Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2018г.

Основной целью управленческого учета любого торгового предприятия является обеспечение данными административного персонала для принятия управленческих решений, которые будут способствовать достижению оптимальных результатов, а также планирование и контроль. Полученные данные используется для решения задач в следующих направлениях: управление товарно-материальными запасами, продажами и дебиторской задолженностью, затратами и финансовыми результатами хозяйственной деятельности компании. На сегодняшний день не существует четкой нормативной базы, регулирующей деятельность руководителей по организации управленческого учета на предприятии. Поэтому каждая отдельная компания оставляет за собой право разрабатывать формы и методы ведения учета для внутреннего управления. Особенности управленческого учета в торговых предприятиях характеризуется следующими задачами, которые он должен решить:

•              Продление или прекращение жизненного цикла определенного товара, руководствуясь данными о его рентабельности;

•              Формирование ассортимента;

•              Расчет точки безубыточности отдельной продукции, а также центров финансовой ответственности;

•              Оценка эффективности реализации определенного товара в связи с сезонностью, территориальным размещением точек сбыта, маркетинговой политикой;

•              Закрытие действующих магазинов или наоборот - расширение сбытовой сети;

•              Модернизация оборудования;

•              Изменение, в случае необходимости, технологии и организации торговой деятельности;

•              Продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников;

•              Контроль сохранности активов;

•              Контроль расчетов с партнерами компании;

•              Расчет маржинального дохода в разрезе магазинов, расчет расходов по статьям затрат;

•              Оценка стоимости бизнеса.

Исходя из вышеперечисленных задач, можно сделать вывод о том, что особенностью управленческого учета в торговых организациях является разработка оперативного управления затратами и товарными запасами. Также важно подчеркнуть, что управленческий учет, в отличие от бухгалтерского, позволяет извлечь информацию о продукции как в стоимостном выражении, так и в качественно-количественном. Для выявления динамики товарных остатков, их изменения в абсолютных единицах и относительных показателях на определенную дату по кварталам или годам необходимо в системе управленческого учета сравнить величину физического объема запасов для реализации продукции за предшествующие периоды и сопоставить с установленными предприятием нормативами. Соотнесение фактических показателей с установленными руководством нормативами предоставляет возможность оценить и проанализировать степень выполнения плана, а также в случае необходимости принять текущие управленческие решения для сохранения оптимального уровня физического объема товарного запаса.

Кроме показателя объема товарных запасов управленческий учет торговых компаний в определенный момент дает возможность регулировать ассортимент товаров, генерируя данные о количестве реализованной продукции в соответствии с наименованием, видом и ассортиментной группой.

При анализе особенностей системы управленческого учета в торговых предприятиях необходимо учесть и сфера деятельности организации, а именно розничная или оптовая торговля. Система управленческого учета в розничных компаниях содержит также учет инвентаризаций, заказов, приходов, возвратов продукции, списаний. Таким образом, основными задачами управленческого учета таких предприятий будут:

•              Учет товародвижения;

•              Возможность подсчета наценки продукта;

•              Реализация товаров в разных точках сбыта может варьировать согласно дифференцированным прайс-листам, утвержденным в программе учета. Данное мероприятие способствует сохранения оптимального дохода в регионах, где цены на такие же продукты выше.

На предприятиях розничной торговли оплата покупателями по большей части производится по безналичному расчету. Разработаны специальные требования регламентации кассовой дисциплины и операций с наличными денежными средствами. Величина выручки может быть изменена в случае возврата денежных средств клиенту по ошибочно пробитым чекам. В таких случаях возврат денег должен быть оформлен согласно требования законодательства РФ. Порядок признания выручки предприятия розничной торговли регламентируется действующими положениями по бухгалтерскому и статистическому учету и не предполагает других вариантов [2]. Однако в системе управленческого учета существуют и другие способы извлечения информации о продажах. Например, согласно специфике и объему розничных продаж можно применить различные методы учета товара: натурально-стоимостной, по среднему проценту, по ассортименту товарооборота и остатка товара, по общему объему продаж.

