Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.


Обеспечить высокий уровень конкурентоспособности предприятий нефтегазовой отрасли, в условиях динамичности и неопределенности внешней среды, отражением которой являются значительные колебания потребительского спроса на энергоресурсы на мировом рынке, глобализация нефтегазового комплекса, усиление конкурентной борьбы между компаниями, сокращение жизненного цикла продуктов нефтегазовой отрасли, растущие требования работников нефтегазовых компаний к качеству жизни, возможно только на основе стратегического управления инновационным развитием современных нефтегазовых компаний.

Стратегическое управление, в отличие от оперативного управления, призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. При этом основное внимание руководства должно быть сконцентрировано на внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на изменения в нем [7].

Стратегическое управление – это управление организацией, которое:

–      опирается на человеческий потенциал, как основу организации;

–      ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;

–      осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

Стратегическое управление инновационным развитием нефтегазовых компаний позволяет включить в область анализа и принятия стратегических решений не только элементы внутренней среды, но и внешние аспекты, что в свою очередь, дает возможность разрабатывать мероприятия по реализации долгосрочных целей инновационного развития предприятий с учетом изменений в национальной и мировой экономике.




На рисунке 1 представлена экономическая сущность стратегического управления инновационным развитием компаний инефтегазового комплекса. Элементная составляющая стратегического управления в качестве объектов управления рассматривает бизнес-процессы предприятия, активно участвующего в инновационной экономике. Изучение элементного среза необходимо для обоснованного выбора количественно-качественного состава элементов системы, поддержания между ними пропорциональности и сбалансированности, формирования эффективных механизмов взаимодействия внутри системы и с внешней средой.

Функциональная составляющая позволяет раскрыть объекты стратегического управления, в качестве которых выступают виды деятельности по разведке, добыче, переработке и транспортировке нефти и газа, их содержание, функциональное разделение труда, организационная структура управления, а также результаты деятельности системы и их зависимость от факторов внутренней и внешней среды. Функциональный срез отражает содержательное понимание того, как действует система, каков механизм целеполагания и выбора путей достижения поставленных целей. В случае процессной составляющей стратегического управления инновационным развитием нефтегазовых компаний, объектами рассмотрения становятся выбор адаптивной модели и технологии управления, установления состава и последовательности его этапов, правил и процедур принятия решений [2].

Многие  международные  нефтяные  компании  обладают  гибкостью,  которая  позволяет  им сдерживать расходную часть и сохранять финансовую устойчивость. Но при этом дивиденды и различные выплаты владельцам акций некоторых компаний, возможно, будут сокращены. Вследствие падения цен на мировом рынке нефти (рисунок 2), большинство нефтяных компаний сократили сметы расходов на 2016 год и приостанавливают разведку новых месторождений, так как они являются высокорисковыми в сложившейся ситуации, сокращаются инвестиции в новые проекты.

 

В конце 2014г. на нефтяном рынке начался крупнейший в истории обвал цен. В период кризиса 2014-2015гг. международными нефтегазовыми компаниями было заморожено более 60 крупных проектов по добыче нефти на сумму 222 млрд долл. США. Объемы бурения в мире упали на 40 процентов, в США и Канаде добыча нефти сократилась вдвое. В период экономического кризиса 2014-2015гг. в ряде странчленов ОПЕК, например в Эквадоре и Ливии, бурение практически остановилось.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, то есть тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором –   объектом инновации служит не конкретно новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

Рассмотрим стратегии инновационного развития крупнейших международных нефтегазовых компаний в условиях преодоления экономического кризиса, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 – Стратегии инновационного развития крупнейших международных нефтегазовых компаний в условиях преодоления экономического кризиса

Наименование

региона мира

Международные компании

нефтегазовой отрасли

Характеристика стратегий инновационного развития

нефтегазовых компаний

1. Северная

Америка

1.1.                   Международная

нефтяная                    компания

«Chevron»                       (США, Калифорния),

Стратегия международной нефтяной компании «Chevron»

направлена на реструктуризацию сектора  downstream, который серьезно пострадал от падения спроса на топливо.   Компания   выставила   на   продажу   НПЗ

«Pembroke» в Великобритании мощностью 210 тыс. бар. нефти в день. Стратегия инновационного развития компании строится на основе выпуска базовых масел высокой очистки по собственной технологии гидропроцесса под маркой ISOSYN.

