Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Для решения многовариантной задачи оптимизации пооперационного разделения руда на сборочном конвейере необходимо применять математические методы. Наиболее пригодным является теория графов, методы линейного и динамического программирования, эвристический или логический методы. К задачам этого направления относится оптимизация функционального разделения труда между отдельными категориями рабочих: например разделение труда между слесарями-сборщиками и транспортными рабочими на машиностроительном предприятии.

С ростом технического уровня производств изменяется содержание труда рабочих, обслуживающих высокотехнологичное производство. Повышение степени непрерывности производственных процессов, внедрение систем бережливого производства, автоматических средств выполнения различных функций расширяет сферу приложения труда обслуживающих рабочих. Одновременно вследствие конструктивных изменений оборудования, концентрации технологических операций, применения новых, более совершенных электронных, телемеханических и других систем усложняются выполняемые работы.

Изменение роли и содержания функций обслуживания определяет необходимость нового подхода к формам и методам организации труда рабочих, занятых обслуживанием производства. Функции обслуживания можно условно разделить на две группы:

·          выполняемые в ходе технологического процесса или тесно с ним связанные (транспортные и погрузочно-разгрузочные, наладочные, межремонтные, контроль качества, обслуживания инструментов);

·          осуществляемые обособленно по отношению к технологическому процессу, например, изготовление и поддержание в рабочем состоянии инструмента и другой технологической оснастки.

Рабочие, занятые текущим обслуживанием, закрепляются, как правило, не за одним рабочем местом, а за зоной обслуживания (группой рабочих мест, станков, линией, участком, цехом и т.д.). Поэтому при решении вопросов организации труда необходимо учитывать работу не только в зоне обслуживания, но и на месте непосредственного выполнения работ. Это обстоятельство в значительной мере предопределяет необходимость регламентации труда обслуживающих рабочих: разработку маршрутов и расписание обслуживания.

Время осуществления работ по обслуживанию производства за исключением тех, которые производятся без остановки оборудования, должно максимально учитываться во времени технологических и организационно-необходимых перерывов. Эта особенность определяет специфику разработки регламента обслуживанию по отношению к основному технологическому процессу на предприятии.

Регламент труда обслуживающих рабочих необходим в первую очередь для функции, выполняемых в ходе технологического процесса. Для транспортных, наладочных, межремонтных работ разработка регламента является сложной многовариантной задачей, ибо нужно отразить во времени и пространстве связь функций обслуживания с технологическим процессом.

При ее решении количественно обосновываются маршруты передвижения рабочих или транспортных средств по закрепленной зоне, расписания обслуживания, методы обслуживания и расположение оборудования, число обслуживаемых рабочих мест. Эту задачу невозможно выполнить традиционными методами без использования прикладной математики.

Одно из направлений улучшения организации рабочих мест – регламентация транспортного обслуживания. На выполнение погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ приходится 20% общих трудозатрат.

Рост объемов производства вызывает соответствующее увеличение грузовых потоков на предприятии. Общий объем подъемно-транспортных работ, выполняемых на среднем машиностроительном заводе, составляет несколько миллионов тонн, а на крупном — сотни миллионов тонн в год, причем около 65% грузов перемещается безрельсовым транспортом. Вследствие недостатков в организации труда внутрисменные простои автомобилей, тягачей, электротележек и других транспортных средств достигают 50% и более. Это крайне отрицательно сказывается на производительности труда и себестоимости работ заводского транспорта, доля которой в общей себестоимости продукции машиностроения превышает 20%.

Одной из существенных причин недостаточного использования рабочей силы и транспортных средств являются несвоевременное получение информации о ходе производственного процесса, большая трудоемкость ее обработки при определении потребности подразделении в предметах труда и при составлении маршрутов межцеховых и внутрицеховых перевозок. Поскольку в большинстве случаев грузопотоки нестабильны и в соответствии с производственной необходимостью подвержены существенным изменениям, как по величине, так и по направлению, организацию внутризаводского транспортного обслуживания приходится периодически изменять. Создание математической модели и ее компьютерная реализация, позволяют предприятиям разработать регламент обслуживания на качественно новом принципе и с минимальной трудоемкостью.

