Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КАК УЧАСТНИК ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА – ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Одной из главных задач действующей финансово- кредитной системы является компенсация разрыва между потребностями в ресурсах и имеющимися их резервами для перераспределения между предприятиями или отраслями производства. Важный аспект здесь – снижение рисков, неопределенности и повышения эффективности от перераспределения.

В тоже время парадигма современной экономической системы должна состоять в разработке универсального финансово-кредитного механизма, призванного реализовать, прежде всего, избирательную функцию для тех субъектов, которые способны более эффективно решать экономические задачи, а именно устранять отставание в экономическом развитии регионов, финансировать структурную политику и тем самым способствовать поступательному росту национальной экономики.

Соответственно задача государства в последовательном развитии экономики, в первую очередь, проявляющуюся в росте ВВП, возможна к реализации с помощью такого инструмента, как институциональный альянс государства и банков в форме ГЧП.

Государственно-частное партнерство в современной России – это механизм, способный стать базисом для создания высокотехнологичных средних и крупных корпоративных структур, призванных обеспечить ориентацию бизнеса на решение задач, связанных с выводом реального сектора экономики из финансового кризиса.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. банковской системе отводится ключевая роль в финансировании поступательного инновационного развития национального хозяйства. Предусматривается, в частности, повышение уровня банковского кредитования экономики до 80-85 % ВВП в 2020г., а также увеличение вклада банков в финансирование инвестиций до 20—25 % в 2020 г.. Одновременно российским кредитным организациям предстоит активно решать такие актуальные, в том числе с социальной точки зрения, вопросы, как повсеместное обеспечение доступа предприятий и населения регионов к банковским услугам, ускоренное развитие массовой ипотеки, многократное увеличение объемов финансирования инноваций и малого бизнеса.

Учитывая стоящие перед российской банковской системой стратегические задачи по кардинальному наращиванию масштабов кредитования национальной экономики и устранению существующих в ней структурных диспропорций, отчетливо проявившихся в ходе нынешнего кризиса, приоритетными направлениями развития отечественной банковской индустрии на среднесрочную перспективу, как представляется, могли бы стать следующие два:

-        развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) с участием универсальных коммерческих банков в финансировании приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленных на модернизацию и диверсификацию российской экономики;

-     совершенствование правового обеспечения банковской деятельности, в первую очередь кредитных операций банков; укрепление ресурсной и капитальной базы отечественных кредитных организаций за счет более полного вовлечения в банковский оборот имеющихся в стране финансовых источников; ускорение процессов консолидации и концентрации национального банковского капитала.

Банковский кредит играет все более заметную роль в финансировании экономического роста в России. Так, его доля в инвестициях отечественных предприятий в основной капитал выросла за последнее десятилетие в 2,5 раза и достигла 10 %.

Банки в настоящее время используют традиционные способы и методы кредитования, а именно выдача кредитов на пополнение оборотных средств (краткосрочное кредитование) и финансирование приобретения или строительства основных средств (долгосрочное кредитование), включая проектное финансирование.

Такой механизм как финансирование участников ГЧП не применяется банками за исключение Внешэкономбанка.

Использование данного механизма позволило бы повысить инвестиционную активность экономики. Данное мнение основано на следующей информации: государственное вмешательство в инвестиционную деятельность в условиях рыночной экономики всегда ограничено, оно необходимо и целесообразно только для того, чтобы переломить складывающиеся по тем или иным причинам неблагоприятные тенденции, «скрасить» инвестиционную непривлекательность регионов и отраслей, пассивность хозяйствующих субъектов в сфере инвестиционной деятельности. Инвестирование в основной капитал в течение последних пяти лет, более чем на 30% обеспечено за счет бюджетных средств, однако следует иметь в виду, что данный источник существенно ограничен в объемах, а соответственно и в возможностях, поэтому необходимо определить другие пути привлечения необходимых  средств, используя например, резервы банковского сектора экономики.

