Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

В данной статье рассматривается текущее состояние автомобилестроительной промышленности в РФ, выявляются ведущие отрасли и сегменты автомобилестроения, а также проводится анализ отдельных моделей в сравнении с иностранными ведущими марками.

Ключевые слова: автомобилестроительная промышленность, легковые автомобили, коммерческие автомобили, внедорожники, конкурентоспособность.

 

    В настоящее время автомобильное производство играет значимую роль в экономике развитых стран. К примеру, в Германии доля экспорта автомобилей составляет в среднем 26, 2% от ВВП страны, то же самое можно сказать и о влиянии японской автомобильной промышленности на экономику Японии.[1] В России отечественное автомобильное производство не занимает одну из главенствующих ниш промышленности, хотя промышленная отрасль является одной из наиболее перспективных и развитых в России.

   Значение автомобилестроительной промышленности РФ неоспоримо, так как эта отрасль занимает весомую часть российского машиностроения, она определяет экономический и социальный уровень развития государства, а также обеспечивает около 1 млн. рабочих мест в дилерских и дочерних компаниях.[2] Помимо этого автомобилестроительная отрасль является одной из наиболее приоритетных отраслей промышленности РФ, развитие которых обеспечит рост экономики и развитие страны. С точки зрения экономики, автомобилестроительная промышленность является крупным «донором», так как для выполнения государством основных функций, требуется финансовое обеспечение, взимаемое в большой степени посредством налогов. Также хотелось бы отметить немаловажный аргумент – развитие какой-либо отрасли промышленности направлено не только на рост экономики, но также на повышения самосознания россиян и чувства патриотизма.

    В целом по России рынок купли-продажи автомобилей на данное время имеет следующую структуру [3].


Рис.1.
    Как видно на круговой диаграмме, автомобили отечественного производства уступают в спросе. На 89 тыс. отечественных автомобилей приходится 453 тыс. автомобилей иностранного производства. Также важно отметить, что автомобили японского производства преобладают на российском рынке. Автомобильные марки такие, как Toyota, Nissan, MitsubishiMotors, Lexus, Infiniti и другие имеют больший спрос, чем другие иностранные автомобильные марки. [3]


Рис.2.

 

Среди приоритетных компаний отечественного автопрома можно выделить ОАО «АВТОВАЗ», ОАО

«УАЗ», а также «Группа ГАЗ». Данные автомобильные компании ориентированы на покупательскую аудиторию среднего класса, а также обладают следующими признаками: спрос и «имя» на российском рынке автомобилей. На следующем рисунке представлены данные о выпуске автомобилей на 2013 автомобильными компаниями ОАО«АВТОВАЗ»[4], ОАО «УАЗ»[5], «Группа ГАЗ»[6].


Рис.3.

 

    На настоящий момент лидирующим сегментом автомобилестроительного производства, ориентированного на средний класс, является сегмент «легковые автомобили», далее сегмент «коммерческие автомобили» и «внедорожники».  На  Рисунке  3  видно,  что  каждая  из  этих  трех  автомобилестроительных  компаний профилируется на отдельных сегментах, ОАО «УАЗ» - «Внедорожники», ОАО «АВТОВАЗ» - «Легковые автомобили» и «Группа ГАЗ» - «Коммерческие автомобили».

    В результате всего вышеизложенного, мы пришли к выводу, что российские автомобилестроительные компании не конкурируют друг с другом в связи «разной специализацией выпуска» автомобилей. Для того, чтобы выявить конкурентоспособность российского автомобиля мы рассмотрели ведущие марки автомобилей по всему миру, отдельно для каждого сегмента. Сегмент «Коммерческие автомобили»

    «Группа ГАЗ» 2013 года – Газель NEXT, стандартный 2-рядный коммерческий автомобиль со стальными бортами, стоимостью от 819 400 рублей[7], для сравнения был выбран автомобиль итальянской автомобилестроительной компании «FiatIndustrial», FiatDucato шасси стандартной модели также на 2-рядной основе стоимостью от 1 174 тыс. рублей.[8] В результате сравнения технических характеристик видны преимущества итальянского собрата Газели NEXT в техническом оснащении, такие как, электронная система распределения тормозных усилий, топливной системой типа СommonRail с электронным управлением непосредственного впрыска и т.д., не стоит также забывать о том, что несмотря на распространѐнное в мире мнение о низком качестве автомобилей марки «Fiat», именно данная компания получала награду как «Европейский автомобиль года» 12  раз, больше чем  любая автомобилестроительная компания  в мире.[9]FiatIndustrial» специально для потребителей нашей страны выпускает автомобили с дополнительным подогревом двигателя, с аккумулятором увеличенной емкости и генератором повышенной мощности гарантирующих уверенный пуск двигателя даже в холодное время года.[8] Данный подход можно расценивать ничто иное, как весьма хорошую кампанию по освоению российского рынка в сегменте «Коммерческие автомобили».

     Сегмент «Внедорожники»

Сравнение двух внедорожников передового автомобиля ОАО «УАЗ» - UAZ PatriotClassic стоимостью от 499 тыс. рублей[10] и автомобиля японской компании «MitsubishiMotors» MitsubishiPajero стоимостью от 1 399 тыс. рублей.[11]Для сравнения неслучайно была выбрана модель внедорожника MitsubishiPajero, несмотря на довольно ощутимую разницу в стоимости, это автомобиль, который всегда показывает свою техническую оснащенность на высшем уровне в суровых условиях легендарного ралли-рейда «Дакар».По итогам сравнения технических характеристик, отечественная модель уступает японской, тип привода российского внедорожника постоянный задний с жестко подключаемым передним, в то время как у «японца» – быстро подключаемый полный. Итак, мы приходим к выводу, что, хотя отечественные автомобилестроительные компании на данный момент ведут активное производство, им во многом не хватает более усовершенствованных деталей и новых технологий.

