Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЕТЕВОЕ ИМЯ КАК ЧАСТЬ ОНОМАСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Имена собственные принадлежат языку в целом и каждому человеку в отдельности. В работе «Имена» П.А. Флоренский подчеркивает, что именем выражается тип личности, его онтологическая  форма, которая определяет далее духовное и душевное строение. Имя представляет собой «плоть личности» [13, c.301].

Общеизвестно, что традиционная антропонимическая формула презентации личности представлена в русском языке фамилией, именем и отчеством человека. Выбор фамилии и отчества обычно строго регламентирован, но имена каждой эпохи имеют свое «социологическое и идеологическое наполнение, отвечающее специфике культуры эпохи» [11, c.42].

В настоящее время происходит расширение границ функционирования языка посредством интернет- коммуникации. И, как отмечает В. И. Супрун, вся информация строится в Интернете «на ономастической оси» [12, c.18].

Однако виртуальный оним не тождественен реальному: во-первых, он всегда мотивирован, так как является «продуктом индивидуального сознания имядателя»; во-вторых, он изначально «концептуален, ибо создан как выявление смыслов Вторичного мира» [5, c.30]. В отличие от фамилии, имени, отчества, которое может совпадать полностью у разных людей, сетевое имя можно придумать себе уникальное (проверить уникальность можно в специальных базах данных), отражающее состояние и мироощущение пользователя.

Виртуальные антропонимы представляют собой особую форму личных имен коммуникантов виртуального пространства. Возникновение компьютерных имен обусловлено необходимостью идентификации пользователя в пределах одной виртуальной среды – форума, чата, конференции. С одной стороны, это имя собственное, так как оно указывает и индивидуализирует объект. С другой стороны, подобный оним несет в себе такую черту имени нарицательного, как характеристика именуемого объекта. Однако имя нарицательное, характеризуя предмет, «соотносит именуемый предмет или группу предметов с классом» [11, c.113], что не свойственно виртуальному антропониму, который дает характеристику объекту без его обобщения.

По словам Т. В. Аникиной, в интернет-коммуникации различаются следующие формы антропонимов: логин, сетевое имя, никоним (ник или никнейм) [1].

Логин (от англ. login – «вход в систему», «регистрационное имя») – последовательность символов, идентифицирующих пользователя при получении доступа в компьютерную систему. Сетевое имя – имя общего ресурса на сервере. Каждая общая папка на сервере имеет сетевое имя, применяемое пользователями ПК для ссылок на нее [1]. Никоним (никнейм, ник) – имя, используемое для общения в сети. Если логин безлик и представляет собой число или бессмысленную последовательность букв, то никнейм используется для самовыражения и несет определенную смысловую нагрузку. От логина ник отличается тем, что он доступен всем и «несет в себе функцию самопрезентации личности» [4, c.1].

В     статье    «Лингвистические     особенности    сетевых    имен»     Н.А.     Ахренова    называет    никнеймы «виртуальными прозвищами», однако тут же замечает, что «в «реальной» жизни прозвища дают другие члены социума вне зависимости от того, нравится вам это или нет. В Интернете сетевые имена придумывает себе сам пользователь в зависимости от своего эмоционального состояния, профессиональной деятельности, модных тенденций внутри субкультуры, к которой может принадлежать пользователь и тд» [2, c.6].

Некоторые ученые приравнивают никонимы к псевдонимам. «Псевдоним (от греч. ψευης – «ложный» и ονομα – «имя») – вымышленное имя, существующее в общественной жизни человека наряду с настоящим или вместо него)» [8, c.118].

В.Г. Дмитриев среди причин появления псевдонимов выделяет стремление 1) заменить слишком длинное имя более коротким, запоминающимся; 2) взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим  предпочтениям эпохи; 3) скрыть происхождение, в частности национальность, носителя имени; 4) «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носящим то же или похожее имя [3, c.9].

Однако А.А. Соков справедливо отмечает, что хотя некоторые из перечисленных свойств могут быть применимы к никонимам, данное понятие все же отличается от псевдонима, так как последний избирается автором добровольно, тогда как «создание никонима – необходимость, своеобразное правило сетевого поведения пользователя в виртуальной реальности. Кроме того, никоним является непременным атрибутом виртуальной языковой личности, средством реализации ее лингвокреативного потенциала и не всегда служит тому, чтобы за ним «скрыться»» [9, c.70].

Никоним в условиях виртуальной реальности может выполнять несколько функций.