Формирование государственно-частных партнерств (ГЧП) в России является одним из актуальных направлений в решении этой проблемы. Модель ГЧП более адекватно отвечает текущим потребностям региональной экономики, так как организация партнерства между региональными органами управления и бизнесом имеет конкретные преимущества по сравнению с бюджетным финансированием.

Независимо от выбираемой формы государственно-частного партнерства, базовыми вопросами заключаемого соглашения становятся, определение долей государственного и частного финансирования, распределение рисков и доходов.

Учитывая текущее состояние национальной экономики, для реализации региональных инвестиционных проектов в первую очередь целесообразно использовать заемные средства коммерческих банков и включить их в состав участников ГЧП. Рынок долговых инструментов в настоящее время достаточно многообразен. Чтобы ускорить экономический рост, его нужно обеспечить соответствующим финансированием, что потребует дополнительных оборотных средств. Но главное – для этого нужны значительные инвестиционные вложения, поскольку большинство отраслей имеет устаревшие технологии, машины и оборудование, нуждающиеся в замене. С другой стороны, необходимо всемерно развивать передовые высокоэффективные отрасли, а для этого создавать новые производства и предприятия.

Сегодня банки реализуют в своей деятельности проектное финансирование, которое по своей сущности, является одной из составляющих видов ГЧП и реализуется по двум направлениям: банки наряду с государством владеют долями в капитале инвестиционных институтов и (или) финансируют на долевых условиях инвестиционные проекты. При этом во втором случае государство, как правило, дополняет средства частных учреждений.

Расширению взаимодействия банков и государства способствовало бы более активное внедрение в России таких высокоэффективных форм ГЧП, как предоставление государственных гарантий по кредитам, софинансирование крупных инвестиционных проектов, создание совместных («гибридных») фондов, в частности венчурных и прямых инвестиций, субсидирование кредитных ставок, рефинансирование стандартных видов ссуд путем их выкупа у кредитных организаций.

В процессе становления и развития ГЧП в России важное место занимают вопросы дальнейшего совершенствования финансовых форм, методов и инструментов реализации такого партнерства. Важной также является проблема эффективного  использования финансовых ресурсов банковского сектора. Установление баланса интересов государства и бизнеса путем проведения оптимальной финансовой политики в рамках ГЧП позволяет решить многие проблемы социально-экономического развития общества.

Механизм ГЧП в банковском проектном финансировании (БПФ) представляет собой организованную совокупность структурных элементов ГЧП, с помощью которых осуществляется взаимодействие представителей государства и частного бизнеса по управлению и финансированию инвестиционных проектов, реализуются действующие экономические законы, и обеспечивается процесс воспроизводства. При этом под БПФ понимаем систему экономических отношений по финансированию долгосрочных (свыше 5 лет) крупных (от 5 млн. долл. США) проектов в рамках финансовых схем и моделей, основанных на кредитовании, при котором источником возврата вложенных средств и главным обеспечением служат денежные потоки, создаваемые самим проектом или действующим бизнесом.

ГЧП может быть наиболее эффективным при условии включения коммерческих банков в партнерский состав. Выбор основного финансового партнера на начальном этапе реализации проекта нивелирует риски недофинансирования, риски перерасхода сметы проекта, нецелевого использования и других рисков. Так как именно контроль над этими рисками является одной из приоритетных функций банков при инвестиционном кредитовании или проектном финансировании. Именно такое взаимодействие рассматривается как наиболее перспективный вектор развития отношений государства, бизнеса и банков в экономической и социальной сфере.



Список литературы

 

1.    Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В., Рюмина Ю.А. Государственные и муниципальные финансы России. М.: Кнорус, 2011. 551 с.

2.    Максютов А.А. Банковский менеджмент. М.: Альфа-Пресс, 2008. 444с.

3.    Чурюкин В.А. Моделирование и анализ экономической устойчивости предприятия // Финансы и кредит 2013 № 45 с. 29-34

4.    Электронный ресурс: htth:// www.cbr.ru