Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного.

Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет жесткая законодательная база. Отсутствие ограничителей при формировании бюджета на национальном уровне, т.е. допустимых норм отклонения расходной части от его доходной составляющей, оборачивается постоянным дефицитом бюджета и чрезмерным ростом государственного долга.

Для решения проблем по регулированию дефицита и государственных заимствованийв Европейском Союзе (далее ЕС) был создан в 1997 году Пакт стабильности и роста (далее Пакт) – механизм наднационального бюджетного регулирования. Он указывает на то, что дефицит бюджета не должен быть более 3% внутреннего валового продукта страны (далее ВВП), а государственный долг - не более 60 % ВВП.[4]

Экономика большинства стран Европейского Союза страдает от отсутствия должной бюджетной дисциплины на протяжении последних 35 лет. Ограничители, предусмотренные для госбюджетов Пактом, во многихслучаях не соблюдаются, а отчетность в ряде стран сознательно искажается. Фактически требования Пакта не всегда исполняются[5].

В таблице 1 представлены данные по размеру дефицита (профицита) бюджетов стран Евросоюза в процентах к ВВП за 2008 -2015 годы.

 

Таблица 1. Общий дефицит/профицит в процентах к ВВП

 

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Среднегодовой уровень

Германия

-0,2

-3,2

-4,2

-1

0

-0,2

0,3

0,7

- 0,98

Ирландия

-7

-13,8

-32,1

-12,6

-8

-5,7

-3,7

-1,9

- 10,6

Греция

-10,2

-15,1

-11,2

-10,3

-8,8

-13,2

-3,6

-7,5

-10,0

Испания

-4,4

-11

-9,4

-9,6

-10,5

-7

-6

-5,1

-7,9

Франция

-3,2

-7,2

-6,8

-5,1

-4,8

-4

-4

-3,5

-4,8

Италия

-2,7

-5,3

-4,2

-3,7

-2,9

-2,7

-3

-2,6

-3,4

Португалия

-3,8

-9,8

-11,2

-7,4

-5,7

-4,8

-7,2

-4,4

-6,8

 

Источник: [7]



Как показывают данные таблицы, многие страны ЕС не укладываются в установленное Пактом значение дефицита. Особенно высокий уровень дефицита бюджетов наблюдается у Греции, Испании, Ирландии. Наибольший рост дефицита бюджетов произошел в посткризисный период (2009-2011 годы), когда было необходимо выделять государственные средства для стабилизации экономики стран.

 Увеличение дефицита бюджетов влечет за собой рост государственного долга и в абсолютном значении, и по отношению к ВВП (таблица 2).

 

Таблица 2. Общий валовой долг впроцентах к ВВП

 

 

 

 

 

 

Страна/ год

 

 

 

 

 

2008

 

 

 

 

 

2009

 

 

 

 

 

2010

 

 

 

 

 

2011

 

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

 

2013

 

 

 

 

 

2014

 

 

 

 

 

2015

Среднегодо вой темп прироста, %

Германия

65,1

72,6

81

78,7

79,9

77,5

74,9

71,2

0,87

Ирландия

42,4

61,7

86,3

109,6

119,5

119,5

105,2

78,6

5,17

Греция

109,4

126,7

146,2

172,1

159,6

177,4

179,7

177,4

9,71

Испания

39,4

52,7

60,1

69,5

85,7

95,4

100,4

99,8

8,63

Франция

68

78,9

81,6

85,2

89,5

92,3

95,3

96,2

4,03

Италия

102,4

112,5

115,4

116,5

123,3

129

131,9

132,3

4,27

Португалия

71,7

83,6

96,2

111,4

126,2

129

130,6

129

8,19

 

Источник: [7]

За исследуемый период наименьший среднегодовой прирост показателя наблюдается у Германии – в среднем на 0,87 % год. Больше всего за анализируемый период вырос долг в таких странах как Греция, Испания, Португалия.

Рассматривая причины увеличения дефицита бюджета и государственного долга этих стран, можно выделить основные позиции, повлиявшие на отрицательную динамику изучаемых показателей.

Греция. Греция в 2009 году оказалась на самом дне рецессии (дефицит 15,1% от ВВП, максимальный за исследуемый период). Основной причиной такого положения явилось падение ВВП на 4,3%. Страна не могла полагаться на прежние источники стимулирования экономики – доступ к международным займам, потребление, торговлю. Для того чтобы поддержать экономику правительство увеличивало расходы за счет государственных заимствований. Долг Греции имеет тенденцию ежегодного увеличения и в 2015 году превысил 177% по отношению к ВВП.

Португалия. В Португалии наблюдается низкая производительность труда и снижение налоговых поступлений, что повлекло за собой рост государственных расходов. Пытаясь сократить бюджетный дефицит, Португалия начала осуществлять меры строгой экономии государственных средств. Но это еще больше оказало негативные последствия на экономику страны. Многие рабочие покинули страну, после того как правительство урезало льготы, пособия, заработную плату и увеличило налоги. Португалия зависит от экспортных доходов, но большинство стран-партнеров также оказались в кризисе. В результате страна не может генерировать доходы для финансирования государственного долга, который в среднем ежегодно увеличивается на 8,19%.

