29 марта 2016г.
В соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат, и повышения качества принимаемых решений, на всех уровнях власти заданы рамки для бюджетного планирования. Это послужило основой для последующего прогресса в сфере управления публичными финансами на принципах прозрачности, сбалансированности, результативности и эффективности.
Планирование и исполнение бюджета, построение межбюджетных отношений на уровне субъекта (муниципалитета), управление государственной собственностью, управление долговыми обязательствами, оказание государственных услуг, поддержание транспарентности бюджетного процесса и соблюдения бюджетного законодательства происходит по разному в каждом регионе. В связи с этим в рамках создания стимулов для повышения качества управления финансами на региональном и местном уровнях в 2010 году издан приказ Минфина России № 552 «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами», установивший перечень индикаторов оценки качества бюджетного процесса.
Порядок, определяющий процедуру проведения оценки качества управления региональными финансами, был разработан в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях, одобренной распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. №1123-р.
В рамках действующего законодательства в целях обеспечения выполнения индикаторов качества управления бюджетным процессом на основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от 15 ноября 2013 года №762- р был издан приказ Министерством Финансов Республики Бурятия от 25 мая 2011 года №127 «Об оценке качества управления бюджетным процессом».
В Табл.1 показаны индикаторы, характеризующие качество бюджетного планирования. С помощью показателей этой группы анализируются процедуры, связанные с планированием бюджета:
1. Первый показатель позволяет оценить объем средств направляемых из республиканского бюджета на финансирование целевых программ бюджета.
28 июня 2012 года Президент Российской Федерации озвучил послание о Бюджетной политике в 2013– 2015 годах, где устанавливается одна из приоритетных задач реализации бюджетной политики – переход к «программному бюджету».
Программный бюджет – это не распределение финансового обеспечения по ведомствам, а распределение именно по программам. Соответственно, управление бюджетом, управление деятельностью органов государственной власти идет в проектном направлении. Если до этого программы существовали отдельно от бюджета, осуществлялось управление портфелем ведомства, то сейчас осуществляется управление программами.
Удельный вес расходов бюджета, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов бюджета в рассматриваемом периоде имеет тенденцию к росту.
Рост финансирования целевых программ в 2014 году обусловлен принятием Правительством Республики Бурятия Закона «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», который был сформирован на основе доработанных 17 государственных программ, охватывающих основные сферы деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия:
Таблица 1
Индикаторы, характеризующие качество бюджетного планирования
№ п/п
|
Наименование индикатора и наименование значений
|
Целевое значение
|
Отчетная дата
|
01.01.2011
|
01.01.2012
|
01.01.2013
|
01.01.2014
|
01.01.2015
|
1
|
Удельный вес расходов бюджета субъекта РФ, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов бюджета в отчетном финансовом году
|
Увеличение значения
|
10,26%
|
11,88%
|
19,04%
|
22,69%
|
65,21%
|
|
объем расходов бюджета субъекта РФ, формируемых
в рамках целевых программ в отчетном финансовом году, тыс. рублей
|
|
3 673 368,9
|
4 580 547,1
|
7 835 983,2
|
10 615 934,1
|
30 911 191,1
|
|
объем расходов бюджета субъекта РФ в отчетном финансовом году, тыс. рублей
|
|
35 790 018,3
|
38 551 199,6
|
41 150 510, 9
|
46 792 702,9
|
47 399 575,7
|
2
|
Утверждение бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период
|
Утверждено
|
Утверждено
|
Утверждено
|
Утверждено
|
Утверждено
|
Утверждено
|
3
|
Исполнение бюджета субъекта РФ по доходам без учета безвозмездных поступлений к первоначально утвержденному уровню
|
Снижение значения
|
11,17%
|
29,31%
|
1,74%
|
3,69%
|
13,79%
|
|
объем доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений в отчетном финансовом году, тыс. рублей
|
|
12 737 044,4
|
16 114 908,2
|
17 038 633,5
|
18 060 814,1
|
17 337 076,4
|
|
первоначально утвержденный законом о бюджете субъекта РФ объем доходов без учета безвозмездных поступлений, тыс. рублей
|
|
11 457 443,2
|
12 462 475,4
|
16 746 422,9
|
18 752 378,3
|
20 110 205,5
|
Источник: годовые отчеты об исполнении республиканского бюджета с официального сайта Министерства финансов Республики Бурятия
1.1. Программы, направленные на «Новое качество жизни»:
