Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    В современных условиях внутренний аудит должен обеспечивать более эффективное управление организацией, оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельного экономического субъекта, защиту законных интересов организации и ее собственников, помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении ими своих функций, оценку эффективности и надежности системы внутреннего контроля.

   В настоящее время среди специалистов существуют различные мнения относительно места и роли внутреннего аудита в системе контроля экономического субъекта или системы управления. Большинство мнений сводится к тому, что внутренний аудит является частью внутреннего контроля, элементом системы внутреннего контроля, средством или способом его организации; отмечается его высокая эффективность, но также значительная стоимость.

   Другая группа исследователей убеждена в том, что основная цель организации внутреннего аудита – это оказание помощи сотрудникам в эффективном выполнении своих функций.

   Таким образом, хозяйствующие субъекты сталкиваются с множеством организационных проблем построения системы внутреннего аудита, в том числе, на каких принципах должна быть организована модель, какие этапы необходимы для организации службы внутреннего аудита и как это в целом повлияет на систему внутреннего контроля в организации.

   Возрастающая заинтересованность собственников и руководства хозяйствующих субъектов в надежном функционировании системы внутреннего контроля обусловлена не только потребностью в эффективном ведении хозяйственной деятельности, но и требованиями законодательства.

    Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" легализовал для целей бухгалтерского учета давно существовавшее в гражданском праве понятие "внутренний контроль". Так, ст. 19 Закона № 402-ФЗ указывает на то, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Под фактами хозяйственной жизни в силу ст. 3 Закона № 402-ФЗ понимаются сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств.

    Для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, требования несколько шире. Указанные субъекты обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). В соответствии со ст. 7 Закона № 402-ФЗ принять обязанности ведения бухгалтерского учета на себя может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства. Таким образом, эти категории экономических субъектов обязаны контролировать только факты хозяйственной жизни организации.

    Закон № 402-ФЗ, по мнению Е.В. Мальцевой, является еще одним рычагом для того, чтобы экономические субъекты обратились к своей деятельности с точки зрения контроля над ее процессами в целях нивелирования рисков[1].

   Можно привести и примеры эффективного функционирования системы внутреннего контроля и аудита таких крупных компаний, как, ОАО "МТС», ОАО "НОВАТЭК", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "ГМК Норильский Никель" [3]. По результатам проведенных опросов [4], 87% из более 100 крупных российских компаний уже проводят внутренние проверки, а 7% планируют ввести практику внутреннего аудита в своих компаниях в ближайшем будущем.

    Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России, проведенное Институтом внутренних аудиторов при поддержке компании PriceWaterhouseCoopers в 2013 г. [5], показало, что задачи подразделений внутреннего аудита российских организаций на протяжении последних лет в целом остаются неизменными и соответствуют определению внутреннего аудита. При этом наблюдаются изменения в приоритетных направлениях работы, в число которых:

-   разработка рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля (СВК);

-   мониторинг процесса устранения недостатков СВК;

-   содействие менеджменту в построении СВК;

-   оценка надежности и эффективности СВК;

-   консультирование исполнительного руководства по вопросам внутреннего контроля и аудита.

   Однако деятельность подразделений внутреннего аудита сопряжена с такими сложностями, как недостаточная обеспеченность кадрами, большие затраты времени на получение информации в ходе выполнения аудиторских заданий и недостаточная степень сотрудничества со стороны аудируемых- клиентов внутреннего аудита.

  Эксперты Некоммерческого партнерства Институт внутренних аудиторов отмечают [5], что данные сложности вызваны отсутствием необходимых навыков и знаний у внутренних аудиторов, а также проблемой недостаточности финансовых ресурсов, поэтому по сравнению с 2011  годом  в полтора раза возросла доля привлечения сторонних специалистов для восполнения нехватки специальных навыков и знаний и устранения имеющегося дефицита кадров во внутреннем аудите (аутсорсинг/косорсинг).

    Среди наиболее важных знаний внутренних аудиторов эксперты выделили знание отрасли, основ законодательства, управленческого  учета, принципов корпоративного управления и Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, а необходимыми навыками для внутренних аудиторов - навыки эффективного ведения переговоров, использования информационных технологий, а также навыки расследования фактов

   Необходимо отметить, что несколько лет назад внутренний аудит соответствовал содержанию первичной ступени внутреннего контроля. Однако в настоящее время внутренний аудит применяется наряду с внутренним контролем и независимо от него. Из форм и методов внутреннего контроля формируется внутренний аудит, но, являясь самостоятельной организационной формой внутреннего контроля, он сосуществует  наряду с ним и выполняет самостоятельные функции. При этом в условиях развития новых форм и методов управления внутренний аудит становится независимым консультационным центром управления.

   Как справедливо отмечает Панкратова Л.А.: «Именно в этом понимании меняются сущность и функции внутреннего аудита, заключающиеся в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам» [2].

   За последние годы сфера внутреннего аудита значительно расширилась и, кроме задач консультационно- оценочного характера, включает следующие области:

-   внутренний контроль;

-   экономическую диагностику;

-   выработку финансовой стратегии;

-   маркетинговые исследования;

-   управление рисками в информационной среде;

-   управленческое консультирование;

-   корпоративное управление;

-   выработку стратегии по освоению новых видов деятельности.

    Таким образом, развитие системы внутреннего аудита влечет за собой расширение системы внутреннего контроля коммерческих организаций, что позволит на практике создать рациональную систему внутрихозяйственного контроля в коммерческой организации и существенно усилить роль и значение внутреннего аудита в управлении коммерческой деятельностью в условиях новых экономических отношений и методов управления. Кроме того, развитие внутреннего аудита существенно повысит качество его осуществления и в целом эффективность системы управления деятельностью коммерческих организаций.

 

Список литературы

1.    Мальцева Е.В. Построение системы внутреннего контроля с учетом требований Федерального закона "О бухгалтерском учете" // Аудиторские ведомости. 2014. № 1. С. 43 - 51.

2.    Панкратова Л.А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией // Аудитор. 2012. № 6. С. 25 – 32.

3.    Цепилова Е.С. Эволюция системы внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов // Финансы. 2014. № 7. С. 23 – 27.

4.    Ассоциация аудита и контроля информационных систем [Электронный ресурс]: http://www.isgr.ru

5.    Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России, 2013 [Электронный ресурс]: http://www.iia-ru.ru/files