Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАДИЦИЯ КАК ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ

Авторы:
Город:
Елабуга
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Традиции и новаторство (лат tradition - передача) – это передача художественного опыта от одного поколения художников к другому Продолжать традиции – значит творчески усваивать опыт предшественников и идти дальше. Каждый новый шаг в искусстве всегда опирается на приобретенный эстетический опыт [7].

Традиция – этот термин в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По смыслу своему традиция соприкасается с подражанием, влиянием и заимствованием, отличаясь от них тем, что традиционный материал, будучи общепризнанным в данной литературной среде, составляет часть ее художественного обихода, санкционированную обычаем, ставшим общим достоянием, – в то время, как подражание, влияние и заимствование имеют дело с материалом, лежащим вне данной среды, еще не усвоенным ею [1, 140].

Традиция нередко переплетается с непосредственным влиянием, подражанием и заимствованием.

Материалом литературной традиции могут служить все элементы: тематика, композиция, стилистика… Но большею частью элементы эти передаются традицией не порознь, а в некотором друг с другом сочетании, в соответствии с той постоянной связью, которая существует между ними в искусстве слова вообще.

Областью литературной традиции может быть как творчество одного народа, так и творчество международное.

Во всяком литературном процессе – сочетание двух начал: традиции и личного творчества. Там, где личность углубляет традицию, мы можем говорить о литературной эволюции.

Личное творчество может установить новые традиции. И это можно сделать путем возрождения старой традиции. К 1980 годам татарская литература уже имеет сформированные традиции. В прозе на первый план выходит желание в полной мере раскрыть взаимоотношение человека и общества [6: 3]. Женская проза более ярко отражает данную тематику.

Хотелось бы обратиться к творчеству Набиры Гиматдиновой. Одной из главных тем в творчестве писательницы является судьба татарской женщины. Во многих из своих произведений Н. Гиматдинова описывает несостоявшееся счастье, неудавшуюся жизнь женщин. Каждая из ее героинь по–своему несчастлива. Автор пишет о любви своих героев. Но многие из ее героинь ошибаются в любви, у одних любимые оказываются слабыми мужчинами, другие сами предают свою любовь. Герои повестей и рассказов отнюдь не являются или отрицательными, или положительными персонажами. В них много и хорошего, и плохого. Но в каждом перевешивает или добро, или зло.

Главные герои Н. Гиматдиновой черпают свои силы в природе. Они с природой – одно звено. Писательница хочет вернуть людей в лоно природы, считая, что чем дальше человек от природы, тем меньше у него таких  человеческих качеств как доброта, любовь к ближнему, нежность, понимание, совесть, честь, уважение. Единство человека и природы является традицией, которая пришла в современную литературу уже издавна. Писательница хочет тем самым сохранить традицию единства всего живого [8].

Так же она хочет разбудить в читателях любовь к истории татарского народа, к его обрядам, традициям, верованиям. В последние  годы творчества Н. Гиматдинова богато использует мифологические  характеры, раскрывает многовековое духовое богатство народа. «Колдунья», «Волчья кровь», «Кукушкина слюна» – из таких повестей. Эти и другие произведения 90-х годов Н. Гиматдиновой поднимают тему взаимосвязи человека, природы и неизвестных сил.

Ее произведения ясно дают понять, что человек без своей истории, без природы не сможет дальше развиваться и расти. Самым главным врагом людей нынешнего поколения, как следует из произведений Н. Гиматдиновой, является алкоголь. Если у человека нет веры в будущее и он поддается действию всего вредного, то и дальнейшая жизнь будет обречена. Это мы ясно видим в повести «Ак торнакаргышы».

Жизненные сюжеты, и в то же время, отсутствие бытовой рутины делают произведения Н. Гиматдиновой популярными. Она стремится показать читателям всю силу духовности и нравственности. Обращение к традициям, противостояние добра и зла являются неотъемлемой частью особенности творчества писательницы.

