Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОВЕТСКИХ ФИНАНСОВ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
29 марта 2016г.

Современные государственные финансы представляют собой форму организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.

Государственные финансы — это совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Главное назначение государственных финансов заключается в обеспечении процессов формирования и использования финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственные финансы выполняют три основные функции:

1)      распределительную;

2)      контрольную;

3)      регулирующую.

Структура и содержание государственных финансов зависят от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

·       Федеральный бюджет;

·       Бюджеты субъектов Российской Федерации;

·       Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды);

·       Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

К категории «государственные финансы» относятся также такие понятия, как:

·   государственный кредит;

·   налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;

·   неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды;

·   бюджетная система;

·   другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь Президент и органы законодательной власти (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительной власти (Правительство, Центральный банк, Министерство финансов).

Для управления современными финансами необходимо знать историю их возникновения с той целью, чтобы максимально эффективно использовать уже накопленный опыт.

Государственно-хозяйственные предпосылки формирования советских финансов были качественно

иными, чем в Западной Европе ХVIII–ХIХ вв. К этим историческим обстоятельствам нельзя относиться как к неким показателям глубокой "отсталости" или "неразвитости" России по сравнению с европейскими государствами. Как дореволюционной, так и советской России был свойственен другой исторический архетип государственно-хозяйственного устройства, который, с одной стороны, не позволил (несмотря на все усилия российских финансистов-"западников") создать в царской России финансовую систему, полностью адекватную европейским образцам       (отсутствовали необходимые для этого условия: конституции в царской России так и не создали, парламентаризм был в зачаточном состоянии, капиталистическая промышленность существовала лишь в нескольких городах гигантской страны и т.д. и т.п.). С другой стороны, и в Советском Союзе западноевропейский ("капиталистический") тип государственных финансов принципиально не мог возникнуть как из идеологических соображений (марксизм), так и – в еще большей степени – из-за внутренней предрасположенности российского общественного сознания к другим формам жизни и организации деятельности.

В 1925 году активно обсуждался вопрос о том, создает ли кредит новую стоимость (новые богатства, новые блага)? или кредит – всего лишь смена форм уже созданной ранее стоимости (уже существующих благ)? Этот вопрос имел тоже непосредственное отношение к созданию будущей советской системы финансов.

Еще с начала ХVIII в. на Западе существовала и развивалась так называемая "капиталотворческая теория кредита". Согласно [1], это – теория, утверждающая, что кредит создает капитал и служит основным двигателем расширенного воспроизводства. Однако, как показали исследования ряда специалистов [2, 3, 5, 9, 10], а также проведенный нами анализ точек зрения авторов данной теории [4, с. 39], это – не совсем так. К марксовой категории расширенного воспроизводства эта теория отношения не имела совсем. Зато она стала одним из краеугольных камней теории капиталистического (инноваторского) предпринимательства [7, с. 210–217; 8, с. 83].

Данное представление об экономической роли кредита и функциях кредитных денег принципиально расходилось с марксистской трактовкой трудовой стоимости и надстроечным характером кредитных отношений (ограниченных лишь сферой обращения). Это представление о кредите и его роли в экономической жизни развивающегося общества абсолютно не  соответствовало вынашиваемым идеям создания централизованной системы "Единой общесоюзной фабрики" как базиса социалистических производственных отношений. Не вписывалась данная концепция и в идеологические рамки культивируемого большевиками мировоззрения: субъектом общественно-экономического развития считался пролетариат (а отнюдь не предприниматель- инноватор), а деньги вообще рассматривались "пережитком капитализма", не имеющим будущего в условиях развитого социалистического общества.

Можно выделить пять фундаментальных моментов, предопределивших принципиальное устройство советских финансов:

1)      введение в обращение денег с качественно иными (чем при капитализме) характеристиками;

2)      отделение финансов от кредита;

3)      ликвидация налогового механизма формирования финансовых ресурсов государства;

4)      установление прямой (целевой) связи финансов с процессами социалистического воспроизводства;

5)      принятие в качестве сущности советских финансов категории «отношения», в качестве формы – «денежные фонды», в качестве главных функций – «распределительной» и «контрольной».

