Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖАНРОВЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

На сегодняшний день в системе современных массмедиа происходят процессы, меняющие традиционные подходы к журналистике. Изменения затронули систему жанров, в которой мы наблюдаем тенденции трансформации, появления новых форм и способов подачи информации. При изучении жанрового своеобразия в современных массмедиа, следует обратить внимание на соотношение классических и новых жанров. Традиционно в отечественной журналистике основательно разработана теория жанров, существуют различные жанровые классификации, а каждый жанр описывается целым рядом признаков. Однако в последнее время наблюдается тенденция к упрощению жанров, их трансформации. С одной стороны, данная ситуация обусловлена изменениями в самой сфере массмедиа. С другой стороны, необходимо отметить влияние западной модели журналистики, точнее англосаксонской, в которой не уделяется особого внимания жанрам (это считается необязательным), анализируются лишь темы публикуемых материалов.

По мнению Кройчека Л.Е. процесс «пересмотра» жанровых границ привел к тому, что некоторые жанры – отчет,  интервью, корреспонденция,  репортаж – перестали восприниматься только как информационные или аналитические. Одновременно произошла переоценка жанровых ценностей: одни жанры практически ушли с газетной полосы (очерк, фельетон, передовая статья, обзор печати), другие, напротив, усилили свое присутствие (интервью, комментарий, эссе). Приметой газетной полосы стали пиарменовские и рекламные тексты. Наконец, некоторые теоретики и практики СМИ стали выделять новые жанры: журналистское расследование, исповедь, версию, беседу, пресс-релиз.

Следует подчеркнуть, что глобальное расширение коммуникационного пространства в связи с развитием новых информационных технологий (сети Интернет в частности) создало естественные предпосылки для унификации жанров. Российская журналистика, сохраняя верность традициям, впитывает в себя все наиболее продуктивное из журналистики западноевропейской и американской. Вобрав в себя черты комментария, эссе, фельетона, закрепилась на газетной полосе колонка. Интервью захватило смысловые пространства очерка, перестав быть только новостью из первых уст и явив несомненный интерес к личности собеседника. Обратим внимание на то, что с отменой цензуры исчезли запрещенные факты, расширилось информационное поле, увеличились возможности доступа к необходимой для расследования информации. Публицист-исследователь стал выступать и как прогност. Анализ скрытых тенденций открыл путь к предвидению будущего социальных процессов и ситуаций. Изменился и герой репортажей, очерков, зарисовок. Им стал человек повседневного дела, а не только человек подвига. За рубриками «Частная жизнь», «Светская хроника», «Вне политики», «Без ретуши» и другими стоит естественное стремление увидеть то  известного политика, то бизнесмена,  то «звезду», то «человека с улицы» в быту, дома, в неожиданных ситуациях.

Претерпело изменения и второе звено коммуникационной цепочки – автор. В ответ на предоставленную ему бо́ льшую свободу действий публицист охотно предлагает свою точку зрения на событие. Отсюда – повышение статуса комментария, который из разновидности статьи превратился в самостоятельный жанр.

Отсюда же появление в качестве полноправного жанpa – колонки, то есть рубрики, персонально закрепленной за конкретным журналистом.

Переход на рыночные отношения затронул и современные СМИ. Тиражная зависимость во многом предопределяет и тематическую адресность текста, и характер подачи материала. Аудитория из нетребовательного потребителя предлагаемой ей информации становится придирчивым покупателем товара. Современная аудитория активно воздействует на СМИ рейтингом публикуемых материалов. Успешно разговаривать с нею можно только на темы, ее интересующие.

Современный читатель оперирует понятиями «материал», «текст», «заметка», «статья», не вкладывая в них какой-то жанровый смысл. На наш взгляд, стоит определиться с понятием «жанр». В публицистике жанрами именуют «устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками». Жанр – категория исторически конкретная, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования. Эволюция жанров напрямую связана с тем, как человек постигает окружающий мир. Способ отражения действительности в каждом жанре свой и предопределяется прежде всего познавательными задачами, решаемыми публицистом. Содержание текста (любого жанра) зависит от задач, решаемых публицистом,  уровня познания действительности, от его индивидуально-психологических особенностей восприятия окружающего мира. В общем виде содержание текста – это соединение объективно существующего факта с субъективной его оценкой. Форма жанра предопределена как особенностями личности публициста (тем, что называется индивидуально-психологическим видением мира), так и устойчивыми признаками публицистического повествования, свойственными тому или иному жанру. Иначе говоря, жанр определяет не только характер и последовательность речевых действий журналиста, соответствующих жанровым подцелям, но и ответные действия читателя.

Далее, рассмотрим, какова реальная картина современных жанров. Как считает Харитонова О.Ю. аналитические жанры в онлайн изданиях имеют меньшую частоту употребления по сравнению с печатными СМИ, тем не менее, они достаточно востребованы. Можно отметить такое явление, как подмена аналитической статьи авторской колонкой. Данная практика широко применяется в зарубежных СМИ. Жанр репортажа не только не потерял своей значимости, но и приобрел новые возможности подачи нарративного материала. Используя технические возможности, точнее разные мультимедийные инструменты: видео, аудиослайд-шоу, инфографику и т.п., репортаж приобретает объемное содержание, что позволяет глубже понимать происходящие события.

Среди художественно-публицистических жанров, встречающихся в современных средствах массовой информации, пожалуй, можно выделить лишь очерк, который благодаря документальной насыщенности и авторскому видению, остается востребованным аудиторией. При этом тексты, написанные в жанре очерка, в чистом виде редко появляются на страницах как печатных, так он-лайновых СМИ. Их черты можно встретить в авторской колонке. Что же касается таких жанров, как памфлет, пародия, фельетон, то их сложно найти не только в интернет-изданиях, но и в традиционных СМИ.

Авторская колонка в интернете часто трансформируется в авторский блог. Журналистский блог позволяет обращаться напрямую к аудитории без посредников, выражать свое мнение, не связанное с установками главного редактора. Как правило, журналисты в блогах допускают субъективные оценки, персональные мнения, разговорные конструкции в языке, что дополнительно привлекает аудиторию к медиаконтенту. Авторские блоги могут быть частью структуры какого-либо издания, а могут располагаться независимо на других площадках и хостингах.

Некоторые жанры получают в интернете новое развитие, например, жанр комментария в печатной периодике связан с мнением и оценкой автора актуальных событий, для комментария в Сети скорее важен процесс организации комментирования, с четко определенными правилами. Особо активные группы комментаторов, узких специалистов по разным проблемам, активно дополняют основной исходный материал.

Характеризуя жанры в современных массмедиа можно отметить следующие:

• смешение и трансформация жанров;

• появление новых форм подачи материала;

• превалирование жанров информационно-аналитической направленности;

• относительно небольшое количество художественно-публицистических жанров;

• популярность жанров, позволяющих выражать авторскую позицию;

•    развитие жанров современных отечественных массмедиа, происходит под влиянием западных форм журналистики.

Система жанров постоянно видоизменяется и во многом зависит от времени и общественных реалий.

 

 

Список литературы

1.     Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. Ред.-сост. С.Г. Корконосенко – СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000. – 272 с.

2.     Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998; Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

3.     Темникова Л.Б. Стилистическая динамика в публицистике У.С. Моэма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Краснодар, 2005.

4.     Харитонова О.Ю. Жанровое своеобразие современных массмедиа. http://kafedramk.ru/content/zhanrovoe- svoeobrazie-sovremennyh-massmedia