Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   Стратегический выбор направлений инновационного развития предприятия мебельной промышленности предполагает процедуру, основанную на системном анализе всей совокупности факторов внешней и внутренней среды предприятия, существующих альтернатив и ограничений.

    Стратегический выбор направлений инновационного развития предприятия осуществляется в рамках общего алгоритма стратегического менеджмента (Рисунок 1).

Рис.1. Процесс стратегического управления инновационным развитием промышленного предприятия

     Процесс стратегического управления инновационным развитием предприятия, как сложной многоуровневой системы, следует рассматривать в контексте статического состояния системы и траектории ее перехода от одного состояния к другому. Трансформация системы осуществляется в результате нелинейного сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов [1]. Факторы, определяющие инновационное развитие предприятия, имеют разное содержание: природные, политические, экономические, социальные, научно- технические. Они могут являться внешними и внутренними, экстенсивными (увеличение объема вовлекаемых в производство ресурсов — основных фондов, персонала, капитала) или интенсивными. Наиболее значимыми внутренними факторами, определяющими темпы инновационного развития предприятия мебельной промышленности и его инновационную стратегию, выступают производственный потенциал (совокупность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов), ценностные ориентации высшего руководства (отношение к инновациям и предпочтения относительно уровня риска), стратегическая гибкость предприятия. Не умаляя роли внутренних факторов формирования инновационной стратегии, отметим, что проблемы и препятствия росту формируются сейчас в основном вне отрасли. Внешние факторы (общего и специфического характера) не находятся под управлением предприятия, возникают независимо от его деятельности и могут представлять собой как возможности, так и угрозы для развития мебельных предприятий. Внешние условия и факторы оказывают неодинаковое воздействие на мебельные предприятия, а также характеризуются различной вероятностью реализации заключенных в них возможностей и угроз стратегическому развитию. Полагаем, что производственные условия в основном являются нейтральными по отношению к инновационной сфере мебельных предприятий. Определяющими внешними факторами инновационного развития предприятий, по мнению автора статьи, выступают:

-   глобализация, трансформирующая конъюнктуру национального и мирового рынков;

-     условия спроса, формирующие конкретные направления и определяющие темпы инновационного развития;

-   эффективность функционирования родственных и поддерживающих отраслей.

   В условиях усиления глобализации и международной экономической интеграции, требования, предъявляемые к конкурентоспособности мебельных предприятий и их продукции, постоянно возрастают, вызывая необходимость формирования адекватной глобальным процессам системы управления на различных уровнях.

    Видно, что на качество стратегического выбора в первую очередь влияет стратегический анализ инновационной деятельности, поскольку он обеспечивает исходную базу как для определения целевых ориентиров деятельности предприятия в инновационной сфере, так и для формирования стратегии, позволяющей предприятию осуществить свою миссию и достичь своих целей. В отличие от других видов анализа (оперативного, текущего) стратегический анализ является не только ретроспективным, но преимущественно перспективным, выступающим основой для принятия управленческих решений относительно долгосрочных приоритетов развития предприятия. Стратегический анализ инновационной деятельности призван выполнять ряд важных функций:

-    позволяет всесторонне обосновать инновационную стратегию предприятия, учесть наиболее значимые условия и факторы, определяющие текущее и долгосрочное развитие;

-   способствует формированию благоприятного имиджа предприятия;

-       обеспечивает информацией, необходимой для осуществления наиболее эффективной текущей инновационной деятельности.

   При этом можно выделить общие методологические принципы стратегического анализа инновационного развития:

1.   Принцип исследования инновационной деятельности предприятия с учетом условий неопределенности и многообразия форм развития - позволяет исследовать сферу инноваций как саморазвивающуюся и самосовершенствующуюся социально-экономическую систему.

2.     Принцип сочетания интересов стейкхолдеров в процессе инновационного развития предприятия - проявляется в необходимости сочетания разнонаправленных интересов и целей всех заинтересованных сторон при принятии управленческих решений о направлениях и способах инновационного развития.

3.     Принцип взаимосвязи инновационного потенциала, эффективности инновационной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия – заключается в необходимости комплексно исследовать ресурсы и ключевые компетенции предприятия как источники его конкурентных преимуществ и основу ключевых факторов успеха в условиях турбулентной внешней среды.

4.   Принцип исследования инновационного потенциала и инновационной стратегии в контексте мировых экономических тенденций – позволяет сопоставить достигнутый уровень эффективности инновационной деятельности с прогрессивными требованиями в этой области.

5.    Принцип адаптации инновационной стратегии предприятия к условиям макро- и микроокружения - состоит в том, что стратегическое управление инновационным развитием должно носить адаптивный характер, то есть приспосабливать деятельность предприятия к внешним условиям, с тем, чтобы предприятие могло воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить угрозы.

6.    Принцип гибкости состоит в придании процессу инновационного развития свойства изменять свою ориентацию по мере возникновения непредвиденных обстоятельств.

