Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТВОРЧЕСТВО СТИВА ГЭДДА В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Вторая четверть XX века — эпоха высшего расцвета джазовой культуры. США стали колыбелью этого музыкального направления. Изначально джаз возник как синтез блюза и регтайма, а его главной отличительной особенностью всегда считалась импровизация исполнения. Но в 20-е годы XX века случилось важное событие для джазовой культуры — появление нового стилевого направления «свинг», характеризующегося особой системой выразительных средств, среди которых наибольшую роль играли темпо-ритмические характеристики («битовая» пульсация), придающая музыке экспрессию и живость. Это время таких великих музыкантов как Бенни Картер, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон. «Сформировавшиеся внутри джаза художественные константы, – отмечают М. Зайцева и Р. Будагян, – позволили ему стать ярким феноменом музыкального искусства XX века, обладающим культурфилософской перспективой и широким спектром воздействия на систему художественного мышления и эстетического восприятия современного человека» [4, c. 43].

Как и любое другое эпохальное направление в музыке, джаз не мог не отразить в себе процессы, происходящие в американском обществе. В частности, Великая депрессия негативно повлияла на развитие этого стиля. Многие критики полагают, что с наступлением 30-х годов XX века навсегда закончилась эра классической джазовой школы, свинг они обвиняют в исключительно коммерческой направленности [6, c. 81]. Однако среди множества потрясающих исполнителей джаза 40-х гг. XX века стоит выделить американского тромбониста, аранжировщика Гленна Миллера, оркестр которого стал одним из символов музыкальной культуры США довоенного периода. Его видение джаза до сих пор считается исключительным, а композиции оркестра Гленна Миллера заслуженно названы классикой свинга.

С окончанием Второй мировой войны музыкальный мир США буквально взрывается разнообразием стилей, их которых, прежде всего, необходимо выделить рок-н-ролл. Среди его прародителей называют блюз, кантри, фолк, свинг и другие направления. Говоря о рок-н-ролле 50-х годов, мы автоматически говорим, как минимум о двух личностях-«иконах» этой культуры: Чаке Берри и «короле рок-н-ролла» Элвисе Пресли. Эти два музыканта — настоящие гиганты той эпохи. 50-е годы ознаменовываются также появлением таких великих исполнителей, как Элла Фитцджеральд, Нина Симон, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн дало толчок к новому расцвету джазовой музыки. Ближе к концу 50-х гг. на авансцену выходит ритм-н-блюз, развивающий на новом уровне стилистику блюза, рок-н-рола и джаза.

Социальные потрясения, характерные для США 60–70-х годов XX века, повлияли на темпы развития музыкального искусства, замедлившиеся в этот период. Теперь «новым словом в музыке» зачастую оказывался синтез уже существовавших жанров. Примером может служить фанк, ставший детищем ритм-н- блюза и соула.

Стили фанк и фьюжн стали той средой, в которой с блеском проявил себя Стив Гэдд. Самостоятельным стилем фанк стал в конце 60-х гг. XX века. Классиками этого стиля считаются Джордж Клинтон, Джеймс Браун, группа «The Meters». Для лексики стиля фанк характерны мелкая ритмическая пульсация и общая синкопированность музыки, изысканные партии ударных с обилием «призрачных» нот, ударная техника игры на басу (слэп), «квакающая» гитара или эффект «wah-wah». Любопытные сведения мы можем подчерпнуть из «Музпросвета» А. Горохова: «В ритмическом отношении фанк был устроен куда элегантнее, чем вся белая эстрада вместе взятая — от “The Beatles” до “Led Zeppelin”. Следовало бы говорить об учащенном ритме. Имеется в виду, что в одном и том же ритмическом пассаже фанк- барабанщик сделает в два раза больше ударов, чем его белый коллега. Музыка в целом от этого не становится быстрее, но делается разнообразнее и подвижнее. Наслушавшись хорошего фанк-барабанщика (а еще лучше — джазового), приходишь к выводу, что искусство белого рок-н-ролла — это битье ложкой по кастрюле, степень ритмического разрешения здесь в два раза меньше. Во второй половине 70-х из фанка возникло диско» [2].

