Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Аннотация: в статье рассматривается сущность и методы государственного регулирования цен в условиях экономического кризиса на продовольственные товары, анализируются последствия государственной ценовой политики. Приводятся результаты мониторинга цен на продовольственные товары в розничных торговых точках.

Ключевые слова: государство, цена, ценообразование, государственное регулирование, социально значимые товары, продовольственные товары.

В современных условиях цена играет значимую роль в экономике, подчиняя производство общественным потребностям через механизм спроса, создает стимулы для снижения издержек, связанных с производством и реализацией продукции, а также для внедрения достижений научно-технического прогресса в хозяйственную практику. Как известно, в силу несовершенства рыночного механизма, государство зачастую вмешивается в его функционирование, в том числе и в процесс ценообразования, однако последствия такого вмешательства не всегда можно оценить положительно. С одной стороны, оно содействует развитию рыночных отношений, конкуренции, выполняет антициклическую функцию, сглаживая при этом социально-экономические последствия инфляции, а с другой, – блокирует конкурентный механизм установления цен. Вот почему получивший столь широкое освещение в научной литературе вопрос, связанный с государственным регулированием цен, является дискуссионным и актуальным, а его изучение позволяет углубить представление о роли государства в ценообразовании и эффективности методов регулирования цен.

Очевидно, что государственное регулирование цен, является неотъемлемой составляющей ценовой политики государства, представляющей собой комплекс мер, направленных не только на осуществление регулирования цен в экономике, но и контроля за их соблюдением. В свою очередь, ценовая политика государства выступает частью более общей государственной политики – экономической, которая, как полагает В.И. Кушлин, призвана способствовать:

–           развитию рыночных отношений;

–           свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств;

–           защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

–           созданию условий для честной конкуренции;

–           преодолению инфляционных процессов;

–           достижению экономической и социальной защиты населения и др.[2, c. 105].

Еще более конкретный перечень целей государственного регулирования цен приводится Е.В. Стрижовым, в частности, отмечающим, что государственное регулирование цен осуществляется в целях:

–           согласования интересов субъектов рыночной экономики (производителей, потребителей, государства);

–           обеспечения экономической безопасности страны;

–           защиты отечественных производителей;

–           защиты наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;

–           создания условий для нормальной конкуренции;

–           оказания влияния на деятельность предприятий монополистов;

–           ограничения инфляционного роста цен;

–           ограничения резкого роста цен на факторы производства;

–           поддержания ценовых пропорций [5, c. 26].

Первичной формой государственного воздействия на цены, на котором, по сути, основываются методы прямого и косвенного регулирования, является наблюдение за ценами, осуществляемое статистическими органами, научно-исследовательскими центрами. Цель такого наблюдения состоит в измерении стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также оценке влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность [4, c. 111].

Государственное регулирование цен на конкурентных рынках осуществляется путем сочетания прямых и косвенных методов.

Как указывает Е.Н. Воронкова, прямое государственное регулирование представляет собой административное вмешательство государства в процесс установления цен, правил ценообразования с целью ограничения ценовой конкуренции, стабилизации или сдерживании производства различных товаров [6, c. 70].

К методам прямого государственного регулирования цен относятся.

1)          Замораживание цен – это установление постоянства цен, которое является, в первую очередь, инструментом антиинфляционной политики. Замораживание цен может носить всеобщий характер или распространяться на отдельные товары (повседневного спроса и иные жизненно необходимые товары).

2)          Установление фиксированных цен – применяется в условиях инфляции либо в обычном состоянии рыночной экономики, с целью предотвращения возникновения и развития инфляционных процессов.

3)          Установление пределов цен. Введение нижнего предела цен как гарантийная мера, обеспечивающая производителю определенный уровень дохода, предупреждающая его банкротство и позволяющая расширить спрос на продукцию, осуществляется в периоды кризисов перепроизводства, сопровождающихся резким падением цен. Установление верхнего предела цен, сдерживающее их бесконтрольный рост, предупреждающее действия участников рынка, связанные со стремлением увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объема реализации, имеет место в случае острого товарного дефицита на рынке.

4)          Установление предельного норматива рентабельности – призвано ограничить прибыль от реализации единицы продукции и, как правило, применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов, а также при прямом регулировании цен на различные виды сервиса.

5)          Установление предельных значений посреднических и торговых надбавок – обычно производится местными исполнительными органами власти на реализацию и транспортировку товаров в конкретных регионах.

6)          Декларирование цен – представляет собой практику предоставления в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен, носящих заявительный характер.

7)          Установление гарантированных цен – зачастую применяется в отраслях АПК при контроле сбыта сельскохозяйственной продукции, служит рычагом влияния государства на структуру аграрного производства и инструментом осуществления социальной политики в отношении крестьянства.

8)          Установление рекомендательных уровней цен – иногда применяется к важнейшим видам товаров, фактическая цена которых может превышать рекомендательный уровень, однако прибыль от реализации таких товаров по цене превышающей рекомендательную, облагается прогрессивным налогом [3, c. 67].

Помимо методов прямого воздействия на цены государство применяет косвенные методы регулирования цен, предполагающие воздействия на факторы ценообразования и получившие широкое распространение в западных странах в начале XX века в связи с интенсификацией инфляционных процессов. С помощью косвенных методов государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, диктуя порядок, способы определения цены и ее уровень. К косвенным методам государственного регулирования цен относятся налоги, субсидии, дотации, установление минимального размера оплаты труда [1, c. 14].

