Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   С понятия качество начинается изучение бытия, сам процесс которого может быть сформулирован как некая интерпретация качеств. Качественные понятия, имели несостоятельность еще в античной философии при попытке анализировать мир, но, тем не менее, продолжают на сегодняшний день развития науки играть достаточно серьѐзную роль. Начиная с Аристотеля, давалось много определений понятию качества, но все они были громоздкими и аморфными.

     Проблема идентификации качества связана, прежде всего, с его традиционной трактовкой как свойства или совокупности свойств. Это достаточно оправданное сужение понятия в  рамках технической реальности: за рамками исследования остается вопрос о качественном многообразии и качественных изменениях. Количественная интерпретация реальности приобретает здесь первостепенное значение - качество, выраженное числовыми параметрами. ―Пифагорейский синдром‖ свойственен техническому знанию абсолютизации, связанной с преобладающей функциональной ролью математических методов. Эта тенденция порождает ряд проблем, не связанных с любым метафизическим явлением. Строя математические конструкции, мы постепенно уходим от реально существующего, и итог подобных суждений носит неопределённый характер в познавательном плане, так и на практике весьма сомнителен. Количественный подход к миру есть определѐнная жертва, приносимая в угоду математической структурированности нашего мышления [2].

   Проблема определения критериев качества и их практического применения относится к числу основополагающих проблем в силу различных аспектов. Во-первых, изменился вектор потребительского спроса на продукцию. Во-вторых, совершенствуется выпускаемая продукция путем увеличения показателей надежности, мощности, расширения диапазонов эксплуатации. Все это основано на использовании качественных материалов и технологий. В-третьих, углубление общественного разделения труда вследствие чего появляются новые формы кооперации на государственном и межгосударственном уровнях. Этот аспект предполагает особые формы контроля параметров, определяющих качество  как поставляемых компонентов (комплектующих, полуфабрикатов, сопутствующих материалов), так и собственной продукции. Изменение этих показателей может привести к сложной ситуации, при которой из качественных составляющих производится продукт с низкими потребительскими свойствами и характеристиками.

     Необходимо отметить трансформацию мировоззренческой позиции на критерии качества, которая усиливается в современном обществе. Согласно трактовке  «… повысить качество - это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности…» [4]. По мнению Бодряковой Е.А., повысить качество — это не столько получить продукцию, удовлетворяющую общественные потребности в общем смысле, сколько сформировать определенный уровень подготовки производителей и потребителей, обеспечивающий инновационное мышление. Общество не имеет долгосрочной перспективы развития, так как оно порочно в потреблении. Поэтому важнейшей задачей развития производства является формирование инновационного мышления как процесса, обуславливающего объективную потребность всех участников жизненного цикла продукции в использовании продукта оптимального качества в конкретных социально-экономических условиях [2].

   С качеством на сегодняшний день в России связаны несколько основных законов. Они относятся к производственной и непроизводственной сфере, в том числе к науке, образованию, здравоохранению, потребительскому рынку. Это федеральные законы «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании» и непосредственно разрабатываемые технические регламенты и стандарты. Процесс работы в областях, регулируемых данными актами, происходит очень сложно особенно в сфере обращения промышленной продукции и потребительских товаров. Общественностью данные нормативы усваиваются неоднозначно, в первую очередь среди профессионалов в данной области. В ряде публикаций выявлены правовые ошибки, несогласованность между документами, отсутствие взаимосвязи с нормами ЕС и др. [цит. по: 3]. Недостатки кроются в основном в плохом отношении к собственному опыту и традициям технического законодательства, а также в неточном переводе международных документов, в том числе в тех областях, где основополагающим является понятие «качество». Что есть понятие «качество» сегодня и как наука может повлиять на реформирование нормативной базы, связанной с качеством товаров?

     Чтобы ответить на вышеперечисленные вопросы необходимо, по нашему мнению, во-первых, изучить, как и в каком смысле используется термин «качество» в главных законах и подзаконных актах, во-вторых, на основании проведенного анализа выявить подходы к некой трактовке этого понятия, которая сможет в дальнейшем развивать деятельность по закреплению характеристик свойств товара. Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на приобретение товара надлежащего качества, на удовлетворение его требований в отношении товара ненадлежащего качества, но не дает определения ключевому понятию, что же такое «качество»?. Из данного закона опосредованным путем можно сформулировать такое определение: товар ненадлежащего качества — это товар с недостатками, а товар надлежащего качества не имеет таковых, т.е. соответствует обязательным требованиям, своему назначению, о котором продавец был уведомлен. В ст. 4 говорится, что качество должно соответствовать договору или требованиям которые к нему предъявляются. Сохранились термины «качество», «ненадлежащее качество», «недоброкачественный товар» в Гражданском кодексе (ГК РФ). Введены новые термины, пришедшие из Закона РФ «О защите прав потребителей»: «недостаток», «существенный недостаток». Раньше их заменял термин «дефект» и относились к нему  общепризнанные  понятные  определения:  «производственный»,  «непроизводственный»,  «скрытый», «явный» и т.п. Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее — ФЗ) не принимает качество в число основных понятий, определяемых в ст. 2. Определение понятию «качество» не присутствует и в главе «Технические регламенты». Следует вывод, что данные законы избегают вопросы качества потребительских товаров и эти вопросы отдаются на откуп организациям, объединениям юридических лиц, которые могут самостоятельно разрабатывать и применять стандарты для повышения конкурентоспособности товаров. Необходим жесткий контроль со стороны государства за безопасностью и экологичностью продукции, так как нельзя полностью положиться на деятельность в области стандартизации только на отдельные организации и объединения юридических лиц. При предоставление предприятиям свободы для разработки стандартов на конкретную продукцию, может возникнуть недобросовестная конкуренция путем завышения требований. Возможно и снижение качества выпускаемой продукции, если она производится монополистами. В этом случае продукция будет не в полной мере удовлетворять потребителей и быть неконкурентоспособной по набору иных свойств на других рынках и в других условиях [3].