Стиль фьюжн — это сплав стилей, который позднее, в 70-е гг. получит название «джаз-рок». На сегодняшний день «ингредиентом» фьюжна может быть почти любая стилевая разновидность музыки.

Классики этого стиля — Чик Кориа и группа «Weather Report» («Прогноз погоды»), американский джаз- фьюжн коллектив, образованный в Нью-Йорке в 1970 году и просуществовавший до 1986 года. Изначально группа была осколком коллектива, собравшегося вокруг Майлза Дэвиса. Ядром состава, его неизменной частью был дуэт Джо Завинула (фортепиано) и Уэйна Шортера саксофон.. Некоторые альбомы Майлза Дэвиса стали яркими примером стиля фьюжн. Как правило, музыка фьюжн (джаз-фьюжн) сложна по структуре, гармонии, ритму (сложные размеры, а также сложные ритмические фигуры). Это в основном инструментальные произведения.

Стив Кэндэлл Гэдд родился 9 апреля 1945 года в пригороде Рочестера, Нью-Йорк. В возрасте 3-х лет он начал проявлять интерес к ударным, и в это же время получил первую пару палочек и тренировочный пэд от своего дяди Эдди, который играл на ударных. «Он показал мне, как держать палочки» [5], — вспоминает Гэдд. «Мы ставили записи и играли с ними вместе — марши John Phillip Sousa. Ещё ему нравился джаз. Я помню сначала он купил мне альбом Арта Блэки, а позже давал мне записи Макса Роуча и Оскара Питерсона. Он по-настоящему любил музыку и постоянно хотел, чтобы я слушал эти разноплановые альбомы» [3]. В возрасте семи лет вместе со своим младшим братом Эдди (он играл на трубе) они начали заниматься тэп-дэнсингом (чечёткой), развлекая народ в домах престарелых и больницах около Рочестера. В том же 1952 году, Стив получил свою первую ударную установку (с мембранами из телячьей кожи) от деда и начал формальное обучение с Эльмером Фролигом (Elmer Frolig) в «Levis’ Music».В возрасте девяти лет отец взял Гэдда на выступление американского барабанщика-виртуоза, бэнд-лидера, звезды «свинговой эры» Джина Крупы, что вдохновило Стива на более усердные занятия и с этого момента он стал показывать значительные успехи.

После победы в местном конкурсе талантов, в возрасте одиннадцати лет, он отправился в Голливуд для участия в популярном шоу-варьете «The Mickey Mouse Club», где играл на барабанах и танцевал чечётку. С 1959 года Стив Гэдд продолжил обучение на ударной установке, одним из его учителей на тот период сталДжон Бэк (John H. Beck) — основной барабанщик Рочестерской филармонии. В эти юные годы родители будущего мастера водили его по местным клубам и площадкам, куда заглядывали признанные звезды джаза. Вскоре начал играть с известными музыкантами, посещавшими клуб, а в одиннадцать лет уже аккомпанировал великому джазовому трубачу Диззи Гиллеспи. Всю начальную и среднюю школу, Гэдд играл в «Drum Corps». Этот бесценный опыт позднее помог ему развить свой новаторский стиль. В 1961 г. он как участник школьного американского бэнда отправился в Европейский тур. Затем он окончил Истриджскую среднюю школу, поступил в Манхэттенскую школу музыки, откуда перевелся в Истменовскую школу музыки.

В начале 1965 года Гэдда нанял в свой квинтет, расположившийся в Рочестере, трубач Чак Манджоне (кстати, в этом составе играл Чик Кориа, молодой пианист из Бостона). В этот период Гэдд, Манджоне и Кориа записывались по ночам после концертов. Кориа вспоминал: «Стив был уже тогда великим, но его стиль тогда по большей части — это влияние старой школы» [5]. Вскоре после этого его призвали в армию, где он три года играл в армейском оркестре, набираясь опыта и оттачивая мастерство.