Хотелось бы рассмотреть повесть Н. Гиматдиновой «Синдә минем хакым бар» 'Ты в долгу передо мной'[5: 157]. И в этой повести писательница не изменяет своим традициям: счастье человека в единстве с природой. Но тут можно найти и отражение национальной историй. Описывая характеры и жизни героев, она показывает историю. Издавна татарская деревня была гордостью народа. Она стоит на охране всего святого: религию сохранили именно в деревнях, народные достояния тоже там. Татарская деревня напоминает бабушек в белых платках, такие же чистые, бескорыстные. Но со временем и эта чистота уходит. Шагая в ногу со временем, в деревню приходят алкоголь, зависть. Люди становятся рабами свой жадности, ничего не видят кроме своего достатка. Все гоняются за деньгами, вместо того, чтобы ценить то, что имеют. Особенностью творчества Н. Гиматдиновой можно назвать параллельное описание всех событий. Настоящее и прошлое – они идут вместе. Вот и в повести наш главный герой Хафиз начинает вспоминать все свое прошлое… А все начинается с того, что в деревню привезут хоронить Миңлекамал, вся деревня знала ее как Давыл. Образ Давыл является отражением истории. Она переехала в деревню со своей внучкой, никто ничего не знал о ее жизни, но на 9 Мая она пошла на митинг в орденах и медалях. В военные годы даже женщины, не жалея себя, сражались с врагом. Война не щадила никого и поэтому против фашизма поднимались все, татарский народ не был исключением. Все хотели спокойной, мирной жизни – это объединяло народ. Люди, которые видели войну воочию, дорожили мирной жизнью, ценили каждое мгновение. Давыл является именно таким человеком.

В повести главным героем является Хафиз. Его детство прошло рядом с Давыл. Она воспитала в нем любовь к лошадям и справедливости. Но каким бы справедливым и правильным не Хафиз, его жена продает алкоголь населению. А по законам ислама это – харам. Вот именно из-за алкоголя все традиций в деревнях начали исчезать. Люди работали и зарабатывали деньги, чтоб купить себе выпить. Вот это все приводит к уничтожению всего святого. Автор все это показывает настолько естественно и жизненно. Она передает все через сны, мысли героев и природные явления.

Н. Гиматдинова показала себя как мастер составления сюжетной линии. Фантазия автора пересекается с национальной историей и тем самым образует единое целое. Уставшие от одиночества, лицемерия люди, ищут покой именно в природе [2:4]. Испорченное общество противопоставляется чистой природе. Чистая, безгрешная жизнь возможна лишь на лоне природы. Природа сохраняет в себе все: и прошлое, и настоящее, молча наблюдает за изменениями.

 

Список литературы

1.     Бродский Н. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель.

2.     Гыйниятуллина А. Нәбирә Гыйматдинованың әдәбиятка алып килгән яңалыгы // Мәгърифәт, 19 август – 2000.

3.     Гыйматдинова Н. Парлыялгыз: повесть ларһәм хикәяләр. – Казан, 2003. – Тат.кит.нәшер. – 191 б.

4.     Гыйматдинова Н. Бер тамчы ярату: повестьлар һәм хикәяләр. – Казан, 2006. – Тат.кит.нәшер. – 351 б.

5.     ГыйматдиноваН. Синдә минем хакым бар. – Казан, 2011. – Тат.кит.нәшер.- 224 б.

6.     Заһидуллина Д.Ф. Яңа дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традицияләр һәм яңачалык) [1980- 2000 еллар татар прозасындагы үзгәрешләргә багышлана]. – Казан: Мәгариф, 2006. – 255 б.

7.     Ференц   Н.   С   Основы   литературоведения              [Электронный               ресурс] URL.http://uchebnikionline.com/literatura/osavstva_-_ferents_ns

8.     http://www.cbs-kazan.ru/izdania-tatlitra12.htm