Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ПО ЦЕНТРАМ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТОРГОВЛЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

В мире современного бизнеса одной из основных задач управленческого аппарата торгового предприятия является выделение центров финансовой ответственности, что является ключевым моментом постановки управленческого учета хозяйствующего субъекта.

Среди ученых и исследователей отсутствует единый подход к определению понятия «центр ответственности», но основными сущностными признаками его идентификации является обособленность от других структурных подразделений предприятия и установление ответственности менеджера за показателями деятельности, которые он контролирует. Таким образом, под центром ответственности понимается  структурное  подразделение  предприятия,  возглавляемое  менеджером,  осуществляющим 

контроль и несущим ответственность за возникновение издержек, получение доходов, использование инвестиционных ресурсов и т.д. Выделение центров ответственности основано на децентрализации управления и делегирования полномочий и ответственности от высших звеньев управления к низшим [1].

Реализация товаров предприятиями с использованием различных каналов сбыта, в том числе и с использованием посредников, приводит к формированию дифференцированных видов расходов. Предоставление оперативной и достоверной информации для нужд управления по понесенным расходам при реализации товаров по различным каналам сбыта является неотъемлемой составляющей успешного управления товарооборотом торгового предприятия. В связи с этим, считаем целесообразным учет расходов, связанных с реализацией товаров по различным каналам сбыта, осуществлять по центрам ответственности.

При выделении центров ответственности на предприятиях торговли следует учитывать их иерархическое построение, которое предусматривает выделение центров дохода, центров затрат, центра прибыли и центра инвестиций. Организация системы учета по центрам ответственности должна осуществляться в определенной последовательности. Можно выделить следующие этапы организации учета по центрам ответственности в торговле. (рис. 1)


Таким образом, мы предлагаем рассмотреть вышеуказанные семь этапов организации учета по центрам финансовой ответственности организаций торговли.

1.   Определение общей цели деятельности предприятия и его промежуточных задач. Главная цель любого предприятия – успешное функционирование и развитие. Главная цель хозяйствования предприятия торговли – максимизация прибыли, что достигается путем выполнения поставленных промежуточных задач.

2.    Выделение соответствующих центров с целью закрепления ответственности конкретных лиц. Конкретизация ответственности за понесенные расходы и полученные доходы предприятием торговли является эффективным средством контроля, который, в свою очередь, является важным и необходимым элементом четкого и своевременного принятия управленческих решений. На предприятиях торговли, использующих различные каналы сбыта продукции, высшее руководство приобретает статус центра прибыли и центра инвестиций. Данная ситуация связана с тем, что результаты функционирования предприятия (размер полученной прибыли или понесенных убытков) анализируются и контролируются во взаимосвязи с суммой капитала, вложенного собственниками в его активы. То есть сумма полученной прибыли сравнивается с суммой инвестиций в развитие предприятия.

3.        Распределение     сферы     полномочий     и     ответственности     работников     каждого     центра ответственности. Деятельность центров ответственности обычно регулируется следующими документами: Положением о центре ответственности, договором между центром ответственности и руководством предприятия, Положением о внутреннем ценообразовании, системой бюджетирования. Распределение сферы полномочий и ответственности работников каждого центра ответственности осуществляется на основе соответствующей распорядительной документации и должностных инструкций работников.

Выделение центров ответственности выдвигает более высокие требования к организации работников предприятия в части соблюдения финансовой дисциплины, выполнения регламентов бюджетирования и др. Поэтому для обеспечения эффективной организации функционирования и развития центров ответственности торгового предприятия предлагаем разработать и утвердить Регламент функционирования центров ответственности. Данный документ должен регулировать организационные вопросы функционирования центров ответственности предприятия, определять порядок взаимодействия и координации деятельности структурных элементов центра ответственности и организацию отчетности.

4.     Закрепление расходов по отдельным центрам ответственности и составления бюджета для каждого центра ответственности. Формирование сводного бюджета доходов и расходов предприятия торговли при выделении центров ответственности предусматривает необходимость формирования операционных бюджетов по разным аналитическим разрезам и признакам (по видам товаров, по подразделениям, по покупателям, по регионам и т.д.). Учитывая специфику деятельности торговли и использование различных каналов сбыта, считаем целесообразным при формировании консолидированного бюджета расходов и доходов выделять операционный бюджет доходов и расходов в зависимости от каналов сбыта товаров. В частности, следует выделять расходы и доходы от реализации товаров с использованием коммерческого посредничества, расходы и  доходы от реализации  товаров на основе прямых связей  и каналов распределения.

