Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Аннотация

В статье проанализированы современные теоретические подходы и практический опыт применения экономических санкций в международных экономических отношениях. Автором систематизированы современные особенности применения санкций в международной экономической практике. Автором выделены причины применения и формы экономических санкций в отношении зарубежных стран.

Ключевые слова: экономические санкции, мировая экономика, международные экономические отношения, особенности применения санкций.

В современной мировой экономике, особенно в связи с усилением нестабильности ее развития в XXI веке, активизировалось применение экономических санкций в отношении отдельных стран, что отмечают многие исследователи. [1]

 

FEATURES OF APPLICATION OF ECONOMIC SANCTIONS IN MODERN CONDITIONS

 

Kaigorodov-Khamoshin R. A.

 

Russian peoples friendship University, Moscow

 

 

Abstract

The article analyzes the current theoretical approaches and practical experiences with the application of economic sanctions in international economic relations. The author systematizes modern features of application of sanctions in the international economic practice. The author outlines the reasons for the use and forms of economic sanctions against foreign countries.

Key words: economic sanctions, the world economy, international economic relations, peculiarities of application of sanctions.

Санкции представляются достаточно привлекательным инструментом внешней политики, так как, в отличие от войны, они призваны решать международные конфликты и разногласия с меньшими затратами и человеческими жертвами. В частности, поэтому они применяются достаточно часто: в период с 1970 по 1998 гг., например, санкции в мире применялись 117 раз. [2]

Современное международное право допускает использование экономического давления межгосударственными организациями – всемирными, как ООН, и региональными, такими как Организация американских государств, Организация африканского единства и др., – а также группами стран и отдельными государствами. Односторонние или коллективные действия против страны, которую считают нарушителем международного права, в разное время имели различное название. Сегодня ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран, с целью вынуждения правительства этих стран – объектов санкций к изменению своей политики называются экономическими санкциями. [3]

По своему содержанию экономические санкции, как считают американские эксперты Е. Хафбауэр, Дж. Шотт и К. Эллиотт, представляют собой «преднамеренный, инициированный государством разрыв или угрозу разрыва нормальных торгово-финансовых отношений». [4]

Однако, несмотря на широкое употребление понятия «экономические санкции», международные документы не содержат сколько-нибудь четкого его определения, ограничиваясь, как правило, простым перечислением конкретных мер. Так, в Уставе ООН термины «санкции» или «эмбарго» вообще не упоминаются, хотя ст. 41 предусматривает возможность применения против государства-нарушителя «принудительных действий», которые включают «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений». В общем спектре средств принуждения, которые используются в случае возникновения конфликтной ситуации в межгосударственных отношениях, начиная от простой вербальной ноты и заканчивая применением вооруженной силы, экономические санкции располагаются ближе к последнему, уступая место только блокаде.

Исследователи из Института мировой̆ экономики Петерсона США в коллективной̆ монографии «Переосмысление экономических санкций: история и современная политика» пришли к выводу, что такие санкции достигают цели в 1/3 из свыше 100 проанализированных случаев. Несмотря на серьезные изменения в мире за последние полвека, основные выводы авторов книги сохраняют свою актуальность и сегодня. Экономические санкции в случае их сочетания с иными мерами (например, военно-политического характера) могут оказаться «поразительно успешными» в плане дестабилизации политической̆ системы управления. В противном случае, «не подкрепленные иными мерами, они редко приводят к дестабилизации». [5]

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме [6], а также существующей мировой практики позволяет нам выделить некоторые особенности применения экономических санкций в современных условиях. Во-первых, это временная мера, они устанавливаются на определенный период и затем снимаются (или продлеваются). Примером может служить экономика Ирана. [7]

В отношении Ирана санкционные меры, которые в последние годы стали одной из самых актуальных проблем для мирового сообщества, применялись и раньше, начиная с середины ХХ века. Наиболее негативный характер имели для Ирана санкции США, направленные на сокращение инвестиций в энергетическую сферу страны (1996, 2001, 2006 гг.). В 2006 г. первый раз СБ ООН принял антииранскую резолюцию, которая включала в себя и экономические санкции. До 2010 г. (за 4 года) было принято 6 резолюций, из них 4 включали в себя санкции. Особенно сильные санкционные меры были отмечены в резолюции 19/29 от июня 2010 г., и дополнительные меры, принятые США и ЕС в 2011 г., причем не только в экономической, но и в финансовой сфере. Также западными странами заморожены финансовые активы Ирана на сумму 4,2 млрд. долл. [8]

Однако в определенных случаях санкции могут занимать достаточно длительный период времени, как, например, в случае с Кубой.

Во-вторых, санкции, как правило, вводятся экономически более развитыми странами, такими как США, государства ЕС (например, Великобритания) в отношении менее развитых государств. Это обеспечивает санкциям более заметный «вес» и более значительную «разрушительную силу».

