлагаются на выбор: здесь и элегантность, и юмор, и гротеск, и трагизм, и предупреждение миру о катастрофе, и влияние маргинальных субкультур.[5]

Яркая образность, доходящая до гротеска, достигается целым комплексом средств: одеждой, головными уборами, обувью, дополнениями, макияжем, прической, париками, украшениями. Каждый дизайнер пытается найти свой набор символов или совокупность знаков для визуального сообщения публике. В дальнейшем исследование предполагает подобрать соответствующий набор средств для идентификации каждого типа дефиле и культурного кода. Сегодня модные показы становятся организованной реальностью, которая активно пронизывает социокультурную среду обитания современного человека. Основными проблемами, рассматриваемыми в статье, являются взаимоотношения моды и искусства, взаимосвязи художественных направлений искусства с модными показами, в результате чего формируются новые явления моды.

При проведении работы использовался системный подход, позволяющий рассматривать предметы и явления во взаимосвязи. Изучение широкого диапазона проявлений дизайна костюма обусловило необходимость комплексного методологического подхода.

Исследование обобщило существующий исторический и теоретический опыт в области дизайна костюма. Это позволило сформировать полноценную научную базу и положить её в основу исследований особенностей формообразования костюма с использованием новых фактур.



Список литературы

 

1.      Диева О.Н.ТЕХНОЛОГИЯ ВАЛЯНИЯ ШЕРСТИ ПРИ СОЗДАНИИ АРТ-КОЛЛЕКЦИЙ //Перспективы развития технических наук сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 42-46.

2.      Килимов А.С., Федотова И.В., Тихонова Т.П., Диева О.Н. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ ФОРМ ОДЕЖДЫ // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности Материалы II международного конкурса научных и научно- методических работ. 2014. С. 69-71.

3.       Диева О.Н. К проблеме формоустойчивости одежды из войлочных полотен//Вопросы современных технических наук. 2016.С. 104-106.

4.       Плешкова И.С.  «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ» КОСТЮМ КАК ДОМИНИРУЮЩЕЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, выпуск № 2-2 / 2010

5.     Диева О.Н.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ //Российские регионы как центры культурного развития в  современном социокультурном пространстве  материалы Всероссийский научно- практической конференции. Ответственный редактор: И. П. Емельянов. 2016. С. 8-15.

6.      Диева О.Н.АРТ-ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ// О вопросах и проблемах современных гуманитарных наук сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 6-13.