Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСОНАЖНАЯ МОДЕЛЬ ПАСТЫРЬ – СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРИХОДСКОЙ ПРОЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ А. ДЬЯЧЕНКО)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

В настоящее время можно отметить возрастающий интерес научного сообщества к творчеству современных православных писателей. Рассмотрению специфики идейно-тематического и художественного своеобразия православной прозы посвящены многочисленные работы, в том числе и диссертационные исследования (например, [2; 3; 4; 5; 6]). Среди наименее изученных явлений православной художественной литературы стоит отметить приходскую прозу, включающую рассказы и очерки сельских священников.

Данная работа посвящена анализу специфики системы образов современной приходской литературы. При анализе персонажной системы можно выделить различные уровни социального взаимодействия героев с рассказчиком. И.С. Леонов подробно рассматривает следующие модели: пастырь – сопутствующий [3; 5], пастырь – паства (прихожане) [6]. Под «сопутствующим» автор понимает человека, который является «духовным сподвижником священника-повествователя из числа мирян, его помощником как в богослужебной, так и в хозяйственно-бытовой сферах» [5, с. 26]. Кроме этих типов можно выделить и другие уровни взаимодействия персонажей: пастырь – случайный знакомый, пастырь – человек "за церковной оградой", пастырь – пастырь. Следует отметить, что тексты православной прозы, в частности, протоиерея Александра Дьяченко, позволяют выделить менее раскрытый, но не менее важный уровень: пастырь – семья. Семейная тема в приходской литературе раскрывается в двух аспектах: а) пастырь и его супруга (матушка); б) пастырь и его дети. Данная работа посвящена исследованию взаимоотношений в персонажной системе пастырь – матушка. Анализ проводится на материале рассказов протоиерея Александра Дьяченко.

Прежде всего стоит отметить, что важной характеристикой каждого персонажа-священнослужителя является его статус как семейного (рассказчик; отец Виктор («Подарок»), протоиерей-богатырь («Плоть едина»)) или несемейного. Среди персонажей несемейного типа можно выделить несколько подтипов: бывшие семейные священники (отец Геннадий из рассказа «Плоть едина»), монахи (отец Нафанаил из произведения «Пророчество игумена Нафанаила»), целибатные священники («Плоть едина»).

Рассказ «Плоть едина» [1, с. 113–125] раскрывает тему отношений членов семьи священника в различных аспектах. А. Дьяченко подчеркивает безусловную ценность семьи для женатого священнослужителя. Автор утверждает: «Отцы очень дорожат своими подругами, ведь жениться нам можно только один раз!» [1, с. 117], что указывает на запрет церковного устава на повторные браки для священнослужителей.

В рамках внутрисемейных отношений можно выявить следующие функции женского персонажа (матушки): а) поддержка супруга в трудной ситуации; б) оказание помощи в приходской жизни; в) проявление заботы о физическом здоровье мужа, г) указание на семейный статус священника.

Функция поддержки раскрывается в рассказе «Посвящение» [1, с. 94–98]. Она реализуется в переломный для рассказчика момент, связанный с рукоположением в священный сан. Следует отметить, что в произведении возникает спектр негативных мотивов (одиночество, страх, уныние), вызванный сомнениями повествователя в правильности принятого решения. Однако неожиданное появление в храме супруги будущего священника способствует разрушению данного мотивного комплекса: «Я увидел родные глаза, и мое напряжение сразу же улетучилось» [1, c. 94].

Реализация функции оказания помощи в приходской жизни способствует сближению образа матушки с сопутствующим персонажем. Так, в рассказе «Великий пост» отмечается включенность супруги священника в своеобразную структуру приходской общины (певчая, регент хора). Как отмечает И.С. Леонов применительно к данному контексту, «под иерархией понимается не система взаимодействия лиц, наделённых духовным саном, а негласная «иерархия» работников храма (…), имеющих определённый круг обязанностей на приходе: уборка, уход за подсвечниками, приготовление просфор и т.д.» [3, c. 92].

В ряде произведений приходской прозы отражена функция образа матушки, определяемая как проявление заботы о физическом здоровье мужа. Так, в произведении «Подарок» автор показывает, как тренажер становится поводом для настойчивых напоминаний о необходимости занятий спортом, адресованных отцу Виктору и рассказчику их женами. Роль матушки как «постоянного ограничителя» показана также в рассказе «Пророчество игумена Нафанаила», автор которого с юмором изображает ночные попытки героя в тайне от жены открыть дверцу холодильника.

