Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

    В сложившейся на сегодняшний день социальной и экономической ситуации, в постоянно меняющихся условиях рынка труда, во времена технико-технологического прогресса и постоянно растущей конкуренции возникает необходимость доказывать свою профессиональную пригодность, поэтому всё большее значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Приоритетность системы дополнительного профессионального образования в кадровом обеспечении хозяйства страны признана во всем мире. Рассматривая опыт США, следует отметить, что системой дополнительного профессионального образования охвачено более 20 миллионов человек, каждый из которых проходит повышение квалификации в течение 500 дней за 10 лет работы (около 15% рабочего времени). Для сравнения, в России этот показатель составляет примерно 30 дней в течение тех же 10 лет работы.

    Сегодня, функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Дополнительное образование включает в себя следующие виды обучения:

1.     Получение дополнительного к высшему образованию с выдачей диплома;

2.     Профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома;

3.     Повышение квалификации с выдачей свидетельства о повышении квалификации;

4.     Стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации;

5.     Курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата.

    Любое дополнительное образование – это, прежде всего, инвестиции (вложения) в человеческий капитал. Экономика испытывает потребность в грамотной и обученной рабочей силе. Поэтому работодатель и сам работник должны понимать, что в современных условиях непрерывное обучение работника – это экономическая необходимость.

    Обратимся к статистическим данным относительно тенденций на современном рынке труда. По данным обследований населения по проблемам занятости, 56% занятого населения имеют высшее или среднее профессиональное образование (29% - высшее и 27% - среднее профессиональное). За последние 10 лет доля занятого населения с высшим профессиональным образованием увеличилась на 4%, со  средним профессиональным – сократилась на 4%.При этом среди безработных специалисты с высшим или средним профессиональным образованием составляют 36%. По сравнению с 2003 годом доля безработных с высшим профессиональным образованием увеличилась (на 2 процентных пункта) и составляет 17%.Таким образом, высшего и среднего профессионального образования недостаточно, чтобы полноценно конкурировать на рынке труда.

   Можно выделить основные проблемы развития сферы дополнительного образования. Во-первых, это повышение качества дополнительных образовательных услуг и, во-вторых, это обеспечение их доступности для различных слоев населения.

    Качество образования –это соотношение между образовательными потребностями обучающихся и возможностями их удовлетворения, предоставляемыми дополнительным образованием. Проще говоря, это соотношение между целью получения дополнительного образования и результатом обучения. Кроме всего прочего, не последнюю роль в повышении качества образования играет оценка эффективности обучения. Именно грамотная оценка эффективности пройденного обучения работниками позволит выявить недочеты в данной образовательной программе (при помощи формул и моделей Д. Киркпатрика и Б. Блума). И конечно государственная аккредитация и контроль деятельности различных коммерческих учреждений, которые занимаются проведением тренингов, семинаров, обучают предпринимательству.

    Проблема доступности образовательных услуг для различных слоев населения тоже является ключевой проблемой. Всем известно, что основная часть дополнительного профессионального образования является платной. Если только это не обучение за счет организации или же за счет Центра занятости населения, если гражданин стоит на учете. Существенно решить проблему поможет государственная поддержка в лице региональной власти. Например, посредством внедрения практики частичного предоставления бюджетных средств учебным структурам на конкурсной (тендерной) основе. При этом к конкурсу (тендеру) должны допускаться не только государственные, но и негосударственные учебные заведения. Кроме того, решить проблему доступности частично поможет дистанционное обучение. Дистанционное обучение позволяет снизить затраты на предоставление учреждением образовательной услуги, что, как правило, снижает и стоимость обучения.

    Стоит отметить, что напрямую состояние системы дополнительного образования не влияет на важнейшие экономические показатели, но существенно влияет на производительность труда работников. Например, в исследовании, проведенном на данных по Великобритании, показано, что влияние дополнительного профессионального обучения на производительность труда в два раза превышает его влияние на заработную плату. А согласно данным по дополнительному обучению в фирмах Италии, прирост производительности труда превышает увеличение оплаты труда в 5 раз.

    Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы отметить, что способов повышения эффективности дополнительного образования, которые я перечислила, недостаточно без модернизации относительно понимания роли дополнительного профессионального образования не только как узкоспециализированного образования после базового высшего, но и как доводящего до целостности профессиональные знания, умения и навыки на любом этапе получения образования.

 

Список литературы

1.     Бурко Р.А., Тимофеева С.В. Современные проблемы науки и образования в России // Молодой ученый. 2013. №11. С. 745-747.

2.     Веревкин О.Л. Ценность образования в общественном сознании.// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 2(96). С. 179-190.

3.     Герчикова И.Н. Менеджмент. 4-е изд., переработанное и доп. - М.: 2010. — 512с.

4.     Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. 4-е изд. - СПб.: 2009. — 560 С.

5.     Киркпатрик Д.Л., Киркпатрик Д.Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу. М. — Эйч Ар Медиа, 2008. 128 С.