По мнению М.Г. Чабаненко, среди функций никонимов можно выделить 1) функцию самопрезентации (никоним является знаком самоопределения личности); 2) дискурсивную функцию (образ говорящего, обозначенный в имени, детерминирует его речевое поведение); 3) контактоустанавливающую функцию (никоним, несущий формой и содержанием определенную систему общих фоновых знаний говорящего и адресата, «способен выступать как кодирующий с позиции субъекта и декодирующий с позиции адресата знак»); 4) эмоционально-экспрессивную функцию (субъект оказывает воздействие на адресата выбором определенного никонима); 5) игровую функцию («сокрытие личности за никонимом позволяет выстраивать линию своего речевого поведения, не опасаясь повредить собственную репутацию») [14, c.70].

Т. В. Аникина выделяет специфические черты ников как особого класса антропонимов:

1)    Никнейм является необязательным именованием человека, его функциональный диапазон ограничен сферой межличностного общения в чатах; 2) Возможность создавать неограниченное число ников и вступать в коммуникацию с любым из них. 3) Возможность смены ника в любой момент.

4) Желание скрыть за ником некоторые отрицательные черты личности и показать положительные или наоборот. Участник интернет-коммуникации сам выбирает себе ник в зависимости от того, какое впечатление он хочет произвести на собеседников; 5) Ники не являются престижными наименованиями, так как не могут маркировать «правовые притязания на продукт творческой деятельности» его автора; 6) Возникновение никнеймов связано со стихийными речевыми процессами, а не с законодательно закрепленными правилами наречения; это «продукт индивидуального и намеренного словотворчества» ;7) Никнейм может начинаться как с заглавной, так и со строчной буквы (Кристина, Олежик, Dina_yagupova – serjisa, милашка, vinisv);8) Наряду с буквенными символами, кириллическими и латинскими, могут использоваться и небуквенные: цифры и иконические знаки (aisulu9754, The_c0okie_monster); 9) Ники могут появиться «в результате образования новых слов как традиционными для языка способами, так и по аналогии со служебными ключами доступа к ресурсам и паролям». Также никнеймом может быть бессмысленный набор буквенных и небуквенных символов (хэш311, ларс111, elo12345); 10) Некоторые графические особенности никнеймов делают их неприспособленными для произнесения вслух (CAP$4LY~, ElijahC2U); 11) Основное назначение ника – послужить пользователю пропуском в виртуальную реальность, а затем уже – идентифицировать участника общения в чате [1, c.199].

Таким образом, никнейм – не что иное, как «социальный код, роль, образ, взятый напрокат. Это своеобразная самопрезентация, визитная карточка, которая предъявляется виртуальному обществу для идентификации и, разумеется, привлечения внимания» [6, c.248].

 

Список литературы

1.     Аникина, Т.В. Политизированные никнеймы в ономастическом пространстве чатов / Политическая лингвистика; Урал. гос. пед. ун-т / гл. ред. А. П. Чудинов; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т» – Вып. (1) 35. – Екатеринбург, 2011. С. 198–201.

2.     Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление. – М.: Изд-во МГОУ– 2009

3.     Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя (Из истории анонимов и псевдонимов). М.: Наука, 1977

4.     Журавлева Е.А. Никнейм как разновидность антропонимов / Е.А. Журавлева, А.А. Корнелюк // Сборник материалов международного форума студенческой и учащейся молодежи «Первый шаг в науку – 2009». – Минск, 2009. – Т. 1. – С.45–49

5.     Луговая, Е. А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория (на материале эпопеи Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец»): дис. канд. филол. наук: (10.02.19) / Луговая Екатерина Александровна. – Ставрополь, 2006.

6.     Москальчук А.А. Никнейм – виртуальное имя человека/ А.А. Москальчук // Записки горного института. – 2009. – Т. 182. – С. 246–248.

7.     Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В. Подольская. М. : Наука, 1978.

8.     Подольская, Н.В. Заглавная и строчная буквы в культовых словах / Н.В. Подольская // Русская речь. 1994. –№ 1. – С. 49-57.

9.     Соков А.А. /Функционально-стилевые особенности  никонимов в  виртуальном дискурсе/Соков  А. А.// http://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-stilevye-osobennosti-nikonimov-v-virtualnom- diskurse#ixzz3ctVjuqz3/ – Дата просмотра: 22.03.2015.

10. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. – М.: Языки русской культуры, 1998.

11. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. – М. : Наука, 2007.

12. Супрун, В.И. Развитие ономастического пространства Интернета / В. И. Супрун // Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. – М., 2004. – С. 53–58.

13. Флоренский, П.А. Имена / П. А. Флоренский. М.: Харьков: ЭКСМО-Пресс: Фолио, 1998.

14. Чабаненко М.Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2007.