Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНФЛИКТНОЕ ПОЛЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Происходящее под влиянием глобализации перераспределение «баланса сил» на мировой арене формирует усиление борьбы за источники политической, социально-экономической и научно-технической мощи между акторами мировой общности, одновременно  выдвигая на первый план инновационную составляющую, включающую как технологические, так и управленческие, продуктовые инновации, формируемые и реализуемые на различных уровнях (мега-, макро-, мезо- и микроуровнях).

     XXI век — век сложности, когда общество и технологии находятся в процессе коэволюции [6]. Попытки упростить реальность с точки зрения управления для государства и бизнеса становятся гибельными. На практике такое упрощение обычно заключается в универсализации всех субъектов хозяйственного взаимодействия, то есть игнорируется индивидуальность, вводится вертикаль управления и многоуровневые иерархии, жесткие бизнес- процессы, высокая регламентация отношений. В корпорациях это обычно приводит ровно к обратному эффекту: продуктивность и эффективность падают прямо пропорционально потере адаптивности управленческой системы. На государственном уровне попытка игнорирования сложности и хаоса организации системы и ее склонности к самоорганизации ведет к замене парадигмы «эффективного государства» [1] мобилизационным, противостоянию «корпорации vs квазикорпорации» (сформированных и принадлежащих государству компаний, подменяющих реальные рычаги рыночного развития) [4], спирали развития кризисных тенденций в промышленном, технологическом, финансовом механизмах функционирования национальных экономик, усиливаемых турбулентностью мировой экономической среды.

    Особую актуальность данные факторы приобретают для Российской Федерации, испытывающей извне влияние таких конфликтных полей, как:

-        «зависимость vs суверенитет» в различных сферах жизни (политической, экономической, технологической, информационной, предпринимательской, валютно-финансовой, денежно-кредитной и т.д.), что порождает в качестве системы государственных приоритетов жесткую дипломатию, денежно-кредитную и валютную политику; импортозамещение, технологический форсайт, усиление защитных механизмов внутреннего рынка и т.п.;

-     «интеграция vs обособление», протекающее посредством управления рисками со стороны внешних партнеров с учетом волатильности основных экспортных рынков, ослабления национальной валюты, усиления инфляции, паники в потребительском секторе и т.п. в национальной экономике России. Причем сфера влияния данного конфликтного поля затрагивает, в первую очередь, систему взаимодействия РФ со странами Таможенного Союза, БРИКС, ЕС;

-    «динамизм vs рецессия», развивающийся по пути поддержания динамичного развития с акцентом на внутренний потенциал основных стран-потребителей в мировой экономике, что формирует такие тренды, как неоиндустриализация, возврат производственных мощностей на национальную почву под влиянием последствий мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., с одной стороны, и сокращение мирового спроса, дестабилизации мировых рынков товаров, услуг, капиталов как потенции мировой рецессии, с другой;

-     «предпринимательские интересы vs национальные интересы». Данное конфликтное поле скрытое. Однако в условиях введения санкций против России отдельные ситуации получают свое проявление, как, например, попытка Комиссии ЕС ограничить обслуживание международных расчетов в системе SWIFT российских банков [3], либо замораживание строительства «Южного потока» [7]и т.п.;

-    «иерархическая система vs сетевая структура». Начиная с XV века, когда усилилась на базе Великих географических открытий система мирохозяйственного взаимодействия (XVII век), до настоящего момента, по сути, воспроизводилась на разных уровнях иерархическая система взаимодействия и развития: «центр- полупериферия-периферия».  Однако  такое  воспроизводство  формирует  новые  конфликты  с  позиций «международное управление vs национальное суверенное развитие», «неэквивалентный обмен vs справедливое международное разделение труда», «локально-глобальное лидерство vs новый международный экономический порядок» [2].

    Таким образом, преобладающее воздействие мегасреды на функционирование национальных, транс- и внутринациональных субъектов усиливает изначально присутствующие противоречия во внутринациональном социально-экономическом развитии [5], и проецируется на стратегию и тактику их поведения.