1.2.                      Американская

транснациональная нефтегазовая         корпорация

Американская           транснациональная          нефтегазовая

корпорация ExxonMobilCorporation занимается разведкой, добычей                и                продажей                      нефти,                    природного                        газа и

 

ExxonMobilCorporation (или

ExxonMobil) (США, Техас)

нефтепродуктов     с     применением     инновационных

технологий на основе развития стратегического партнерства с ведущими нефтегазовыми компаниями,

например с компанией «Роснефть». Стратегия инновационного развития компании ExxonMobilCorporation основана на внедрении инноваций в процесс переработки нефтепродуктов под различными

марками Exxon, Mobil, Esso.

2.Южная

Америка

2.1.  Бразильская  нефтяная

компания «Petrobras»

Стратегия инновационного развития компании «Petrobras»

строится на основе инвестирования в НИОКР для осуществления глубоководной добычи нефти и газа, а также для создания физической инфраструктуры и повышения квалификации кадров.  В мае 2010 г. бразильская нефтяная компания «Petrobras» привлекла 31 млрд. долл. США для финансирования инвестиционного бюджета на срок от 2 до 5 лет Указанные средства были использованы для реализации стратегии, направленной на увеличение суточной добычи до 1,8 млн. бар. Бразилия планирует инвестировать в разработку нефтяных месторождений 111 млрд. долл. СШАдо 2020 г. [1].

2.2.Государственная

нефтяная     компания     Чили

«EmpresaNacionaldelPetroleo» («ENAP»)

Стратегия государственной нефтяной компании Чили

«EmpresaNacionaldelPetroleo» («ENAP») направлена на реорганизацию, которая позволит изыскать финансовые ресурсы для проведения НИОКР. «ENAP» планирует ликвидировать дочерние компании «Sipetrol» (зарубежная разведка и добыча) и «ENAP Refinerias» (очистка нефти) [1].

2.3.Контролируемая

государством           компания

«Ecopetrol SA» (Колумбия)

Стратегия   контролируемой   государством   компании

«Ecopetrol SA» (Колумбия) основана на инвестировании в новые активы 7 млрд. долл. США. Для обеспечения своих инвестиционных планов «Ecopetrol» заключила кредитное соглашение с колумбийскими банками на сумму 1,07 млрд. долл. США с льготным периодом в 2 года. Международная стратегия «Ecopetrol» предполагает участие в разведке нефтегазовых месторождений на Кубе, что связано с дополнительным риском.

2.4.Государственная

компания  «Petroproduccion» (Эквадор)

Государственной     компании     «Petroproduccion»после

возвращения Эквадора в Организацию стран-экспортеров нефти в 2007 г. была вынуждена сокращать добычу нефти на 18 тыс. бар. Стратегия инновационного развития компании основана на изучении геолого-геофизических материалов по месторождениям углеводородного сырья на эквадорских континентальных и шельфовых блоках с привлечением стратегических партнеров, обладающих инновационными технологиями.

 

Представленные в таблице 1 данные позволяют выделить основные направления формирования и реализации стратегии инновационного развития ведущих международных нефтегазовых компаний, которые позволяют им усиливать свои конкурентные позиции на мировом рынке[1].

1.    Одним из основных направлений стратегического развития нефтегазовых компаний в период кризиса является наращивание инвестиций в сфере финансирования НИОКР и активное осуществление диверсификации своей деятельности в смежных отраслях. К числу международных нефтегазовых компаний, успешно реализующих данное направление, относятся: компания BritishPetroleum (BP), американские компании           ExxonMobil,            ChevronTexaco,           ConocoPhilips,           китайская           компания «ChinaNationalOffshoreOilCorporation»    («CNOOC»).

