Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОПЕРАТОРА МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Мобильная связь является одной из современных составляющих инфраструктуры страны. Под инфраструктурой [1] понимается строение, расположение, т.е. совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.

С другой точки зрения к инфраструктуре относят капитальное оборудование, используемое для предоставления общественно доступных услуг, включая транспорт и телекоммуникации, газо-, электро- и водоснабжение. Инфраструктура создает необходимую основу для других видов экономической деятельности в современных странах; а их отсутствие или ненадежность характерны для развивающихся стран и являются помехой для развития. Услуги инфраструктуры обычно либо предоставляются, либо регулируются государством.

Инфраструктура создается по большей части за счет государственных средств, что не исключает прямого участия бизнеса в создании отдельных ее элементов. Экономический рост на конкретной территории непосредственно связан с развитием инфраструктуры, в совершенствовании которой заинтересовано как население, так и бизнес. А финансирование развития инфраструктуры осуществляется за счет государственных расходов, формирующихся налоговых поступлений от деятельности бизнеса.

Несмотря на важность создания новых и развития существующих объектов инфраструктуры большая часть экономических исследований в этой сфере направлена на обоснование методик проектирования по выбранным вариантам. Хотя при проектировании новых и переустройстве действующих объектов, включая мобильные сети, проводятся экономические изыскания на основе маркетинговых исследований в определении потребных инвестиционных ресурсов, а также источников и форм их привлечения для реализации проектов, оценки экономической эффективности инвестирования [5]. Экономисты выполняют:

·          расчеты сметной стоимости;

·          технико-экономические расчеты по выбору наиболее рациональных вариантов планировочных, конструктивных и других инженерных решений на этапах подготовки проектно-сметной документации.

Таким образом, основными существующими направлениями экономических изысканий является обоснование инженерных решений по созданию и развитию объектов инфраструктуры с выбором, естественно, наилучших вариантов. Следовательно, экономическая эффективность создания и развития объектов инфраструктуры остается в стороне от экономических изысканий при проектировании. Обслуживающий характер объектов инфраструктуры не должен заслонять экономического содержания их деятельности.

Одной из особенностей сотовой связи в РФ является то, что изначально компании мобильной связи создавалась бизнесом и развиваются и функционируют как коммерческие предприятия. С другой стороны приведенный выше анализ показал, что компании сотовой связи предоставляют услуги, которые являются сложными  или  составными,  так  как  при  ее  предоставлении  одновременно  участвуют  несколько организаций. При этом ведущей организацией является компания-оператор сотовой связи, которая и предоставляет услугу, используя собственные информационные ресурсы[3].

Другой участник – дилер должен обеспечить абонента оборудованием, т.е. сотовым телефоном, SIM-картой, а также сопутствующими аксессуарами. Кроме того, на дилере лежит обязанность сбора платы на оказываемую оператором сотовой связи услугу – предоставление трафика. Из сказанного следует, что подавляющая доля инвестиций потребляется непосредственно оператором сотовой связи, а дилеры потребляют незначительную долю инвестиций и нередко оператор вынужден делать прямые инвестиции в развитие дилерской сети, как собственной, так и привлекаемой. Привлечение дилерской сети позволяет не только экономить на инвестициях, но и на издержках оператора сотовой связи.

Обычно государственные расходы в области развития инфраструктуры ориентированы на длительный период окупаемости, и, как правило, имеют низкую рентабельность. Операторы сотовой связи имеют высокую рентабельность, о чем свидетельствует существование на рынке как крупных корпораций, действующих без непосредственной финансовой государственной поддержки, так и функционирование многочисленных региональных компаний сотовой связи. А при высокой рентабельности за строительство и эксплуатацию объектов сотовой связи берется непосредственно бизнес.

Создание и развитие инфраструктуры должно обеспечить экономический рост и занятость на данной территории. Поэтому в качестве основного критерия, определяющего эффективность государственных расходов в сфере инфраструктуры, не может быть прибыль. Исходя из этого положения, можно сделать вывод, что если бизнес делает инвестиции в инфраструктуру, то эта деятельность также должна подвергаться тарифному регулированию именно в силу обслуживающего характера инфраструктурных предприятий.

Несколько смягчает эту ситуацию наличие конкуренции между инфраструктурными предприятиями, что и наблюдается на рынке сотовой связи. Хотя операторы сотовой связи ориентированы на обслуживание определенной территории, они, как  правило, не являются монополистами и поэтому тарифное регулирование в данной области не имеет «жесткой направленности». В составе основных средств операторов сотовой связи высок удельный вес дорогостоящих сооружений, обладающих чрезвычайно низкой ликвидностью: базовые станции и мачты для них. Это обстоятельство при существующей ценовой конкуренции снижает рентабельность компаний сотовой связи. Следствием этого является:

·          уменьшение величины средств, которые могут быть использованы для инвестиций;

·          увеличение величины привлекаемых инвестиций, что приводит к еще большему снижению рентабельности.

Таким образом, развитие бизнеса на рассматриваемом рынке приводит как к появлению барьеров входа на этот рынок за счет снижающейся рентабельности и необходимости привлечения инвестиций для развития и модернизации сети сотовой связи, так и барьеров выхода за счет наличия оборудования и сооружений с низкой ликвидностью. Чтобы еще увеличить барьеры  входа и сократить ценовую конкуренцию операторы сотовой связи прибегают к расширению продуктовой линейки, что приводит к росту нематериальных активов и позволяет компенсировать снижение доходов от традиционных продуктов компаний.