– Развитие здравоохранения и безопасности жизнедеятельности. Основная цель программы - обеспечить доступность медицинской помощи и повысить объемы и эффективность оказания медицинских услуг, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости, потребностям населения и передовым достижениям медицинской наук;
– Культура Бурятии. Основная цель программы - обеспечить условия для многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия;
– Развитие образования, науки и молодежной политики. Основная цель программы - повысить
доступность, качество и эффективность системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства;
– Развитие физической культуры и спорта. Основная цель программы - формировать здоровый образ жизни населения;
– Социальная поддержка граждан. Основная цель программы - повысить уровень и качество жизни
граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
– Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов. Основная цель программы - обеспечить граждан доступным и комфортным жильем и повысить качество жилищно-коммунальных услуг;
– Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Основная цель программы - обеспечить рациональное использование природных ресурсов и улучшение качества окружающей среды;
– Сохранение и развитие бурятского языка. Основная цель программы -создать условия для сохранения, изучения и гармоничного развития бурятского языка в Республике Бурятия.
1.2. Программы, направленные на «Развитие экономики»:
– Экономическое развитие и инновационная экономика. Основная цель программы - обеспечить устойчивое повышение уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности;
– Развитие промышленности, торговли и повышение их конкурентоспособности. Основная цель программы - повысить темпы и обеспечить устойчивое развитие промышленности, торговли, общественного питания, бытовых услуг, малого и среднего предпринимательства и роста их конкурентоспособности;
– Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства. Основная цель программы - обеспечить устойчивое развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства;
– Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия. Основная цель программы - повысить эффективность производства продукции агропромышленного комплекса и уровня жизни сельского населения в Республике Бурятия;
– Развитие лесного хозяйства. Основная цель программы - обеспечить устойчивое управление лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
– Развитие имущественных и земельных отношений. Основная цель программы - повысить эффективность использования государственного имущества и земельных ресурсов, управления и мониторинга систем общественного порядка за счет использования информационных технологий.
1.3. Программы, направленные на «Эффективное государство»:
– Совершенствование государственного управления. Основная цель программы - повысить качество государственного управления и обеспечение эффективности управленческого процесса на территории Республики Бурятия;
– Управление государственными финансами и государственным долгом. Основная цель программы - повысить эффективность и качество управления государственными финансами и государственным долгом Республики Бурятия;
– Информационное общество. Основная цель программы - обеспечить граждан и организации на территории Республики Бурятия преимуществами информационных и телекоммуникационных технологий.
В 2014 году наблюдается рост финансирования до 65,2%, это в три раза больше по сравнению с 2012 - 2013 годами, где расходы в рамках финансирования целевых программ, в общем объеме расходов бюджета составляли 19,0% и 22,7% соответственно;
2. Следующий показатель «Утверждение бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» показывает соблюдение сроков утверждения проектов бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
За рассматриваемый период нарушений сроков утверждения проектов бюджета на очередной финансовый год и плановый период не выявлено.
«Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации по доходам без учета безвозмездных поступлений к первоначально утвержденному уровню» в данном случае негативно оценивалось как недовыполнение плана формирования по доходам республиканского бюджета, так и значительное перевыполнение плана по доходам. Согласно Положению, целевым ориентиром является снижение значение. По сравнению с 2013 годом оценка в 2014 году ухудшилась на 10%, это связано с ухудшением экономической обстановки в России.
В целом планирование республиканского бюджета проходит на приемлемом уровне в пределах допустимых значений показателей, что говорит об эффективном распределении бюджетных ассигнований в соответствии с ожидаемыми поступлениями в течение финансового года.
Список литературы
1. www. minfinrb.ru
2. www.egov – buryatia.ru