Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРПОРАТИВНЫЙ ФОРСАЙТ: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
30 марта 2016г.

В условиях быстро меняющихся тенденций возникает необходимость в качественном планировании и прогнозировании, а также в формировании ожидаемого будущего. Надёжным инновационным инструментом, который используется на всех уровнях – от национального до корпоративного, является форсайт (от английского foresight – «предвидение»).

Качественное прогнозирование и продуманная стратегия развития позволяют компании быть конкурентоспособной, адаптированной к изменениям конъектуры рынка и другим процессам, влияющим на ее будущие.

Отправной точкой для форсайт-исследований можно считать методику, разработанную в 1960-х годах американским стратегическим исследовательским центром «RAND» для прогнозирования влияния будущих научных достижений на способы ведения военных действий.

Целью корпоративного форсайта является поиск и выбор технологический, производственных, а также организационных факторов, способных оказать влияние на рынок, продукт, конкурентов. Форсайт позволяет найти приоритетные факторы процесса движения  продукта от производителя до потребителя. Именно этот инструмент дает возможность выявить потенциал, необходимый для развития существующих и достижения новых конкурентных преимуществ организации.

Особенность корпоративного форсайта заключается в том, что он не только позволяет собрать и проанализировать информацию о политических, экономических, социальных факторах внешней среды, но и разработать новую систему взаимодействия со стейкхолдерами компании, учесть стратегии развития страны, региона, отрасли.

Общими требованиями к процедурам форсайт-исследований являются: этапность, согласованность с результатами национальных, региональных и отраслевых прогнозов [1, c. 86-90].

В общем случае можно говорить о трёх этапах исследований: «предфорсайт» (pre-forsight), сам «форсайт» (forsight) и «постфорсайт» (post-forsight).

На первом этапе собирается экспертный совет из представителей структур, сообществ и институтов; информируются участники разработки прогноза о возможных угрозах и рисках в краткосрочном и долгосрочном периодах; разрабатываются сценарные условия и основные параметры прогноза. Основное требование к сценарным условиям – описание наиболее вероятных внешних и внутренних условий, а также их корреляция с условиями, параметрами и характеристиками научно-технического, экономического, социального развития страны, отрасли на краткосрочный и долгосрочный период при отсутствии особых данных и указаний от заинтересованных лиц. Предфорсайт должен выявить прогнозные показатели, необходимые для качественного проведения последующих этапов прогнозирования и корректировки прогноза.

Второй этап предполагает работу с полученными данными для определения стратегии развития организации, а также выявление приоритетных технологий для составления сценария и прогноза [3].

Можно выделить несколько типов сценариев развития. Например, базовый, оптимальный и инерционный.

Базовый сценарий развития опирается на максимальное использование конкурентных преимуществ компании. Оптимальный сценарий представляет собой корректировку базового сценария с ограничением в объемах мобилизованных ресурсов. Инерционный сценарий основан на сохранении существующего вектора развития.

Заметим, «Правила разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. №699, указывают на необходимость поиска инвестиционных возможностей для реализации именно базового сценария.

Любой сценарий должен быть целостным, реализумым, эффективным, а также адекватно оценивать возможный риск.

Стоит понимать, что корпорация должна регулярно актуализировать стратегию развития и корректировать корпоративный сценарий, что и происходит в постфорсайте, когда происходит мониторинг предполагаемых изменений, при необходимости повторение этапов исследования, проверка вероятности ожидаемых событий.

Каждый форсайт уникален, и результат не подразумевает канонического сценария и рутинных действий, поэтому именно комбинация методов исследования способствуют эффективности исследования. Речь идет о сочетании таких методов, как бенчмаркинг, работа с государственными органами, составления карты риска, мониторинг, анализ литературы, консультации, конференции, кружки качества, дорожные карты, SWOT- и PEST- анализ и других [5, 6, 8]. При этом от экспертов требуется креативность и вовлеченность в работу, ориентированность на результат, глубина исследования, убедительность и хорошая работа над доказательственной базой.

Многие компании сегодня имеют собственные методики форсайт-исследований. У «Johnson&Johnson», например, это – «FrameworkS», которая заключается в проведении стратегических дискуссий три раза в год в три этапа:

–    анализ тенденций рынка (социально-экономическая ситуация и запросы потребителей, а также влияние нового законодательства и новых тенденций на рынке технологий);

–   коллективное обсуждение результатов первого этапа с использованием мозгового штурма (brainstorm) и своеобразных кружков качества;

–     обсуждение результатов брейншторма и воспроизведение сценарных условий на практике в фокус- группах, а также продолжение работы кружков качества.

Компания не привлекает сторонних экспертов, а решает все своими силами. Участие всех сотрудников,

желающих предложить свою идею, позволяет увидеть нереализованные рыночные возможности [4].

Большинство российских компаний сталкиваются с проблемами при проведении прогнозирования для форсайт-проектов [9]. Чаще всего отмечаются сложность подбора экспертов и организации творческого взаимодействия между ними, условность критериев формирования доказательной базы, отсутствие обсуждения полученных результатов и обратной связи от стейкхолдеров.

Решение такого рода проблем видится в развитии научно-производственной кооперации, в том числе и с вузами [2, 7]. Так как в рамках такой кооперации партнеры согласовывают свои планы, учитывая перспективные потребности друг друга, а образовательные организации обеспечивают подготовку кадров под перспективные потребности компаний, взаимодействуя и на экспертном уровне в рамках форсайт-проетков.

В зоне постоянного внимания должны быть и направления возможного сотрудничества в инновационной сфере с зарубежными компаниями.

Глубина и ценность форсайт-исследований компаний зависит и от качества прогнозов на национальном, региональном и отраслевом уровнях. Требуется системное улучшение практики реализации форсайт-проектов. При этом компании не должны боятся экспериментировать и отыскивать собственные адаптированные под их стратегические цели и задачи методики форсайта.

 

Список литературы

1.      Кузнецов С.В., Растов М.А. Инновационная деятельность компаний с государственным участием: стратегический контекст : монография. – СПб. : ГУАП, 2015. – 171 с.

2.      Растова Ю.И., Растов М.А. К вопросу развития научно-производственной кооперации // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект : материалы IV Международной научно-практической конференции. – СПб.: КБ-ПРИНТ, 2014. – С. 88-93.

3.      Третьяк В.П. Конкурентоспособность отечественных компаний и корпоративный форсайт // Экономические стратегии. – 2012. – Т. 14. – № 10 (108). – С. 16-21.

4.      Салазкин М.Г. Остаться на вершине: опыт компании Johnson&Johnson // Форсайт. – 2007. – Т. 1. – № 1. –С. 34-37.

5.      Суслов Е.Ю. Формирование управленческого знания устойчивого развития социально-экономических систем: монография. – СПб. : СПбГИЭУ, 2012. – 264 с.

6.      Управленческие проблемы модернизации / Под ред. А.Н. Цветкова. – СПб. : СПбГИЭУ, 2011. – 236 с.

7.      Шматко А.Д., Растова Ю.И. К вопросу мониторинга инновационного потенциала вуза: микромодель и метрика показателей оценки // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2014. – № 6. – С. 62-66.

8.      Юдин Д.С., Суслов Е.Ю. Модель стратегического управления инновационной деятельностью производственных подсистем // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 5-2 (58-2). – С. 1065-1068.

9.      Gershman M., Bredikhin S., Vishnevskiy K. The role of corporate foresight and technology roadmapping in companies' innovation development: the case of Russian state-owned enterprises // Technological Forecasting and Social Change. 2015. № б/н.