    В научной литературе укоренилась неопределенность в подходах к оценке качества товара. Следует ли считать качеством как совокупность отдельных свойств, оцениваемых разными показателями, либо качество — совокупная величина всех свойств товара (услуги), оцениваемая одним показателем? По нашему мнению, верно второе утверждение, потому что совокупная характеристика сущности объекта устанавливает товар (изделие, услугу) как целостное явление. Если товар некачественный, то он удовлетворяет конкретную потребность покупателя, но одно из свойств у него отсутствует (не проявляется)? Выглядит глупо. Итак, в зависимости от индивидуальности каждого субъекта товар с равной совокупностью полезных свойств воспринимается по- разному. В данной ситуации у многих может сложиться представление, что объект некачественный. Любой товар обладает определенным качеством, но степень ее выраженности может быть разной. К категории качество, сформулированы требования в виде показателей, исходя из этого можно утверждать, соответствует или  не соответствует качество установленным требованиям. ГОСТ Р ИСО 9001—2011 убрал одну из неточностей, трактуя  качество  как  «степень  соответствия  присущих  характеристик   требованиям».  Подмена  термина «потребность» термином «требование» является серьезной. Потребности не могут быть объективно измерены в количественных единицах. Когда мы потребность трансформируем и конкретизируем в четкое требование, только тогда можно прибегнуть к измерительном аппарату в отношении как отдельных свойств, так и качества в целом. Формулировка ИСО подвергалась критике со стороны специалистов различных наук из-за того, что в ИСО качество выступает мерой, что лишает категорию сущности в философском научном понимании. Разумеется, что под качеством философы подразумевают существенную определенность, благодаря которой объект является тем кем он есть и как взаимоотношение составляющих элементов объекта, которые определяют его специфику.

     Г. Гегель выявил диалектическую природу качества и показал «новый» уровень анализа — идея измерения степени выраженности [5]. Этот подход актуален и сегодня при сопоставлении товаров по наиболее значимому для потребителя свойству. Определив собственное видение качества, отметим необходимость его системного изучения. Качество как система имеет четыре фундаментальных признака:

а) состоит из элементов и имеет целостность (структуру);

б) элементы системы связаны определенным образом друг с другом, организованы в пространстве и во времени;

в) для каждого объекта индивидуально и не равно простой сумме свойств составляющих элементов, иначе пропадает смысл в создании системы (цельной, функционирующей, организованной);

г) используется для определенных целей, т.е. выполняет заданную функцию.

    Системное качество — новое понятие, которого не было раньше ни у одного из свойств до внесения его в много-уровневую систему.

   Исходя из стандартов ИСО, но принимая при этом его неполноту, можно за первый шаг взять следующий вариант: качество продукции – совокупное свойство упорядоченно взаимодействующих свойств продукции, обусловливающее ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с установленными требованиями к продукции, используемой по назначению в определенных условиях эксплуатации (потребления) и момент времени [1].

      Категория «качество» прошла долгий путь развития от разряда технической до правовой. Правовая характеристика – понимается как способность товара гарантировать и обеспечивать потребителю:

а) соответствие действительных свойств товара, заявленным продавцом/производителем о товаре в любой

форме;

б) право на приобретение нефальсифицированного товара [3].

    Подводя итог, мы настаиваем на необходимости дальнейшей разработки категории «качество» в понятийном аспекте и как системного объекта, как по горизонтали (расширение зоны удовлетворяемых потребностей одним изделием), и по вертикали (степень удовлетворения потребности).



Список литературы

1.     ГОСТ ISO 9001-2011. Группа Т59. Межгосударственный стандарт системы менеджмента качества. Требования. Qualitymanagementsystems. Requirements. ОКС 03.120.10. ОКСТУ 0025. Дата введения 2013- 01-01.

2.     Бодрякова Е.А. Новый  подход  к  содержанию категории «качество продукции»:  философский и экономический аспекты / Е.А. Бодрякова // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 6 (13): в 2-х ч. Ч. I. C. 29 –31.

3.     Васильева Н.О. Судьба категории «качество» вчера и сегодня / Н.О. Васильева // Стандарты и качество.2009. № 2. – С. 54 –57.

4.     Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / В.В. Окрепилов. – М.: Экономика, 2000. - 3-е издание, доп. и перераб. – 1012 с.

5. Философская система Г. Гегеля [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanism.ru/cks40.htm.