Испания. Как известно, Испания является четвертой по размеру экономикой еврозоны, поэтому ее дефолт недопустим. Несмотря на снижение показателей дефицита бюджета и государственного долга в 2015 году, уровень этих значений остается достаточно высоким. Самым сложным периодом для страны оказались 2011 и 2012 годы. Дефицит 2011 года фактически сложился выше прогнозной величины, что означало сокращение государственных расходов. Процентные ставки по государственным 10-летним облигациям в апреле 2012 г. достигли 5,79 % – самого высокого уровня с начала декабря 2011 года.

Рост ставок был обусловлен озабоченностьюинвесторов по поводу будущего экономики страны. Правительство принимает пакет жестких мер экономии, которые являются тяжелым бременем для граждан страны, уже столкнувшихся с эффектами рецессии. Более жесткие меры экономии заставляют экономику снижаться дальше, увеличивая безработицу, потерю налоговых поступлений и рост социальных издержек.

Италия. Италия характеризуется слабым экономическим ростом (ВВП вырос всего на 0,6 % за рассматриваемый период), в основном по причине снижения спроса на итальянские товары. Правительство увеличивает государственные расходы, вместе с которыми растет и государственный долг. Несмотря на незначительный среднегодовой уровень бюджетного дефицита по сравнению с другими странами (3,4% за исследуемый период), долг Италии по своей величине занимает второе место после Греции (в 2015 году - 132 % к ВВП).

Ирландия. Ирландия в погоне за иностранными кредиторами проводила мягкую кредитную политику. Начиная с 2008 года, в стране наблюдается снижение экономического роста. В 2010 году уровень бюджетного дефицита достиг наибольшего значения – 32% по отношению к ВВП. В этом же году было принято решение просить помощи у МВФ и ЕС по выдаче кредита для поддержки слабых банков. Кроме этого, много государственных средств было выделено на спасение банка «Англо-АйришБэнк». При этом Ирландия обещала сократить дефицит до 3% к ВВП в течение четырех лет[3].В 2014 году дефицит бюджета составил 3,7% к ВВП (частично за счет увеличения экспорта товаров), а в 2015 году – уже 1,7%. Такая же тенденция наблюдается и по динамике государственного долга: увеличение в 2010-2012 годах и снижение в 2015 году до 78,6% по отношению к ВВП.

Наименьшим государственным долгом и дефицитом бюджета из рассматриваемых стран отличается Германия. Среднегодовой показатель дефицита за анализируемый период составил 0,98 % к ВВП, а за 2014 и 2015 годы наблюдается профицит государственного бюджета в размере соответственно 0,3 и 0,7 процентов к ВВП. Государственный долг за это время, несмотря на его рост и колебания, составил в 2015 году 71,2% к ВВП, что близко по значениям к требованиям Пакта.

Рассматривая опыт этой страны по эффективному управлению дефицитом и долгом, необходимо остановиться на следующих моментах.

1). Высокий уровень показателей экономики: ВВП, производительности труда, среднего уровня заработной платы.

Падение валового внутреннего продукта страны за исследуемый период наблюдалось дважды: в 2009 году до 5,6% и в 2012 до 0,5%, что связано с кризисными явлениями не только в экономике страны, но и мира (Рис.1). Начиная с 2013 года, фиксируется небольшой, но стабильный рост этого показателя. За 2015 год его номинальный объем составил 3358 млрд. долларов, что в 2,5 раза превышает уровень ВВП РФ.


Рост     ВВП     обусловлен     ростом     одного     из     основных     экономических     показателей     – производительности труда (Рис.2).

За анализируемый период производительность труда в Германии выросла на 4,7 %, что повлияло на увеличение среднего уровня заработной платы в этой стране и, соответственно, налоговых доходов (Рис.3).


2). Система налогообложения.

Общие     правила    налогообложения    регулируются    Законом     «Порядок     взимания     налогов» (Abgabenordnung).

Система налогообложения в Германии насчитывает около 45 различных видов налогов. Отличительной особенностью налоговой системы Германии является сложное, многоступенчатое распределение совокупных налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, направленное на выравнивание экономического развития отдельных регионов.

Сводный (консолидированный) бюджет Германии подразделяется на три уровня:

1.        Центральный (государственный) бюджет, в который поступает 48% всех налоговых отчислений: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, налог на доход от страховой деятельности, вексельный налог, солидарный налога, налог по линии Европейского сообщества, акцизы (кроме налога на пиво).

2.        Бюджеты 16-ти федеральных земель, которые зависят от многих экономических факторов в регионах и различаются по своим доходам. В них поступает 34% всех налогов, таких как имущественный налог, налог на наследство, налог на приобретение земельного участка, налог с владельцев автотранспортных средств, налог на пиво, налог с тотализатора и проведения лотерей, налог на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино.