В 1938 году вышел в свет учебник "Финансы и кредит СССР" под ред. В.П. Дьяченко, в котором (по словам самого автора) "делалась попытка вывести необходимость и функции социалистических финансов из отношений расширенного социалистического воспроизводства" [6, с. 27].

В определении финансов делалась попытка отразить сразу все основные сущностные характеристики советских финансов как финансов особого типа:

·       во-первых, сущность советских финансов сводилась к "отношениям" ("системе денежных отношений");

·       во-вторых, формой советских финансов стали "денежные фонды" ("фонды денежных ресурсов");

·       в-третьих, в качестве главной функции советских финансов рассматривалась "распределительная" функция ("образование, распределение и использование...ресурсов");

·       наконец, в-четвертых, главной целевой направленностью действия советских финансов стало "расширенное воспроизводство".

Таким образом, рассмотрена историческая логика (генезис)  формирования модели советских государственных финансов, а также принципиальные условия, необходимые для ее устойчивого существования.

Для существования советского типа (модели) государственных финансов выделены пять условий:

1)      условия, необходимые для возникновения финансовых отношений «советского типа», разделены на две сферы - структура народного хозяйства и государственные структуры управления народным хозяйством;

2)      народное хозяйство должно быть устроено на принципах "Единой фабрики".  Это означает,  что отдельные предприятия (производственные комплексы) ("П") должны представлять собой структурные элементы (узлы) единой производственной структуры народного хозяйства, между которыми установлены прямые производственно-технологические связи плановых  поставок ("ПТС") (без этого условия обеспечить процесс социалистического воспроизводства нельзя).

3)      сфера государственного управления народным хозяйством должна быть представлена, с одной стороны, иерархированной структурой органов государственного управления в специфически "советской форме" – как единого механизма, функциональные звенья которого ориентированы на согласованную деятельность по обеспечению условий расширенного воспроизводства народного хозяйства; с другой – должна иметь инструменты финансового управления: план развития народного хозяйства ("План") и централизованный фонд денежных ресурсов ("ЦДФ"), представленный унитарным государственным бюджетом.

4)      В сфере народного хозяйства должны обращаться специфические денежные знаки – «советские деньги», качественно отличные от денег при капитализме. Они должны быть не формой капитала и не инструментом опосредования рыночного обмена (как при капиталистическом типе отношений), а инструментом планового управления и распределения материальных (и финансовых) ресурсов в народном хозяйстве, а также – инструментом финансового контроля.

5)      Должны быть организованы механизмы распределения (перераспределения) финансовых ресурсов в соответствии с планом развития народного хозяйства. Условием этого является специфически "фондовая" форма организации финансов на предприятиях; между денежными фондами предприятий ("ДФП") организован бесперебойный процесс движения стоимости в денежной форме (пунктирный цикл), являющийся отражением материального процесса воспроизводства.

Существование советского типа (модели) государственных финансов принципиально возможно только при наличии указанных пяти условий. При возникновении (создании, например, в ходе реформы) других исторических обстоятельств, меняющих характер данных условий (либо форму организации народного хозяйства, либо структуры государства, либо сущностные характеристики денег, либо механизмы распределения и контроля, либо форму финансовых отношений) – данная модель (исторический тип) финансов теряет свою эффективность и переходит в качественно иной тип развития.

 

Список литературы

1.      Березкин Ю.М. Основы финансово-экономической инженерии: Учеб. пособ. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2010.

2.      Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. М.: Финансы, 1968. Вып.1.

3.      Боголепов Д.П. Краткий курс финансовой науки: 2-е изд. М, 1929.

4.      Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриеляна. М.: Ин-т новой зкономики, 1999.

5.        Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. Ленинград, 1929.

6.      Вопросы теории финансов / Под ред. В.П. Дьяченко. М.: Госфиниздат,1957.

7.      Казак Гильфердинг Р. Финансовый капитал. СПб., 1922.

8.      Ковалева А.М., Лапута М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учеб. М.: ИНФРА–М, 2012.

9.      Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. Петроград: Наука и школа, 1919.

10.   Ларионов К.А. О финансах при социализме и их принципиальном отличии от финансов при капитализме: Научные записки. М.: Госфиниздат, 1959.