Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
09 марта 2016г.

В настоящее время актуальными  являются вопросы влияния  речевого дыхания на преодоление недоразвития речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Особенно важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. Формирование речевого дыхания и коррекция псевдобуль6арной дизартрии – это неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой патологией.

Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего, артикуляционной, моторики и речевого дыхания.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике [6].

Под речевым дыханием следует понимать способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико- грамматическому и интонационному наполнению высказывания [1, 3, 4]. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

При псевдобульбарной форме дизартрии практически всегда страдает дыхательная функция. При этом речевое дыхание сформировано недостаточно, жизненная емкость легких снижена, речевой выдох более короткий, чем вдох, сила выдоха недостаточна [2, 8].

Формирование речевого дыхания и коррекция псевдобуль6арной дизартрии - это неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой патологией. Фактически работа по развитию речевого дыхания включена во все комплексные системы коррекционной работы при дизартрии и является одним из главных направлений в ходе коррекции псевдобульбарной дизартрии [3, 7, 8].

В связи с этим целью данного исследования явилось изучение влияния речевого дыхания на преодоление недоразвития речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

Исследование проводилось в миниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.Тюмени. Обследованы дети в возрасте 5-6 лет. Выделены три группы детей. Контрольная группа – дети с нормальным речевым развитием. Две экспериментальные группы детей с недоразвитием речи – псевдобульбарной дизартрией: дети первой группы получали логопедическую коррекцию и дополнительные занятия по формированию речевого дыхания; дети второй группы получали только логопедическую коррекцию.

Анализ полученных результатов показал, что после проведенной работы по формированию  речевого дыхания у детей I экспериментальной группы значения показателей внешнего и речевого дыхания увеличились. Показатель жизненной емкости легких у детей первой экспериментальной группы (Табл.1) увеличился на 12%, тогда как у детей второй экспериментальной группы значения этого показателя возросли лишь на 2%. Кроме того, показатель минутного объема дыхания у детей первой экспериментальной группы к концу года (Табл.1) также увеличился по сравнению со второй экспериментальной группой.

Таблица 1 Результаты исследования показателей минутного объема дыхания (МОД) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у детей обследуемых групп

 

 

Группы обследуемых детей

МОД (M ± m) в литрах

ЖЕЛ (M ± m) в литрах

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Экспериментальная группа 1

2,8±0,02

3,3±0,04

1,05±0,03

1,27±0,02

Экспериментальная группа 2

2,8±0,03

2,9±0,04

1,04±0,03

1,09±0,02

Контрольная группа

3,2±0,05

3,5±0,06

1,3±0,01

1,37±0,02

Сравнительный анализ показателей речевого дыхания в экспериментальных группах выявил к концу года значительное повышение показателей речевого дыхания на 44% (40% в начале года и 84% в конце года) у детей первой экспериментальной группы, по сравнению с дошкольниками второй экспериментальной группы, где этот показатель возрос всего на 9% (от 43% в начале года и 52% в конце года).

Жизненная емкость легких у детей с псевдобульбарной дизартрией обследованных групп намного ниже, чем у детей контрольной группы с нормальным речевым развитием (Табл.1), поэтому объем воздуха легких у детей с псевдобульбарной дизартрией недостаточный для речевого выдоха. Детям приходится постоянно добирать воздух во время речи, появляются судорожные вдохи, наблюдается длительный латентный период между дыханием, голосообразованием и артикулированием.

После дополнительной коррекции к концу года у детей I экспериментальной группы повысился объем воздуха в легких, и в результате этого сформировался длительный речевой выдох, достаточный для произнесения синтагмы. Дыхание стало более глубоким и ритмичным по сравнению с показателями в начале года, когда отмечалось поверхностное дыхание. Дети стали дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох, увеличилась сила воздушной струи, ее целенаправленность, что важно для формирования звукопроизношения у детей, особенно с псевдобульбарной дизартрией.

Одной из важных задач коррекционной работы по формированию речевого дыхания является развитие диафрагмального типа дыхания.

В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные движения вдоха и выдоха, причем колебательные движения идут на фоне общего непрекращающегося выдоха. В этом состоит парадокс речевого дыхания, раскрытый Н.И. Жинкиным [5]. При каждом звуке речи диафрагма модулирует с определенной амплитудой и тем самым дублирует артикуляцию речевых эффектов (губ, языка, глотки, гортани). Центральные механизмы четко регулируют и координируют движения диафрагмы в процессе речевого выдоха.

У детей дошкольного возраста ритм дыхания непостоянный: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха.

Результаты проведенного исследования показали, что до начала работы у детей с псевдобульбарной дизартрией отмечался ключичный тип дыхания, в ходе дополнительной коррекционной работы по развитию речевого дыхания у 70% детей первой экспериментальной группы постепенно сформировался диафрагмальный тип дыхания, как наиболее физиологичный и оптимальный для нормального голосообразования.

При обследовании состояния речевой функции в начале года было установлено, что наиболее слабой еѐ стороной у детей с псевдобульбарной дизартрией, является сенсомоторная: страдает фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение и звуконаполняемость слова. Данные обследования речи подтверждают наличие фонетико-фонематического нарушения речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Анализ результатов исследования речевой функции детей обследуемых групп показал, что в конце года успешность выполнения речевых проб значительно повысилась в первой экспериментальной группе по сравнению во второй. У детей первой экспериментальной группы показатель звукопроизношения повысился на 21%. Во второй экспериментальной группе, в которой проводились только логопедические занятия, показатели звукопроизношения изменились незначительно (с 49 до 54%). Фонематическое восприятие у детей первой экспериментальной группы также улучшилось на 9%. При обследовании фонематического восприятия, фонематического анализа дети значительно меньше допускали ошибок, могли определить позицию звука в слове, наличие или отсутствие заданного звука. Обследование артикуляционной моторики показало нормализацию тонуса мышц языка, повышение точности, последовательности, переключаемости движений органов артикуляционного аппарата. Улучшились показатели звукобуквенной структуры слова: отмечалось меньше ошибок в искажении звуков, опускании согласных звуков, замене и перестановке звуков, смешении звуков.

Сравнительный анализ полученных результатов проведенного исследования показал, что у детей с псевдобульбарной дизартрией в первой экспериментальной группе, где проводились и логопедические занятия, и дополнительное формирование речевого дыхания отмечается  более успешное выполнение речевых проб по сравнению со второй экспериментальной группой, где дополнительная работа по формированию речевого дыхания не проводилась.

Таким образом, проведенное исследование показало положительное влияние формирования дыхания у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на речевое развитие ребенка, что способствует повышению эффективности коррекционного обучения, направленного на преодоление псевдобульбарной дизартрии.

Полученные результаты проведенного исследования могут служить основой для разработки рекомендаций в коррекционной работе с детьми с псевдобульбарной дизартрий.

 

Список литературы

1.     Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

2.     Белякова Л.И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 55 с.

3.     Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1996. – 157 с.

4.     Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Владос, 2001. – 112 с.

5.     Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Советская педагогика. – 1954. – № 6. С.156.

6.     Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. – 287 с.

7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений /      под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

8. Фатеева Н.М., Посохова М.А. Изучение формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи / Вестник Российского университета дружбы народов», серия «Медицина». 2010, № 4. С. 478-481.