3.        Бюджеты городских и сельских громад аккумулируют 13% налоговых поступлений страны от таких направлений как: промысловый налог, земельный налог, местные акцизы и налог на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений и др.)[1]

Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов. Именно поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики.

Основной принцип немецкого налогообложения, с момента зарождения системы звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг, оказываемых государством».

Основным источником государственных доходов является подоходный налог с физических лиц - он дает около 40% всех налоговых поступлений. Налогом облагается доход физических лиц из разных источников (в том числе с доходов, полученных в других странах, если они ещё не были обложены налогом). В отличие от РФ, где ставка для резидентов страны носит в основном постоянный характер (13%), в Германии налог на доходы облагается по прогрессивной шкале: минимальная ставка составляет 19%, а максимальная — 53%.

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения является любая услуга, не предназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС.

Согласно    Закону    о    НДС    в     Германии    действуют    две    налоговые    ставки: общая налоговая ставка - 19% и пониженная - 7%.

Можно сказать, что по этому налогу наблюдается аналогичный подход и в РФ, где основная ставка НДС составляет 18 %, а для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей в настоящее время действует пониженная ставка - 10 %.

Налог с корпораций уплачивают все юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае, если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является их прибыль в течение календарного года. Если у корпорации несколько собственников, то ставка налога составляет 30%. Если владелец у корпорации один, то ставка вырастает до 45% от полученной прибыли [9].Для сравнения в России налог на прибыль составляет 20% от получаемой прибыли и в основном поступает в региональные бюджеты.

3) Жесткие бюджетные правила и методы их регулирования.

Бюджетная политика Германии предусматривает различные фискальные правила. Согласно Договору о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе («фискальный договор»), который был подписан в марте 2012 года 25 странами ЕС, в том числе и Германией, государства- участники обязались применять национальные обязательные ограничительные требования [2].

Например, Правительство ФРГ имеет предел дефицита бюджета в размере 0,35% от ВВП. Покрывать этот дефицит, согласно установленным правилам, они должны без привлечения кредитов. Это требование было исключено до 2016 года в связи с экономическим и финансовым кризисом.

В Германии существуют комплексные институциональные и правовые меры для обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов. Например, для муниципалитетов введен запрет заимствования на финансирование текущих расходов. Кредиты могут быть приняты только для финансирования инвестиций, при условии обслуживания долга в последующие годы.

В социальном страховании существует также запрет заимствования. Дефициты могут финансироваться за счет доходов (премий и федеральных грантов) сформированных резервов и по корректировке ставки взноса. Кроме этого, для погашения дефицитов социальных фондов привлекаются федеральные кредиты.

Для сокращения государственного долга Правительство установило правило 1/20, которое означает ежегодное сокращение дефицита на двадцатую часть. Такой подход должен привести этот показатель к условиям Пакта стабильности и роста (не более 60% от ВВП).

При этом в Германии действуют координационные структуры по контролю за предельными показателями дефицита бюджета и государственного долга, такие как Совет стабильности и Независимый Консультативный совет [6].

В настоящее время фискальная политика Германии направлена на снижение расходов, прирост ВВП, рост налоговых доходов. Для обеспечения устойчивого роста экономики страны правительство увеличивает целевые инвестиции в образование, научные исследования и инфраструктуру. Подводя итог, можно констатировать, что опыт этой страны по управлению дефицитом бюджета и государственным долгом может быть востребован в других странах, в том числе и РФ, где эти показатели сегодня имеют тенденцию к увеличению.

Делая выводы о методах управления дефицитом и государственным долгом в странах Европейского Союза, надо отметить, что основой сбалансированного бюджета любой страны является стабильная экономика и эффективная система налогообложения. Принятие продуманных законов, направленных на поддержание национального производителя и развитие экономики в целом, а так же разработка оптимального механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

Список Использованных источников

 

1)        Богославец Татьяна Николаевна Особенности налоговой системы Германии // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. №4 С.177-181

2)        Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе (TreatyonStability,      CoordinationandGovernanceintheEconomicandMonetaryUnion)

3)        Морозова И. А., Сахабутдинова Л. Р. Проблемы долговой нагрузки стран PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания) // Известия ВолгГТУ. 2013. №11 (114) С.44-51

4)        Пактстабильностиироста (Stability and Growth Pact 1997)

5)        Сидорова Е.А. Особенности бюджетной политики в Европейском союзе – М.: ИМЭМО РАН, 2012– 129с

6)        http://www.bundesfinanzministerium.de/Web/DE/Home/home.html

7)        http://ec.europa.eu/eurostat

8) http://ru-geld.de/salary/#the-average-salary-in-germany

9) http://btimes.ru/business/nalogovaya-sistema-germanii-vidy-nalogov