В 1971 году Гэдд возвратился на Нью-Йоркскую сцену. В 1972 году он основал с басистом Т. Левином (T. Levin), и пианистом М. Холмсом (M. Holmes) трио. В 1974 году Тони с братом, клавишником Питом (Pete Levin) зовут Стива поучаствовать в «хулиганском» проекте «The Clams» в манере музыкальных комедиантов С. Джонса (S. Jones) и С. Фреберга (S. Freberg). Журнал «Back Beat» сообщал: «Все участники

«The Clams» искали разные нетривиальные способы звукозвлечения: Пит играл на банджо, гитарист Винни Пастернак (Vinnie Pasternack) — на стиральной доске, Тони — на пиле, а Стив пробовал водить щетками по…телефонному справочнику. Записанный «морскими моллюсками» кавер на песню “(They Long to Be) Close to You” из репертуара “The Carpenters” неожиданно стал хитом на одной из самых влиятельных в то время нью-йоркских радиостанций, WNBC» [1]. Тогда, в начале 70-х гг. XX века, Стив Гэдд еще не отличался оригинальным исполнительским стилем, о чем свидетельствуют записи, сделанные в 1973-74-х годах с саксофонистом Полом Дезмондом (Paul Desmond).

В 1973 году его пригласил в свой коллектив Чик Кориа. Коллектив назывался «Return To Forever» и уже успел выпустить довольно успешный альбом «Light As A Feather» (в значительной степени акустический проект с участием бразильской певицы Флоры Пурим и ее мужа Аирто Морейра на барабанах). К 1973 году Чик был готов выйти на новый уровень фьюжн-звучания, на волне успеха последних альбомов «Weather Report», Майлза Дэвиса и Махавишну Оркестра. Это потребовало от пианиста перехода с мягких, симпатичных бразильских мелодий на более мощный саунд с партиями электрогитары, слэп-баса и точной и энергичной игрой барабанщика – на манер Билли Кобэма или Тони Уиллиамса. В эту команду был приглашён Стив Гэдд (в качестве замены Аирто Мореиро). Гэдд в этом составе пробыл недолго — около полугода. По словам Гэдда, он предпочёл заниматься преимущественно студийной работой, хотя уйти из коллектива Чика Кориа ему было очень сложно, т.к. по словам барабанщика: «Это была лучшая музыка, которую мне приходилось играть» [5].

В 1976 году Стив Гэдд вместе с гитаристами Эриком Гэйлом (Eric Gale) и Корнеллом Дюпри (Cornell Duргее), а также пианистом Ричардом Ти (Richard Тее) создаёт коллектив «Stuff». Их стилевая направленность — R&B с элементами фанка. Их музыка была достаточно простой, без «заумных» импровизаций. Примечательно, что в один период в группе было два ударника (на второй установке играл Крис Паркер). Эта группа функционировала с разной интенсивностью, но с неизменным успехом в конце 70-х — начале 80-х годов, и затем этот проект в 1987 году был преобразован в группу «Gadd Gang».

Творчество Стива Гэдда и его новаторский подход к музыке являются основным источником идей, мастерства и вдохновения для современных исполнителей. Его соло, фирменные грувы на ударной установке, учебные материалы (видео-школы) изучают и используют барабанщики по всему миру.

 

Список литературы

 

1.       Двадцать барабанщиков, выходящих за все рамки: лучшие ударники планеты, от фолка до хеви.URL: http://www.zvuki.ru/R/P/73483/

2.       Горохов А. Музпросвет. URL: http://goo.gl/62XzGL

3.       Гэдд С. Up Close. Видео-школа. 2003. DVD – ROM

4.       Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Джаз и современное скрипичное искусство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12. С. 43-46.

5.       Milkowski  B.  The Ultimate Groove.  URL:  http://www.drummagazine.com/images/posts/steve-gadd- 1208.pdf

6.       Цалер И.В. Великие джазовые музыканты. 100 историй о музыке, покорившей мир. М.: ЗАО Центрполиграф, 2011. 479 с.