5.   Определение порядка отчетности и состав форм отчетности о результатах деятельности центров. Определение фактических показателей и результатов функционирования центров ответственности торгового предприятия, их отклонений от планов, оценку недостатков и отработки альтернативных вариантов, их устранение возможно благодаря разработке порядка отчетности центров ответственности. Изучение наработок авторов по разработке отчетности центров ответственности свидетельствует об отсутствии единого подхода к установлению показателей и статей такой отчетности, выделении ее видов и процедур к ее составлению.

Ю.Д. Майкова [2] подчеркивает необходимость разработки форм внутренней отчетности деятельности центров ответственности, которые целесообразно применять для осуществления контроля за соблюдением сметы расходов. Вместе с тем, автором не указаны показатели, которые должны отражаться в такой внутренней отчетности, порядок ее составления и предоставления заинтересованным пользователям.

Среди наработок ученых  стоит также выделить работы, в которых авторы приводят перечень показателей и предлагают форму отчета о результатах деятельности центра ответственности. «В конце отчетного периода в каждом центре ответственности необходимо составлять отчет о результатах деятельности, - как отмечает Г.А. Партиния и И.П. Вознюк, - в котором целесообразно выделить переменные и постоянные затраты, контролируемые руководителем центра, а также распределенные на подразделение постоянные расходы, которые менеджер подразделения не контролирует» [3]. Однако, исследователи не акцентируют внимание на необходимости предоставления информации об эффективности функционирования центров ответственности, результаты анализа отклонений и причин их возникновения.

6.   Анализ причин отклонений и установления виновных лиц, оценка эффективности деятельности центров. При осуществлении контроля за этими отклонениями необходимо исходить из того, что ту часть, которая не зависит от деятельности данного центра ответственности, довольно легко отразить в учете, так как она находится под контролем лиц, непосредственно заинтересованных в их фиксации. Дополнительные усилия по ликвидации таких отклонений, как правило, стимулируются дополнительной оплатой, т.е. поощряются. Для повышения достоверности данных такого контроля необходимо иметь подтверждающую информацию, осуществлять подтверждающий контроль. Оценка отклонений требует разработки процедуры взаимоотношений участников хозяйственного процесса, с тем чтобы ее объективность и достоверность также находились под взаимным контролем работников.

7.      Проведение оперативного анализа отклонений фактических затрат от запланированных, осуществление управления по отклонениям. Оперативный анализ отклонений – это определение: отношения к ним менеджеров в конкретной хозяйственной ситуации;  последствий этих отклонений для  процесса производства в данных условиях (устранимые, неустранимые, нежелательные); его влияния на расход ресурсов как по стоимости, так и в натуральной величине (экономия, перерасход, неизменность затрат), и результат производства (потери, дополнительный эффект).

Таким образом,  предприятиям  торговли присуща усложненность и разветвленность организационной структуры, значительные объемы хозяйственных операций, что приводит к необходимости поиска эффективных систем управления расходами и доходами. Необходимость идентификации ответственности структурных подразделений предприятия по экономическим показателям деятельности предприятия торговли в целом обусловливает необходимость выделения механизма организации учета по центрам ответственности в торговле. По результатам исследования приведены основные предложения по совершенствованию процесса организации управленческого учета по центрам ответственности в торговле.

 

Список литературы

 

1.      Адамова Г.А. Организация управленческого учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности // Учётно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: материалы II Междунар. науч. конф., АГТУ, 2011, С.149-154.

2.      Майкова Ю.Д. Организация учета затрат по центрам ответственности / Ю.Д. Майкова // Сборник научных работ НТУ «ХПИ»: Наука и образование - залог развития. - НТУ «ХПИ», 2013. - С. 73-74.

3.      Партиния Г.А. Управление затратами по центрам ответственности и оценки его эффективности / Г.А. Партиния, И.П. Вознюк // Управление в сфере финансов, страхования и кредита: Тезисы доклада Всерос. научно-практической. конф. 8-10 ноября 2015 - Л.: Изд-во Гос. ун-та «Липецкая политехника», 2015. - С. 255.