В отдельных произведениях образ матушки обладает функцией указания на семейный статус священнослужителя. В рассказе «Плоть едина» автор касается проблемы влюбленности отдельных прихожанок в пастыря. Причина этого заключается в том, что одинокие или несчастные в семейной жизни женщины сталкиваются с внимательным отношением к своим проблемам и искаженно его трактуют. Семейный статус священника во многом защищает его от подобных посягательств, однако в некоторых произведениях упоминаются исключения из этого правила. Так, в рассказе «Плоть едина» изображен эпизод, связанный с попытками настоятеля храма избавиться от навязчивого поведения одной из прихожанок. Там же следует упоминание о целибатном священнике, окруженным вниманием многочисленных женщин. При этом эмоциональное состояние священнослужителя передается с помощью портретной характеристики: «глаза мученика» [1, с.114].

При отражении каждой из приведенной функции образа матушки автором проводится идея, что супруга для священника является незаменимой спутницей жизни. В приходских произведениях, посвященных семейной теме, возникают мотивы любви, верности, искренности («50 тысяч долларов», «Голубой квадрат», «Пророчество игумена Нафанаила»).

Рассматривая священнические семьи, автор указывает на определенные конфликтные ситуации, дифференцируемые по степени глубины и негативного воздействия на духовный мир персонажей. Во- первых, речь идет о незначительных противоречиях между супругами, возникающих на бытовой почве и не приводящих к нарушению семейной гармонии («Пророчество игумена Нафанаила», «Подарок»). Во-вторых, в ряде произведений изображается постоянный конфликтный фон в семье священника. Данный тип домашнего противостояния показан в произведении «Плоть едина» на примере семьи протоиерея-богатыря. Специфика взаимодействия персонажей осложняется еще и нарушением принятых в традиционном православном обществе традиций: супруга пытается руководить мужем. Однако при всей нестандартности ситуации автор не допускает разрыва отношений между персонажами. Основная идея произведения выражена в словах архиерея: «А теперь возвращайся домой к матушке и терпи. Всю жизнь ее терпи – это твой второй крест» [1, с. 122]. В-третьих, в произведениях приходской литературы в редких случаях изображены конфликты, приводящие к разрыву семейных отношений. На примере судьбы отца Геннадия из рассказа «Плоть едина» автор показывает непримиримый конфликт между священником и его супругой. От молодого батюшки, назначенного на сельский приход, уходит жена, что ставит героя в ситуацию выбора: отказаться от сана и вступить в брак повторно, либо на всю жизнь остаться в одиночестве. В произведении возникают мотивы ропота, отчаяния, женоненавистничества.

Подводя итоги, стоит отметить, что персонажи-священники и их жены, с одной стороны, принадлежат повседневной реальности, но с другой, обладают потенциалом для преодоления ее границ и совершенствования своих нравственных и духовных основ. Автор избегает идеализации в изображении священнических семей, однако эталоном считает крепкие семейные отношения и выражает надежду, что лучше из семей иереев смогут послужить образцом для подражания: «Может, и остаются священнические семьи последними островками верности в напоминание миру о том, что Любовь и Преданность – это не выдумка, и если люди одумаются и снова захотят Любить, то им будет, у кого поучиться» [1, с.123].



Список литературы

 

1.       Дьяченко Александр, священник. В круге света. Записки сельского священника.4-е изд. М.: Никея, 2017. 528 с.

2.       Краснякова М.С. Современная православная проза: генезис, основные мотивы, типология сюжетов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2016. 22 с.

3.       Леонов И.С. Образ сопутствующего персонажа в современной приходской прозе: функции и приёмы создания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 2. С. 89-96.

4.     DOI: 10.18384/2310-7278-2017-2-89-96

5.       Леонов И.С. Образы православных прихожан и способы их изображения в творчестве современных писателей-священников (на материале произведений А. Шантаева, А. Лисняка, С. Михалевича) // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2017. № 3 (56). – С. 99 – 108.

6.       Леонов И.С. Специфика изображения сопутствующего персонажа в современной приходской прозе (на материале творчества А. Шантаева и А. Лисняка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №4(70) – 2017. – С. 26-29 .

7.       Червоненко С.М. Духовно-нравственные аспекты творчества писателей-священнослужителей: малые жанры русской прозы 1990-2000-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2013. 22 с.