Во многом положительные моменты государственного регулирования цен исходят из целей данного направления государственной политики. Например, замораживание цен, установление пределов цен или установление предельного норматива рентабельности в совокупности с регулированием заработной платы способствуют сдерживанию инфляции посредством политики доходов, предполагающей остановку раскручивания спирали «зарплата – цены». Применение косвенных методов регулирования цен со стороны государства, в частности, снижения налоговой ставки или полного освобождения от налогов, дотирования производителей, выпускающих товары первой необходимости, способствует обеспечению равного доступа населения к данным товарам независимо от уровня доходов граждан. Содействие развитию конкуренции может быть реализовано посредством установления дотаций национальным производителям, либо введения импортных пошлин, которые выступают в качестве  ограничительных мер, связанных с установлением барьеров для входа импортеров на внутренний рынок. Обеспечение конкурентной среды также может быть реализовано посредством установления государством фиксированных цен, пределов цен, предельного норматива рентабельности, предельных значений посреднических и торговых надбавок. Данные государственные меры применяются в отношении предприятий с целью недопущения завышения цены.

Резкий скачек цен на продовольственные товары в основном наблюдается в период экономического кризиса, который вызван рядом причин. По данным проведенным в рамках научно-исследовательского проекта мониторинга цен за 2015-2016 гг. показал, что по таким продовольственным товарам, как капуста, темп изменения цен составил 220%, сахар-песок – 133 %, картофель – 126%.[6]

Как уже было сказано выше, государственное регулирование цен на конкурентных рынках содержит в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

Государственные органы управления РФ в целях стабилизации данной ситуации, начали проводить массовые проверки розничных торговых точек в соответствии с постановлением правительства РФ № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему тор-говую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».

В результате рейдов, задачей которых стало выявление динамики изменения цен на социально значимые продовольственные товары, был получен анализ. В ходе исследования было выявлено, что цены в сетевых магазинах значительнее ниже, несетевых магазинов. Анализ полученных данных представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Средние цены на социально значимые продовольственные товары в розничных торговых точках (наблюдения февраль 2016 г.), руб.
Что касается негативных последствий государственного регулирования цен, то следует отметить, что, государственное вмешательство в процесс ценообразования нарушает действие рыночного механизма, основанного на действии законов спроса и предложения, что ведет к разрушительному воздействию на рыночную экономику. Кроме того, принудительное установление цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения как способ решения проблем социального неравенства в доходах, ограниченного доступа к ресурсам или потребительским благам, зачастую сопровождается товарным дефицитом, недопроизводством товаров, что отрицательно сказывается на общественном развитии. Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах, субъекты которой, избегая налогообложения, способствуют сокращению поступлений в государственный бюджет, которые могли бы быть направлены на решение социальных проблем.

В таблице 2 представлены темпы изменения розничных цен на социально значимые продовольственные товары в розничных магазинах.

Таблица 2 - темпы изменения розничных цен на социально значимые продовольственные товары в розничных магазинах


В результате ежемесячного мониторинга цен, свободной реализации на потребительском рынке, показал, что проверки торговых точек, осуществленных государственными органами управления РФ, не повлиял на снижение цен, те группы товаров, рост цен на которые превысил 30%.

Проанализировав динамику изменения цен, можно сделать вывод, что государственное вмешательство в процесс ценообразования не способствовало снижению цен, а по некоторым товарным группам цены продолжали расти.

Данная ситуация обусловлена не только несвоевременным вмешательством государства в регулирование цен, но и отсутствием механизма установления  предельно допустимых розничных  цен, которые позволили бы учесть интересы как продавцов, так и покупателей.

Такая практика показывает, что в Постановлении Правительства Российской Федерации о государственном регулировании цен на социально значимые продовольственные товары, хотя и содержатся все необходимые положения, гарантирующие стабильность ценовой политики, однако присутствуют «белые пятна», не позволяющие государственным органам управления в полной мере реализовать свою регулирующую функцию в ценообразовании.

Таким образом, ценовая политика государства реализуется комплексом мер прямого и косвенного воздействия на цены, служит средством реализации основных функций государства в экономической и социальной сфере и имеет различные последствия для экономики в целом и отдельных ее субъектов. В силу этого при осуществлении государственного регулирования цен необходим комплексный подход, позволяющий учитывать интересы различных субъектов рыночной экономики.

Список литературы

 

1.     Бабленкова, И.И. Государственное регулирование и государственный сектор в современной региональной экономике России / И.И. Бабленкова // Экономика. Налоги. Право. – 2012. – № 3.– с. 13-27

2.       Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики / В.И. Кушлин. – М.: Экономика,2014. – 495 с.

3.       Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики / В.В. Мельников.– М.: Омега-Л, 2015. – 338 с.

4.     Осадин, Н.Н. Государственное регулирование финансовой сферы в посткризисной экономике России / Н.Н. Осадин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2011. Т. 3. – № 1. – с. 110-115

5.     Стрижов, Е.В. Государственное регулирование структурных сдвигов в / Е.В. Стрижов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – №2. – с. 26-28

6.     Куликов И.А., Цыбанина И.В. Мониторинг цен на социально значимые товары в роз- ничных торговых предприятиях города Москвы: сб. ст.: в 3 т. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Пле- ханова», 2016. Т. 3. 264 с.

7.       Федорова, Г.М. Формы и методы государственного регулирования цен / Г.М. Федорова // Экономическая среда. – 2014. – №4. – С. 70-73