Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН НА ИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

В условиях рыночной экономики важным аспектом является пересмотр многих вопросов, оказывающих влияние на развитие России и центральной проблемой при этом, является ценообразование на инновационную продукцию. Для решения этой проблемы разработаны теории относительно ценообразования на инновационные продукты, но оптимальная стратегия установления цен не определена.

Данная проблема очень актуальна в наши дни, это связано с социально-экономическими преобразованиями, характеризующими современное состояние и тенденции развития страны, которые являются неотъемлемой частью инновационного продукта, как товара. Инновации  открывают неограниченные возможности для укрепления имеющихся позиций на внутреннем и мировом рынках.

Важно определить экономические и социальные основы формирования цен в условиях рыночной экономики на инновационные продукты, а также необходимость их регулирования.

Цены и ценообразование являются одним из ключевых составляющих рыночной экономики. Правильная методика установления цены, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии – это необходимые компоненты эффективной работы любой организации [3].

Каждый товар имеет цену, однако не каждая компания может установить цену, по которой она готова продавать свой товар. В зависимости от особенностей инновационного продукта, объемов и экономической мощи предприятия - продавца, поставленных целей, для определения цены могут быть использованы различные методы.

Выбор определенной методики основан на том, какие цели компания поставила перед собой, какова ситуация на рынке и потребительские характеристики производимой и реализуемой инновационной продукции. Каждый из методов ценообразования имеет свои преимущества и недостатки и по-разному влияет на уровень цены [1].

Рассмотрим основные методы ценообразования, используемые в рыночной экономике. Их можно разделить на следующие группы:

-   методы, ориентированные на затраты,

-   методы, ориентированные на спрос потребителей,

-   параметрические методы,

-   методы, ориентированные на конкурентное окружение.

Методы, которые основаны на учете затрат, показывают ориентацию на продавцов. Они являются традиционными и распространенными, это обуславливается наличием требуемой информации у компаний, простотой расчетов, есть возможность определить нижнюю границу цены. Но существуют и недостатки: не учитывается уровень спроса и может сложиться такая ситуация, когда инновационный товар не реализуется из-за того, что цена высока [4].

Метод полных издержек предполагает, что в основе цены на инновационную продукцию заложены все фактические затраты компании на ее производство и реализацию, т.е. рассчитывается полная себестоимость товара и к ней прибавляется сумма прибыли. Т.к. постоянные расходы распределены между всеми видами выпускаемого товара пропорционально какому-либо показателю, то при разных вариантах распределения колеблется и уровень ее себестоимости.

Более прогрессивным и обоснованным можно считать метод стандартных полных издержек - оптимальный для установления цен на инновационную продукцию. Его смысл в том, что в основу цены закладываются не фактические затраты, а нормативные, а также учитывается отклонение фактических расходов от норм. Такой метод ценообразования имеет свои преимущества в сравнении с простым учетом фактических затрат. Он дает возможность управлять затратами, т.к. рассчитывается не просто общая величина отклонения, а в разрезе каждой статьи.

Данный метод позволяет осуществить пофакторный анализ статей затрат и выявить, почему происходит отклонение цены от стандарта, и обеспечивает возможность непрерывного сопоставления статей затрат с финансовыми результатами вне зависимости от изменений в загрузке производственных мощностей. Такой метод ориентирует производителей на сокращение затрат.

Менее подходящим методом для установления цен на новую продукцию является метод предельных издержек, который предполагает учитывать в цену товара только затраты, возникающие при выпуске каждой дополнительной единицы продукции сверх производства.

Применение данного метода основывается на принципе маржинальной прибыли, за счет которой происходит возмещение постоянных затрат. Метод предельных издержек сложнее, чем метод стандартных полных издержек, т.к. ориентируется на многофакторный подход к ценообразованию. Если компания его использует, то необходимо оценивать потенциальный объем продаж по каждой предполагаемой цене [2].

Метод применяется в разных ситуациях. Например, если в организации существуют свободные производственные мощности и постоянные затраты покрываются текущим объемом производства. В этом случае для увеличения объемов продаж компания может формировать цену на инновационную продукцию только с учетом переменных издержек. А если компании нужно завоевать долю рынка, и оно планирует использовать ценовую стратегию проникновения на рынок, т.е. цена на его изделие устанавливается ниже, чем цена на аналогичный товар. В таком случае важно учитывать, что длительное время использовать этот метод невозможно, т.к. в конечном итоге нужно будет возмещать все затраты и получать прибыль.

Главными направлениями продвижения инновационных товаров из позиции их потребительского назначения являются: замена товара, добавление его к существующим ассортиментным группам, новые ассортиментные группы, продукция, которая представляет собой мировые новинки и создает новые рынки сбыта и сферы использования.

Решая вопрос об установлении окончательной цены на продукцию важно помнить, что определение ее величины не может происходить без учета ситуации на рынке и общей стратегии компании.

Таким образом, в условиях рыночной экономики цены могут найти широкое применение в отношениях между  разработчиками, создающими научный задел и выполняющими инициативные разработки, и промышленные объединения или организации-спонсоры заинтересованы в результатах таких работ.

При современных темпах развития науки и техники инновационные приоритеты экономики страны должны объективно определяться не только по узловым направлениям преодоления технологического отставания в развитии отдельных отраслей, но и по факторам прироста социально-экономической эффективности каждого  нового воспроизводственного цикла, кругооборота капитала. Это является определяющей предпосылкой достижения долгосрочных целей предприятия для устойчивого экономического роста на всех уровнях народного хозяйства страны.

Принимая решение о выборе уровня цены, руководителям компании необходимо опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара, т.к. благодаря этому будет возможность оценить вероятность получения прибыли с различных сторон. Исходя из спроса на инновационную продукцию, ее качества, воспринимаемой ценности товара потребителем, уровня затрат на производство следует выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации.

 

Список литературы

 

1.        Емельянова Т. В., Бабушкина Е. П., Приходько В. В., Скорик Н. Я., Тишковская Т. М. Ценообразование в организации. - Москва, 2011

2.        Калапуц П.А. Формирование цен на новую продукцию // «МГОУ-ХХI-новые технологии», 2009

3.        Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование; Питер - Москва, 2010

4.        Трифилова А. А. «Открытые инновации» – парадигма современного инновационного менеджмента // Инновации, 2010.