Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ И КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2018г.

Любая предпринимательская деятельность сопряжена с различными видами рисков, что определяется самим понятием предпринимательской деятельности. Риски, оказывающие существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации можно объединить в следующие группы: имущественные, коммерческие, инвестиционные, финансовые, регуляторные и другие риски.

Многие авторы не выделяют налоговый риск, как отдельную категорию риска, считая ее составляющей частью финансового риска. Однако это не уменьшает значимость данной группы рисков. Общеизвестно, что налоги оказывают значительное влияние на финансовое состояние хозяйствующих субъектов, поэтому недооценка их воздействия может привести к негативным последствиям.

Само понятие «налоговый риск» является относительно новым, в связи с этим его содержание находятся на стадии уточнения. Данный термин широко используется специалистами сферы налогообложения. Обобщив трактовки данного понятия всех авторов современной экономической литературы можно дать следующее определение налоговому риску: вероятность наступления негативных последствий в сфере налогообложения в результате неправомерных действий налогоплательщика или упущений в работе контролирующих органов.

В процессе ведения предпринимательской деятельности в организации могут возникнуть множество видов налоговых рисков. Например, налоговые риски, обусловленные неверным исполнением налоговых законов или ошибками в налоговом учете. Наступление таких рисков возможно из-за недостаточной квалификации работников бухгалтерии.

Другая группа налоговых рисков связана с сознательными действиями налогоплательщика, направленными на уменьшение налоговой нагрузки организации с помощью различных инструментов налогового планирования или прямого уклонения от уплаты налогов.

Налоговые риски связывают также с вероятностью неэффективного налогообложения. К данной группе относят риски переплаты налогов, неиспользования в полной мере налоговых льгот, пониженных ставок, освобождений от налогообложения при совершении определенных сделок и прочее.

Любые риски, в том числе и налоговые, полностью исключить невозможно. Однако ими можно управлять. Для поддержания финансовой безопасности организации необходимо построение эффективной системы управления налоговыми обязательствами. Целью эффективного управления налоговыми рисками является поддержание баланса между достижением стратегических целей организации и оптимальным уровнем налоговых рисков.

Выделяют следующие этапы системы управления налоговыми рисками:

-   идентификация налоговых рисков и оценка вероятности их наступления;

-   ранжирование рисков с точки зрения существенности;

-   разработка и реализация мероприятий по управлению рисков;

-   мониторинг функционирования системы управления налоговыми рисками;

-    разработка рекомендаций по устранению недостатков, выявленных в процессе анализа эффективности системы управления налоговыми рисками.

Для идентификации налоговых рисков организации необходимо определить факторы, которые оказывают влияние на их возникновение. Факторы налогового риска традиционно делят на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся, например, изменение законодательства, изменение правил отражения налогов в отчетности, изменение судебной практики по вопросам налогообложения, нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране.

К внутренним факторам следует отнести принятую в организации налоговую политику, квалификацию бухгалтеров и юристов организации, уровень налогового планирования в организации, качество осуществления внутреннего контроля.

Что касается существенности налоговых рисков, то здесь необходимо исходить из принципа рациональности. Материальные и трудовые затраты на исследование хозяйственной операции не должны превышать финансовые или иные потери, связанные с возможным риском по данной операции.

Управление налоговыми рисками осуществляется за счет использования различных мер, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление налогового риска. Данная система управления должна включать в себя комплекс мероприятий по снижению налоговых рисков. К таким мероприятиям можно отнести, например: организацию работы по оценке налоговых последствий совершения хозяйственных операций; повышение квалификации специалистов, ответственных за ведение налогового и бухгалтерского учета; постоянный мониторинг изменений налогового и бухгалтерского законодательства; обращение в налоговые органы за письменными разъяснениями в налоговые органы при возникновении неоднозначных ситуаций в процессе налогообложения и другие.

Мониторинг функционирования системы управления налоговыми рисками предполагает контроль над реализацией мероприятий по управлению рисками. Мониторинг позволяет определить, достигнут ли желаемый результат от проведения комплекса мероприятий по управлению налоговыми рисками.

Интересно отметить и позицию налоговых органов относительно критериев налоговых рисков. При планировании выездных налоговых проверок налоговые органы руководствуются Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок [5]. Данная Концепция включает в себя 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

В Концепции представлены критерии основных зон риска, которые условно можно разделить на следующие группы [1]:

-   критерии оценки рисков по отраслевому принципу;

-      критерии оценки деятельности налогоплательщиков по показателям бухгалтерской и налоговой отчетности;

-   критерии оценки приближения расчетных показателей к предельным значениям;

-   критерии, характеризующие взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами;

-     критерии, отражающие особенности функционирования и ведения налогоплательщиком финансово- хозяйственной деятельности.

Проведение самостоятельной оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности на постоянной основе в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и предпринять меры по снижению их уровня. Данная оценка рисков необходима налогоплательщику для сохранения его экономической безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности.

В заключение следует отметить, что постоянные изменения в налоговом законодательстве и правоприменительной практике, недостаточный уровень квалификации управляющих органов хозяйствующих субъектов, отсутствие процедур оценки налоговых последствий совершения тех или иных хозяйственных операций являются в той или иной степени факторами, повышающими уровень налоговых рисков.

Налоговый риск – неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности, именно поэтому любой организации необходимо уделять существенное внимание управлению налоговыми рисками. Предупреждение, выявление и оценка налоговых рисков, а также принятие управленческих решений по их устранению или снижению – важные условия экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

 

Список литературы

 

1.        Андреянова Н. И. Направления совершенствования системы налогового администрирования в Российской Федерации [Текст] / Н. И. Андреянова, Н. В. Шапка // Балтийский экономический журнал. - Калининград, 2011. - № 2 (6): Декабрь 2011. - С. 5-15

2.        Валеева З. Л. Налоговый риск, внешние и внутренние факторы налогового риска в организациях, участвующих во внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1156-1160.

3.        Ласкина Л.Ю., Власова М.С. Налоговый риск как составная часть предпринимательского риска // Экономика и экологический менеджмент. 2015. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-risk-kak-sostavnaya-chast-predprinimatelskogo-riska (дата обращения: 15.04.2017).

4.        Попова Е.В. Налоговые риски: экономическая сущность и методологические подходы к их оценке // Аудитор. 2014. N 7. С. 72 - 77.

5.        Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" // СПС КонсультантПлюс.

6.        Чурилкина, Е.В. Налоговые риски: сущность, причины возникновения, методы управления [Электронный ресурс] / Е.В. Чурилкина, О.В. Дерина. – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2011- 4/PDF/13/Churilkina.pdf (дата обращения: 28.04.2017).