    В частности, анализ современной государственной политики РФ свидетельствует об ужесточении централизованной системы планирования и управления.  Особенно ярко об  этом свидетельствует  активная поддержка госкорпораций, жесткая денежно-кредитная политика, смягченная в отношении банковской системы, ужесточение таможенно-тарифного регулирования с использованием как ответных специальных экономических мер (санкции), так и экспортных пошлин для сельскохозяйственного сырья и квот для металлургической продукции в целях сохранения баланса на внутреннем рынке.

   То есть управление в РФ даже в условиях неординарной ситуации усиления и совмещения конфликтных полей внешней и внутренней среды формируется в рамках традиционной системы управления, что приводит к увеличению инфляции, сокращению доступности длинных денег в экономике, удорожанию кредитных ресурсов, рецессии в реальном секторе экономики, увеличению оттока капитала из страны, сокращению потребительского платежеспособного спроса и т.п. Таким образом, усиливающиеся дисбалансы во внешнеэкономической и внутренней социально-экономической политике предопределяют необходимость поиска новых принципов управляющего воздействия без жесткой централизации управления в условиях высоких рисков и слабой маневренности механизма государственного регулирования (в силу естественной природы такового). В качестве альтернативы можно предложить мультиагентные систему управления на различных уровнях – государственном, отраслевом, региональном, предпринимательском.

   Мультиагентные системы (МАС) [8] связаны с возможностью распределенного решения сложных задач за счет взаимодействия большого числа простых конкурирующих между собой агентов, реализующих разные методы проб и ошибок, с эволюционным решением задач, в котором допускается пересматривать решения, причем за счет согласования действий агентов.

     При этом сравнительный анализ использования традиционной и мультиагентой систем (см. Табл.1) свидетельствует, что сложившиеся условия и потребности национальной экономики требуют отхода от традиционных принципов управления национальной системой и внедрения МАС на базе конкуренции и кооперации различных акторов социально-экономической и политической системы страны.


Таблица 1 Традиционные и мультиагентные системы [8]

  

 

Традиционные системы

Мультиагентные системы

Основные

характеристики

Предсказуемость,       повторяемость,

иерархическая структура

Гибкость, чуткость, самоорганизация

Механизмы достижения

основных характеристик

Заданные       алгоритмы,        память;

интеграция

Способность      строить      предположения;

знания; обучение, работа в сети

Основные недостатки

Негибкость

Риск совершения ошибки

Механизмы преодоления

недостатков

Модуляции

Распределение  интеллекта,  полноценное

использование имеющихся знаний, умение учиться на своем опыте

Области применения

Стабильные среды, долговременное

производство,                                                     массовое производство

Непредсказуемые          среды,          часто

изменяющееся                        производство,

индивидуальное производство, кратковременные периоды освоения новой продукции

 

   Опыт управления с использованием МАС присутствует и в управлении транснациональными сетями корпораций (например, Shkoda, Volkswagen и др.), и в развитии национальных инновационных систем (например, в Китае), и в функционировании отраслевых высокотехнологичных комплексов (например, космическая, авиапромышленность в РФ) [6].

     Таким образом, на смену жесткой централизации и усилению государственного контроля за рыночной системой в Российской Федерации в современных условиях всплеска патриотизма, национальной идентичности и единства должен прийти альтернативный традиционному «роевой» подход, базирующийся на распределении и принятии на себя рисков различными участниками (агентами) взаимодействия и получения инновационного результата, отличающийся высокой степенью гибкости и мобильности агентов, сообщаемых всей системе в целом.

 

Список литературы

1.     Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. - М.: Деловая книга, 1998.

2.     Воронкова О.Н. Трансформационные изменения в мировой экономике: теоретико-методологическое представление: Монография. – Ростов-на-Дону: ИПК РГЭУ, 2013.

3.     В SWIFT выступили против исключения России из системы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2014/10/03/swift/,   свободный.

4.     Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. - М.: ГУ ВШЭ, 1999.

5.     Доклад Изборскому клубу «О конфликтном поле национальных отношений современной России», под рук. С. Черняховского – [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.dynacon.ru/content/articles/2584/, свободный

6.     Ирик Имамутдинов Организация мыслящего роя. //Эксперт. – 2014. - №48.

7.     Работы над проектом "Южный поток" официально остановлены. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusdialog.ru/news/11318_1418336424,    свободный.

8.     Солодуха  Т.В.  Мультиагентные  системы  в  экономике  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа: http://refdb.ru/look/1603361.html,   свободный.