Но, тем не менее, при планировании реализации инновационной программы необходимо учитывать наличие поступлений от экономической деятельности оператора мобильной связи, часть из которых можно и целесообразно направлять на ее финансирование для повышения конкурентоспособности предприятия [2].

Инвестиционная программа компании сотовой связи является необходимым этапом реализации ее стратегии и все последующие действия, связанные с инвестициями, являются также продолжением инновационной политики.

Формирование инновационной политики компании сотовой связи базируется на предлагаемой системе принципов:

1.         Для организации сотовой связи в зоне обслуживания устанавливаются базовые приемопередающие станции (БС) с относительно небольшими зонами радиопокрытия:

§   перекрывающими друг друга для обеспечения сплошного покрытия территории с заданным уровнем надежности, устойчивости и качества связи;

§   использующими   многократное  использование  выделенного  оператору сети   радиочастотного ресурса.

2.     В качестве математической модели сотовой сети используются шестиугольники  - «соты», представляющие возможность без разрывов покрыть какую-либо поверхность территории.

3.   Операторы сотовой связи реализуют сложные (составные) услуги, так как при их предоставлении одновременно участвуют несколько организаций. Ведущая оператор сотовой связи, предоставляющий собственно услугу, обеспечивающая – дилер, предоставляющий абоненту сотовый телефон,

SIM- карту, сопутствующие аксессуары, а также осуществляющий сбор платы на оказываемую оператором сотовой связи услугу – предоставление трафика.

4.         Инновационные мероприятия планирует оператор сотовой связи, непосредственно потребляющий для их осуществления подавляющую долю инвестиций. Дилеры потребляют незначительную долю инвестиций. Нередко оператор вынужден делать прямые инвестиции в развитие дилерской сети, как собственной, так и привлекаемой, с целью минимизации инвестиций и издержек.

5.    В составе основных средств компаний сотовой связи высок удельный вес дорогостоящих сооружений, обладающих чрезвычайно низкой ликвидностью: базовые станции и мачты для них. Это обстоятельство при существующей ценовой конкуренции снижает рентабельность компаний сотовой связи, что приводит к: 

§   уменьшению величины средств, которые могут быть использованы для инвестиций;

§   увеличению  величины  привлекаемых  инвестиций,  что  ведет  к  еще  большему  снижению рентабельности.

6. Развитие бизнеса на рассматриваемом рынке приводит к появлению барьеров входа на этот рынок из-за снижающейся рентабельности и необходимости привлечения инвестиций для развития и модернизации сети сотовой связи за счёт инновационных проектов, и барьеров выхода, связанных с наличием оборудования и сооружений с низкой ликвидностью. Для увеличения барьеров входа и сокращения ценовой конкуренции операторы сотовой связи вынуждены проводить активную инновационную политику, постоянно расширяющую продуктовую линейку, что приводит к росту нематериальных активов и позволяет компенсировать снижение доходов от традиционных продуктов компаний.

7. На величину инвестиций, необходимых для реализации инновационной политики, существенное влияние оказывает:

§   число передатчиков на каждой базовой станции;

§   высота расположения базовой станции по отношению к рельефу местности;

§   мощности и емкости базовых станций;

§   величина используемого кластера и «защитного интервала»;

§   ширина необходимого частотного диапазона;

§   величина сот, которые рассматриваются вместе с рельефом и этажностью застройки;

§   численность и распределение абонентов в каждой ячейке;

§   использование секторных антенн с узкими диаграммами направленности.

8. Инвестиционная деятельность оператора сотовой связи, направленная на инновационное развитие должна включать:

·          формирование формальных и объективных критериев оценки экономической эффективности и надежности сети сотовой связи в связи с прогнозируемыми изменениями в ассортименте и объеме оказываемых услуг (за счёт реализации инновационных проектов) при статистическом характере распределения абонентов по  обслуживаемой территории и динамическом потоке заявок на обслуживание;

·          ранжирование территорий с точки зрения создания или развития сети сотовой связи с целью внедрения первоочередных инноваций.

9.      При планировании инвестиционного обеспечения инновационной программы необходимо учитывать наличие поступлений от деятельности компании сотовой связи, часть из которых целесообразно направлять на финансирование инновационной программы.

10.   В составе инвестиций обязательно присутствие средств на маркетинг и рекламную деятельность внедряемых инноваций[4].

11.   Необходимо учитывать отсутствие лага между периодом завершения инвестиций в инновацию и периодом, в котором начинается получение дохода от внедрения этой инновации.

Таким образом, формирование инвестиционной программы оператора мобильной связи начинается с обоснования необходимости выполнения её целей, соответствующих стратегии компании.



Список литературы

 

1.   Макаров, В.В. Инновации, инвестиционная политика и управление качеством услуг компании мобильной связи: монография/ В.В. Макаров, А.В. Горбатько; под ред. д.э.н., проф. В. В. Макарова; СПбГУТ.- СПб., 2014.- 288 с.

2.     Макаров В.В. Обеспечение конкурентоспособности оператора связи путем инновационного развития // Электросвязь. - № 9, 2011.-С.30-33.

3.    Макаров В. В., Гусев В. И., Синица С. А. Методический подход к оценке информационных ресурсов // Информационные технологии и телекоммуникации. СПбГУТ. -2013. №3 (3). С. 72-78.

4.   Макаров В.В. Методологические подходы к созданию интегрированной системы менеджмента качества (ИСМК) в инфокоммуникациях // Век качества.- №6. 2011.- С.30-32.

5.       Макаров В.В., Долгов Д.В. Проектно-ориентированное управление инновационными изменениями в организациях / В.В. Макаров, Д.В. Долгов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов". СПб., 2004.- 28 с.