Учет издержек в разрезе управленческого учета торговых предприятий по месту возникновения затрат и центрам финансовой ответственности имеет прямую зависимость от масштабов и специфики деятельности компании и ее структурных подразделений. Однако в организациях розничной торговли в отличие от производственных предприятий учет затрат ведется преимущественно по центрам финансовой ответственности и видам бизнеса (группам товара). Данное ведение учета способствует более четкому контролю на всех уровнях управленческой пирамиды, а также определению ответственных за появление незапланированных затрат, перерасходов и других отклонений от утвержденного руководством бюджета. Ведение управленческого учета затрат по местам формирования и центрам ответственности является основой для дальнейшего перехода к более совершенной и эффективной его форме – формированию функционального учета затрат и результатов деятельности (метод АВС, директ-кост, нормативного учет и стандарт-кост)[3].

Метод АВС предполагает распределение затрат на товары или услуги на основе ресурсов, которые они потребляют. Как когда-то написал журнал «Economist», целью данного метода является изменение способа учета затрат.

Метод АВС является более совершенной альтернативой традиционному учету, в котором косвенные расходы бизнеса распределяются пропорционально прямым затратам хозяйственной деятельности компании. Две деятельности, потребляющие одни и те же прямые затраты, могут использовать существенно разное количество накладных расходов. Поскольку новые технологии и оборудование облегчают и совершенствуют фирмам процесс реализации продуктов, важность распределения косвенных затрат также возрастает [5].

Метод директ-кост предполагает классификацию затрат на постоянные, переменные, условно- постоянные и условно-переменные, распределяя издержки в связи с их зависимостью от изменения объемов реализации товаров. Однако в себестоимость товаров будут включаться именно переменные затраты, в то время как постоянные относятся на финансовый результат. Внедряя систему директ-кост, руководители могут проконтролировать рентабельность продаж по величине их торговой маржи по каждому отдельному виду товаров [3].

Система стандарт-кост предполагает ведение учета издержек в пределах установленных нормативов и стандартов. Метод позволяет учесть все запросы и ожидания предпринимателя, рассчитать потенциальные затраты при продаже продукции, определить себестоимость одной единицы товара, а также разработать отчет о возможных доходах будущего года [4].

Внедрение вышеупомянутых методов возможно и в торговых компаниях, однако это будет достаточно трудоемкая процедура в виду отсутствия унифицированных четких данных по нормированию издержек. Нормирование, стандартизация затрат разрабатывается на основе не только индивидуальной нормы издержек, а на ее совокупном нормативе – бюджете. Отклонения от определенного норматива следует рассчитывать не по каждому виду проданного изделия, а в виду центров ответственности [3].

Важной составной управленческого учета торговых компаний является система бюджетирования. Данная система характеризуется, как процесс согласованного планирования развития и управления финансово-экономической деятельностью компании в целом, а также ее отдельных структурных подразделений. В отечественной практике встречаются случаи, когда в процессе формирования системы бюджетирования основное внимание заостряется на разделении ответственности, в то время как делегирование полномочий проходит нерадиво. Однако согласно законам менеджмента, право принимать решение передается тому, кто обеспечит достижение поставленной цели [1].

В отечественной практике управленческий учет существует более двадцати лет. Однако далеко не все компании, осуществляющие торговую деятельность, используют систему управленческого учета для более эффективного ведения бизнеса. Некоторые компании допускают серьезные упущения при внедрении управленческой отчетности, что мешает получить достоверную информацию об экономическом состоянии компании. Еще одной причиной неэффективного использования данной системы учета в торговле является человеческий фактор, подразумевающий намеренное искажение данных, нерешительность или боязнь информирования руководство о реальных больших проблемах, скрывать ошибки, корректируя данные в отчетности [2].

 

Список литературы

 

1.     Завьялова Е.С. Внедрение центров ответственности на предприятии, Научно-исследовательские публикации №14(18), 2014, с. 20-24

2.     Рогуленко Т.М. Особенности системы управленческого учета в торговых организациях, Вестник университета № 2, 2016, с. 22-26

3.     Рожкова, Н. К. Учет затрат методом «директ-костинг», Вестник университета№ 3, 2012, с. 243-248

4.     Севостьянова Е.С., Бояркина Е.В. Новейшие системы управленческого учета и контроля затрат, EconomicDevelopmentResearchJournal, 16.11.2016, http://edrj.ru/article/10-04-16

5.     Economist Activity-based costing, 29.06.2009, http://www.economist.com/node/13933812