    Перечисленные выше методологические принципы выступают основой выбора методов стратегического анализа перспектив инновационного развития предприятия. Методика стратегического анализа - это совокупность общенаучных и общеэкономических методов познания и локальной методологии. Вследствие этого, теоретико-методические основы стратегического анализа инноваций включают три составляющих:

1.   Общенаучные методы познания процессов и явлений (традиции, аналогии, наблюдение, теория познания, индукция и дедукция, анализ и синтез и т.д.)

2.   Общеэкономические методы (теория функционирования рыночной экономики, моделирование социально-экономических процессов)

3.   Специальные методы стратегического анализа, большая часть которых была разработана в 70-80 гг. 20 века (SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST-анализ, GETS-анализ, STEP-анализ, TEMPLES-анализ, модели БКГ, Мак-Кинси, Shell/DPM, HOFER/Schendel, ADL/LC), бенчмаркинг, анализ разрывов (GAP-анализ)).

     Исследование показало, что в той или иной степени, для стратегического анализа инновационной деятельности предприятия могут быть использованы практически все вышеперечисленные методы и их модификации. Однако, по мнению автора статьи, все они не учитывают оценки взаимосвязи таких значимых характеристик как: динамика инновационного потенциала предприятия, результатов инновационной деятельности и параметров рынка, без чего невозможно определение направлений и параметров инновационного развития, формирования инновационной стратегии. Поэтому в статьи для проведения стратегического анализа инновационной деятельности предлагается введение характеристик, отражающих соотношение между результатами инновационной деятельности и накопленным инновационным потенциалом предприятия (совокупностью ресурсов, отражающих способность предприятия к инновационному развитию), а также рыночными показателями - долей рынка, занимаемой предприятием и объемом рынка. В качестве результирующего показателя предлагается использовать рентабельность инновационной деятельности (отношение прибыли от инновационной деятельности к текущим затратам на ее осуществление). Однако, само по себе сравнение величин рентабельности инновационной деятельности и инновационного потенциала некорректно, поэтому, для того, чтобы обеспечить соизмеримость данных показателей необходимо рассматривать соотношение темпов их изменения. Тогда критерием эффективности инновационного развития является обобщенный показатель эффективности инновационного развития:

Оир=Трид/Трип, где:                                     (1)

Трид – темпы изменения рентабельности инновационной деятельности за период (%); Трип – темпы изменения инновационного потенциала предприятия за период (%).

     Если значение данного показателя выше 1, то инновационное развитие предприятия можно признать эффективным, поскольку результирующие показатели растут быстрее затратных (или медленнее ухудшаются). Если значение показателя близко к 1, то инновационное развитие предприятия неустойчиво. Значение меньше 1 свидетельствует о недостаточно эффективном использовании инновационного потенциала предприятия. Также некорректно напрямую сравнивать долю рынка, занимаемую предприятием и его объем, поэтому воспользуемся предложенным подходом и введем показатель отдачи рыночного потенциала, рассчитываемый как:

Орп=Трдр/Трор, где:                                    (1)

Трдр – темпы изменения доли рынка за период (%); Трип – темпы изменения объема рынка за период (%).

     Соответственно, если значение данного показателя выше 1, то отдача рыночного потенциала высокая. Если значение показателя близко к 1, то уровень отдачи средний. Значение меньше 1 свидетельствует о низкой отдаче рыночного потенциала. Предлагаемая методика анализа базируется на сопоставлении данных показателей, для чего предлагается построить карту оценки, представленную на Рисунке 2.



Рис.2. Карта оценки инновационной позиции предприятия

 

 

     Оптимальным инновационное развитие предприятия можно считать его местоположение около линии ОС, выше точки С, что свидетельствует о сбалансированности инновационного развития и рыночной отдачи. Нахождение предприятия в секторе А, показывает, что предприятие имеет низкую рыночную отдачу, превышающую результативность инновационной деятельности, даже низкий рост рыночной доли обусловливается экстенсивными факторами. Нахождение в секторе Б говорит о том, что результативность инновационной деятельности превышает рыночную отдачу, остающуюся низкой, результаты инновационной деятельности не влияют на рыночную позицию, результативность инновационной деятельности не приводит к соответствующему повышению рыночной отдачи. Нахождение в секторе В говорит о том, что высокая рыночная отдача обеспечивается экстенсивными факторами, роль инноваций низка. Нахождение в секторе Г говорит о недостаточной рыночной отдаче результатов инновационной деятельности за анализируемый период. Нахождение в неоптимальных секторах требует дополнительного стратегического, экономического и инновационного анализа внешней и внутренней среды предприятия с целью установления причин несоответствия и их устранения. Предложенный методический подход позволяет оценить рыночную отдачу инновационной деятельности, определить насколько близка к оптимальной инновационная позиция предприятия.



Список литературы

1.        Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — С.1391.