В-третьих, это стремление ввести санкции на коллективной основе. Так, США, как правило, стремятся создать видимость «общемирового» подхода к введению санкций в отношении тех или иных стран, привлекая к этому процессу не только своих партнеров – ЕС, Японию и др., но и международные организации, например, ООН. Однако существуют и другие примеры. Так, Китай, вводя экономические санкции, всегда действует самостоятельно и не вовлекает в этот процесс других субъектов международных экономических отношений, что отмечается многими исследователями. [9]

Например, весной 2012 г. после того, как председатель Народного правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района Нур Бекри обнародовал наличие тесных контактов между уйгурскими террористами и Пакистаном, было отозвано китайское предложение о финансировании газопровода Иран-Пакистан. [10]

В-четвертых, сфера  действия экономических санкций,  как правило,  охватывает лишь  определенные сегменты национальной экономики и/или внешнеэкономических связей страны – объекта санкций, иногда они могут быть направлены против тех или иных физических и/или юридических лиц. Например, санкции могут бить введены против нескольких конкретных отраслей (как правило, базовых для национальной экономики), ограничивать внешнюю торговлю страны – объекта санкций по тем или иным четко указанным товарным позициям, сократить возможности для ввоза/вывоза инвестиций (в целом по экономике или по отдельным отраслям) или доступа к зарубежным кредитам и др.

Таким образом, можно говорить о том, что экономические санкции носят селективный характер и, как правило, по замыслу их авторов, призваны нанести ущерб экономике страны-объекта санкций в тех избирательных направлениях хозяйственной деятельности, где одновременно не наносится ущерб экономическим интересам налагающих экономические санкции субъектов международных экономических отношений.

Наконец, еще одна особенность – о введении санкций ни мировое сообщество, ни страна – объект санкций не информируются заблаговременно. Это позволяет обеспечивать необходимую гибкость и использовать «эффект неожиданности». В то же время стоит отметить, что в начале 2010 г. в ответ на планы США продать Тайваню крупную партию вооружений КНР открыто пригрозил пойти на беспрецедентный шаг, наложив санкции на американские компании, принимающие участие в поставках вооружений  на Тайвань. Несмотря на то, что США проигнорировали угрозы Пекина, санкции в отношении американского ВПК так и не были введены, что, безусловно, выставило китайское руководство не в лучшем свете. [9]

Наиболее распространенными формами экономических санкций являются ограничения на международную торговлю, финансовые операции и перемещения людей. Следует отметить, что в отличие от другого инструмента внешней политики – войны, для которой были разработаны формальные правила, включающие понятия комбатантов и нейтральных сторон, для торговых санкций международно- признанных правил не существует. [6]

Если говорить о причинах введения экономических санкций против зарубежных стран, то наиболее часто применяющиеся в современной мировой экономике санкции можно свести к попыткам экономического наказания и принуждения. Прежде всего стоит отметить желание продемонстрировать неудовлетворение налагающих санкции государств теми или иными решениями и поведением страны – их объекта. Как правило, предполагается, что эти решения и поведение наносят ущерб основополагающим интересам налагающей санкции стороны (или ее союзника). Санкции призваны пресечь такие действия и не допускать их в будущем.

Также санкции против конкретных стран предполагают «демонстрационный эффект» по отношению к остальным странам – участницам мирового сообщества, которые могли бы в перспективе проявить недостаточное внимание к экономическим интересам стран-лидеров. Возможное применение против них экономических санкций призвано не допустить осуществление ими нелояльных (некорректных) шагов во внешне- или внутриэкономической политике.

Наконец, среди причин введения экономических санкций против зарубежных стран можно выделить и политическую составляющую, т.е. выражение решимости своими действиями обеспечивать всестороннюю защиту национальных (экономических, политических, территориальных и других) интересов как на страновом, так и на международном уровне.

Таким образом, санкции, хотя являются мерой воздействия, применяющейся в международных экономических отношениях на протяжении столетий, имеют на каждом этапе развития мировой экономики свои особенности. В последние десятилетия среди таких особенностей можно выделить временный характер, направленность на менее развитые по уровню социально-экономического развития страны, коллективный характер, селективную направленность и непредсказуемость.

 

Список литературы

 

1.          Гусаков Н.П., Шкваря Л.В. Особенности влияние мировой экономики на развитие межстрановых торгово-экономических отношений в условиях глобализации // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2011. № 1. С. 3-17.

2.          Elliott R.A., Hufbauer G.C. Same Song, Same Refrain? Economic Sanctions in the 1990s. American Economic Review. May 1999.

3.          Daoudi, M.S., Dajani M.S. Economic Sanctions: Ideals and Experience. London, 1983. pp. 5-8.

4.          Elliott R.A., Hufbauer G.C. Same Song, Same Refrain? Economic Sanctions in the 1990s. American Economic Review. May 1999, pp.403-408.

5.          Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy. 2nd ed. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics, 1990.

6.          Сотрудничество России с зарубежными странами в условиях международных экономических санкций /сборник статей. М., 2015.

7.          Шкваря Л.В., Русакович В.И., Лебедева Д.В. Россия – Иран: развитие сотрудничества в условиях санкций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 11 (71). С.43.

8.          Русакович В.И., Лебедева Д.В. Иран: развитие в условиях санкций и опыт для России // Управление      экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 6. С. 78.

9.          Лексютина Я. Экономическая дипломатия Китая в XXI веке // Проблемы Дальнего Востока. 2015. №2. С.24-37.