2.    Второе направление стратегического развития нефтегазовых компаний в период кризиса связано с созданием стратегических альянсов, позволяющих более эффективно проводить НИОКР и реализовывать совместные масштабные проекты. Стратегические альянсы в нефтегазовом комплексе позволяют получить доступ к технологическим  инновациям партнеров по альянсу, объединить научный и технологический потенциал, ускорить процесс внедрения в производство результатов НИОКР, снизить издержки и разделить риски освоения новых месторождений.

3.    Третье направление стратегического развития инновационной деятельности нефтегазовых компаний связано с сохранением темпов наращивания добычи и переработки нефти и газа в условиях

кризиса, что позволяет нефтегазовым компаниям сохранять свое присутствие на рынке и обеспечивает охват большей доли рынка и возможность формирования спроса на инновационные продукты и технологии. Успешно реализуют данное направление нефтегазовые компании Саудовской Аравии, которые, не смотря на обвал цен на нефть, увеличили количество буровых установок на 46 единиц.

Большинство компании скептически относятся к освоению инновационных технологий из-за высокого риска неполучения прибыли. Однако именно инновации обеспечивают высокий уровень дохода, что впоследствии повышает конкурентоспособность среди международных компаний нефтегазовой отрасли. Данный аспект рассматривается в рамках концепции компромисса между риском и доходностью. Следовательно, высокие доходы есть не что иное, как плата за риск. Соответственно неполучение высоких доходов – тоже плата, в данном случае за отсутствие серьезного риска[8].

Таким образом, в результате проведенного исследования перспектив повышения эффективности управления конкурентоспособностью компаний нефтегазовой отрасли на основе применения стратегического подхода к развитию их инновационной деятельности можно сделать следующие выводы:

1.     Применение стратегического подхода позволяет международным нефтегазовым компаниям сохранять устойчивое экономическое развитие в период кризиса за счет сбалансированного подхода к развитию своей инновационной деятельности. Именно инновации обеспечивают конкурентное преимущество нефтегазовым компаниям в долгосрочной перспективе и способны создать условия для преодоления кризисных явлений за счет экономии издержек, внедрения новых технологий энергоэффективности, соблюдения принципов экономической безопасности и осуществления диверсификации деятельности.

2.     Совершенствование стратегического управления инновационным развитием международные нефтегазовые компании должно осуществляться на основе применения инновационных подходов и решений в сфере развития бизнес-моделей, расширения ассортимента предлагаемых инновационных продуктов нефтепереработки, повышения качества обслуживания клиентов в сегменте нефтепереработки и сбыта и совершенствования цепочки поставок. Комплексное применение инновационных технологий на всех стадиях технологического процесса на основе применения стратегического подхода позволит международным нефтегазовым компаниям повысить уровень своей конкурентоспособности и обеспечить устойчивое экономическое развитие в условиях кризиса.

 

 

Список литературы

 

1.     Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2014. – 296с.

2.     Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 236с.

3.     Овсийчук М.Ф. «Финансовый менеджмент » - М.- 2013 г., 177 с.

4.     Инновации в нефтегазовом секторе. PwC в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.pwc.ru/ru/energy-utilities.../innovation_survey2014.pdf.

5.   ОПЕК констатировала сокращение добычи нефти картелем.-[Электронный ресурс] .- Режим доступа:http://expert.ru/2016/01/18/opek/

6.     Нефть по 50 долларов – это подарок всему миру. [Электронный ресурс]- Режим  доступа:https://8banks.com/oil/2015/10/26/neft-po-50-dollarov-eto-podarok-vsemu-miru.html.

7.     Шевцов В.В., Назарова О.В. Эффективный бизнес и деловая культура Современная модель эффективного бизнеса: монография. Кни- га 15 / Ю.А. Безруких, А.В. Губенко, Т.Ю. Ксенофонтова и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – 198 с. ISBN 978-5-00068- 666-9

8.   Шевцов В.В., Волохатых А.А. Управление инновационными проектами и российская специфика. Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента, / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 г. Самара, 2016, 285 с. РИНЦ