   Сегмент «Легковые автомобили»

    Для проведения исследования и анализа технических характеристик была выбрана модель российской автомобилестроительной компании ОАО «АВТОВАЗ» – ЛАДА Приора с максимальной комплектацией и стоимостью от 459 700 рублей[12], а также модель, выпускаемая совместно с ОАО «АВТОВАЗ» и одной из наиболее весомых японских автомобилестроительных компаний в мире NissanMotorCo.– Nissan Almera, с комплектацией класса «Престиж» и стоимостью от 586 000 рублей[13]. По результатам анализа, не было выявлено особого отставания технических характеристик отечественного автомобиля, однако, спрос на Nissan Almera больше, в связи с тем, что японские автомобили преобладают на российском рынке. Исходя, из потребительских соображений, можно сделать предположение, что отечественный автомобиль на данный момент не восстановил свое имя на рынке. Напрашивается вывод, что, несмотря на техническую оснащенность и дизайн отечественного автомобиля, потребители продолжают оставлять предпочтение иностранным производителям.

    Таким образом, на основе проведенных исследований, мы пришли к выводу, что российская автомобилестроительная индустрия, ориентированная на средний класс покупателей, строго разделена на сегменты, кроме того, к основным факторам, влияющим на заниженную конкурентоспособность автомобилестроительной промышленности России относятся:

Ø Недостаточно продвинутая маркетинговая политика отечественных автомобилестроительных компаний;

Ø Влияние неценового фактора, как исторически сложившийся стереотип о недостаточной технической

оснащенности отечественного автомобиля, и его склонности к быстрой поломке;

Ø Отечественное автомобильное производство уступает в техническом оснащении иностранным производителям;

    На данный момент, российский автопром может рассчитывать на поддержку государства, так как российский рынок автомобилестроения является системообразующим. Поэтому несмотря на факторы, которые могут влиять на конкурентоспособность автомобилестроительной промышленности РФ, перспектив для развития достаточно. Например, введение и поддержание новых маркетинговых ходов, таких как программа утилизации старых автомобилей по программе tradein (это удобная услуга по быстрому обмену автомобиля).Данная программа, является не только маркетинговым ходом, но также экономически выгодной экологической кампанией, которая уже внедрена в большинстве развитых  стран. Для повышения интереса покупателей к автомобилям отечественного производства компаниям необходимо «сделать имя» и принимать участие на всемирно известных гонках и выставках с целью демонстрации, для того, чтобы автомобиль показал весь свой потенциал и привлек внимание покупательской аудитории. Спорт-кары, выпускаемые нашим автопромом недостаточно известны, но в перспективе развития и реализации находятся новые концепты ОАО «АВТОВАЗ»: LADA VESTA, WTCC и обновленный XRAY. Совместное производство автомобилей в сотрудничестве с иностранными ведущими компаниями также играет важную роль в повышении уровня развитости отечественного автопрома, это способствует развитию технологий и внедрению усовершенствованных деталей в производстве. Отечественная сборка по технологиям и обладателей иностранной марки приведет к улучшению и увеличению выпуска автомобилей.

     В виду санкций в отношении России, введенных западными странами из-за ситуации с Украиной, отечественный автопром, по моему мнению, только выиграет. В результате санкций, происходит вытеснение иностранных производителей и расширение рынка сбыта. Однако, как стало известно преобладающую долю на рынке купли-продажи РФ занимают японские автомобилестроительные компании, которые не предприняли никаких попыток введения санкций против России. Определить ситуацию достаточно сложно, но можно предположить, что на фоне нарастающей дефляции и инфляции, покупать автомобиль не отечественного производства станет достаточно невыгодно, так что российская автомобилестроительная отрасль «на плаву» выдержит время санкций, в отличии от иностранных компаний. Инфляция составляет 5-6 %, по прогнозам Центрального Банка России на конец 2014 г., поэтому японские автомобили станут дорожать, в то время как политика отечественного автопрома состоит в поддержании«умеренных и приемлемых цен» [14]. В целом текущее состояние автомобилестроительной промышленности нельзя назвать отрицательным или нейтральным, потому что даже в силу сегодняшних ситуаций, санкций со стороны европейских стран, отечественный автопром остается независимой отраслью промышленности с весьма перспективными условиями для развития.

 

Список литературы

1.     http://german-guide.ru/eksport-i-import-germanii/
2.     http://newsrussia.ru/
3.     http://www.drom.ru/
4.     Годовой отчет «Группа ГАЗ», 2013 г. (http://www.gaz.ru/)
5.     Годовой отчет ОАО «УАЗ», 2013 г. (http://www.uaz.ru/)
6.     Годовой отчет ОАО «АВТОВАЗ», 2013г. (http://www.avtovaz.ru/)
7.     http://www.auto.ru/
8.     http://www.fiatprofessional.ru/
9.     http://www.fiat.ru/
10. http://www.uaz.ru/
11. http://mitsubishi-motors.ru/
12. http://lada.ru/
13. http://www.autonissan.ru/
14. http://expert.ru/2014/12/2/avtoprom-vyitaskivayut-iz-yamyi/