С недавнего времени в ряде публикаций высказывается мнение о новом подходе к пониманию норм труда как совокупности трудовых обязанностей работника, установленных работодателем на рабочем месте работника и определяемых техническими, организационными и экономическими условиями работы предприятия.

При таком подходе понятие нормы труда не ограничивается только количественной характеристикой трудовых затрат, т.е. не исчерпывается только нормами времени, выработки, численности, обслуживания, но также включает нормы расходования материалов, полуфабрикатов, инструмента, качества продукции (работы), использования оборудования (механизмов), ритмичности работы и т.п.

Таким образом, нормы труда – это целая совокупность требований к работнику со стороны работодателя, четко им определенная, которые работник обязан выполнять при надлежащем создании условий для этого со стороны работодателя. Причем в современных условиях, иногда соблюдение качественных характеристик трудовых обязанностей может быть намного важнее для предприятия, чем количественных. Особенно это относится к труду инженеров, менеджеров, экономистов, высококвалифицированных рабочих, занятых на ответственных работах с дорогостоящей продукцией, особо сложными и высокоточными изделиями и т.п.

Норма трудовых затрат – это совокупность трудовых обязанностей работника на рабочем месте, выраженная набором количественно измеряемых показателей или описательными характеристиками и требуемая от работника работодателем при выполнении им работы или изготовлении продукции.

Это направление предполагает расчет норм обслуживания и численности, разработку нормативов времени, определение режимов обработки и норм времени. Обслуживание оборудования можно разделить на обслуживание в случайные промежутки времени и на синхронизированное сопровождение. Матема- тические методы целесообразно применять в первую очередь для систем с обслуживанием в случайные про- межутки времени. Особенность организации труда рабочих, обслуживающих оборудование при такой системе, заключается в том, что операции по обслуживанию выполняются нерегулярно, в любое время могут возникнуть простои оборудования и рабочих мест в ожидании обслуживания, возможны простои рабочих в ожидании требований на обслуживание. Подобная схема взаимодействия рабочих и оборудования называется схемой «с возможным ожиданием обслуживания».

Результаты анализа, проведенного на предприятиях машиностроения, показали, что по схеме «с возможным ожиданием обслуживания» организован труд не менее 25% общего числа рабочих, обслуживающих высокотехнологичное производство. По этой же схеме работают также основные рабочие- многостаночники. Несмотря на существенные различия в трудовых функциях рабочих-многостаночников, общим для них является обслуживание одним рабочим нескольких единиц оборудования или рабочих мест, на которых в случайные промежутки времени появляется потребность в обслуживании или возникают простои оборудования и рабочих. Это обусловливает единый методологический подход к расчету норм обслуживания и норм численности указанной категории рабочих. Величина простоев зависит от соотношения численности обслуживающих рабочих и объектов обслуживания. При нормировании труда, организованного по схеме «с  возможным  ожиданием  обслуживания», нужно определить такие нормы обслуживания и нормы численности, которые обеспечили бы минимум затрат как оборудования, так и рабочих от простоев. Назовем эти нормы экономически оптимальными.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в настоящее время для будущего российских высокотехнологичных авиационных предприятий исключительно важной проблемой является разработка концептуального подхода к системе принятия организационных решений на основе прогрессивных норм и нормативов, которая позволит находить оптимальные решения по труду.

Список литературы

 

1.        Комарова Н.В. Моделирование и оптимизация трудовых процессов авиационного предприятия с использованием математических методов и теории планирования эксперимента. Материалы международной конференции: «Авиация и космонавтика» Секция: Экономические проблемы аэрокосмического   комплекса.Москва,2014

2.        Комарова Н.В. Исследование стратегии выхода из кризиса авиационной промышленности. II Международная научно-практическая конференция « Перспективы развития экономики и менеджмента» г. Челябинск. 2015.

3.        Комарова Н.В. Исследование состояния и развития управления высокотехнологичным машиностроительным производством на российских предприятиях авиастроения. Материалы Международной научно-практическаой конференция «Экономика и менеджмент: от вопросов к решениям» г. Томск, 2016г

4.        Комарова Н.В., Миускова Р.П. Оптимизация организационных решений в высокотехнологичном производстве с целью повышения производительности труда. М., Вестник МАИ, 2010г.