09 марта 2016г.
Исследования психофизиологических механизмов познавательных процессов [1, 2] выявили необходимость изучения структуры функциональных систем мозга реализующих их на разных этапах онтогенеза [5].
Учитывая, что обязательными компонентами любого познавательного процесса являются три функциональных блока мозга по А.Р. Лурия [3], есть основания предполагать, что функциональные системы познавательных способностей разных видов и уровней развития в онтогенезе будут отличаться по участию этих функциональных блоков мозга.
Учитывая, недостаточную изученность структуры функциональных систем различных видов мнемических способностей в дошкольном возрасте, в настоящем исследовании поставлена цель изучить основные физиологические механизмы мозга, принимающие участие в запоминании зрительного невербального материала у шестилетних детей обоего пола.
Группа обследованных состояла из 80 детей шестилетнего возраста и включала 38 мальчиков и 42 девочки. Эффективность мнемических способностей оценивалась по скорости запоминания фигуры № 2 [5]. Исследование физиологических механизмов мнемических способностей разного уровня развития (функциональных, операционных и регулирующих) и различной эффективности велось с помощью авторской программы ЭВМ [4]. Сущность методики заключалась в оценке реактивности сенсорных зон коры по показателям времени реакции (ВР) на зрительные, звуковые и кожные сигналы. Показатели ВР правого и левого полушарий регистрировались раздельно. С этой целью осуществлялась пространственная ориентация сигналов в проекционные зоны каждого из полушарий коры головного мозга. Ответная реакция осуществлялась, соответственно правой или левой рукой. Подобная модификация позволяла судить о реактивности сенсорных зон отдельно правого и левого полушарий в состоянии относительного покоя и в промежутках между диагностикой эффективности познавательных процессов.
При оценке процесса запоминания зрительного невербального материала шестилетними мальчиками отмечено доминирование правого полушария (∆ ВР асим = 64,2 мс) за счет его значительной активации (∆ВР актив = 96,3 мс) по сравнению с левым полушарием (2-й блок). Несмотря на то, что в их правом полушарии в большей степени активировались зрительные (∆ ВР = 126,3 мс) и слуховые (∆ ВР = 107,4 мс) зоны, реактивность кожной сенсорной зоны оставалась наиболее высокой и на фоновом уровне и в момент запоминания (2-й функциональный блок).
У мальчиков 1-й группы, запомнивших фигуру № 2, межполушарное соотношение реактивности сенсорных зон в состоянии относительного покоя характеризовалось доминированием реактивности сенсорных зон левого полушария на 25,4 мс, при этом в правом полушарии доминирующей сенсорной зоной являлась кожная, в левом - слуховая. Процесс запоминания зрительного невербального материала сопровождался активацией преимущественно правого полушария (Δ ВР = 101,1 мс) и доминированием его реактивности в целом (Δ ВР = 457,3 мс). Наиболее реактивными сенсорными зонами и правого и левого полушария являлись в этой ситуации слуховые зоны. Процесс запоминания сопровождался активацией конвекситальных (108 мсм) и медиобазальных (96 мс) зон лобных долей правого полушария.
У мальчиков 6-ти лет, не запомнивших фигуру №2, межполушарное соотношение реактивности сенсорных зон в состоянии относительного покоя характеризовалось доминированием реактивности сенсорных зон правого полушария на 56,6 мс, при этом и в правом и в левом полушариях доминирующими сенсорными зонами являлись кожные сенсорные зоны. Процесс запоминания зрительного невербального материала, также как и у мальчиков 1- й группы, сопровождался активацией преимущественно правого полушария (Δ ВР = 107,4 мс) и доминированием реактивности правого полушария (ВР = 56,3 мс). Доминирующими сенсорными зонами у них в правом полушарии являлись кожные зоны, в левом полушарии - слуховые. Процесс активации лобных долей обеспечивался преимущественно конвекситальными (130 мс) зонами правого и левого (94 мс) полушарий.
Психофизиологические механизмы зрительной невербальной памяти у девочек 6-ти летнего возраста во многом были схожи с аналогичными механизмами у мальчиков. Как и у мальчиков, у девочек в момент запоминания активность правого полушария была выше, поскольку оно активировалось сильнее в ответ на предъявление нагрузки. Внутриполушарное соотношение в процессе запоминания было схожим с мальчиками и в правом полушарии доминирующей сенсорной зоной являлась кожная зона, а в левом слуховая. Выявленный характер внутриполушарных соотношений и в состоянии фона и после нагрузки был идентичен соотношению в группе мальчиков и указывал на включение механизмов наглядно – действенного типа мышления в процессе запоминания зрительного невербального материала (2-й функциональный блок).
У девочек 1-й группы, запомнивших фигуру №2, в состоянии относительного покоя межполушарное соотношение реактивности сенсорных зон характеризовалось доминированием реактивности сенсорных зон левого полушария на 33,8 мс, при этом в правом полушарии доминирующей сенсорной зоной являлась слуховая, в левом кожная. Процесс запоминания зрительного невербального материала сопровождался активацией преимущественно правого полушария (Δ ВР = 94,6 мс) и доминированием его реактивности (ВР = 439,1 мс). Наиболее реактивными сенсорными зонами и в правом и в левом полушариях являлись слуховые зоны.
У девочек 2-й группы, не запомнивших фигуру № 2, межполушарное соотношение реактивности сенсорных зон в состоянии относительного покоя характеризовалось незначительным доминированием правого полушария на 21,2 мс, при доминировании в обоих полушариях слуховых сенсорных зон.
Процесс запоминания зрительного невербального материала сопровождался у девочек одинаковой активацией и правого и левого полушарий с незначительным доминированием реактивности правого полушария (18,8 мс). При этом наиболее реактивными сенсорными зонами правого полушария у них оказались кожные зоны, а в левом полушарии - зрительные. Активация лобных долей у девочек обеспечивалась преимущественно конвекситальными зонами в правом (Δ ВР = 104,3 мс) и медиобазальными (Δ ВР = 88,6 мс) зонами левого полушария.
В исследовании выявлено, что у 6-ти летних детей с эффективными механизмами запоминания отмечается высокая базальная реактивность сенсорных зон (1-й функциональный блок), а также внутриполушарное соотношение активности сенсорных зон определяющее словестно-логический тип мышления (2-й функциональный блок). При этом, работа третьего функционального блока отличается одновременной задействованностью медиобазальных зон лобных долей и конвекситальных зон, обеспечивающих программирование деятельности [4].
Благоприятными признаками структуры функциональных механизмов мозга в процессе запоминания зрительного невербального материала является преимущественная активация в процессе запоминания правого полушария, особенно его зрительных и слуховых зон, при доминировании в обоих полушариях слуховых сенсорных зон [5].
Таким образом, процесс запоминания зрительного невербального материала шестилетними детьми обоего пола обеспечивается включением процессов мышления, а эффективность памяти определяется типом мышления у ребенка включающимся в процессе запоминания.
Список литературы
1. Дубровицкая, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 183 с.
2. Когнитивная психология памяти / Под редакцией У. Найссера, А. Хаймен. - М.: Прайм-Еврознак , 2005. - 640 с.
3. Медведев, И.Н., Никишина, Н.А. Способ психофизиологического определения типа мышления у детей дошкольного возраста. Патент на изобретение №2417751. Приоритет от 15.02.2010 г.
4. Медведев, И.Н., Никишина, Н.А. Программа оценки психофизиологических механизмов мнемических и аттенционных способностей. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2012615383. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 15. 06. 2012 г.
5. Черемошкина, Л.В. Психология памяти / Л.В. Черемошкина. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 319 с.