Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАСОВЫЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЛИНГ В РАМКАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
18 января 2020г.

В статье рассматривается финансовый контроллинг в рамках налогового контроля и налогового регулирования, процесс законодательного регулирования налогового мониторинга как формы налогового контроля, внедрение новой формы налогового контроля в практическую деятельность налоговых органов и налогоплательщиков и перспективы развития данного института.

Ключевые слова: налоговые органы, налогоплательщики, налоговый контроль, финансовый контроллинг в рамках налогового контроля, взаимосогласительные процедуры, налоговый мониторинг, Налоговый кодекс РФ.

В обеспечении высокой налоговой нагрузки и обеспечении финансового контроллинга, главной задачей Федеральной налоговой службы Российской Федерации является модернизация деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками (налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов) законодательства о налогах и сборах. В связи с этим необходимо пересмотреть систему мер налогового контроля, которая выступает в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, обнаружение и выявление налогового правонарушения.

Анализ юридической литературы и Налогового кодекса Российской Федерации позволяет выделить следующие формы налогового контроля:

-   учет организаций и физических лиц;

-   налоговые проверки – выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка;

-   контроль налоговых поступлений (оперативный налоговый контроль.

К методам налогового контроля следует отнести, в частности, следующие:

-   истребование документов;

-   осмотр территорий и помещений;

-   выемку документов и предметов;

-   инвентаризацию;

-   проведение экспертизы;

-   опрос свидетелей;

-   получение объяснений налогоплательщиков и пр.[1.]

Для выполнения всех задач финансового контроллинга, в рамках налогового контроля и налогового регулирования, с учетом указанных форм налогового контроля и улучшения качеств применения методов налогового контроля необходимо применение формы налогового контроля, при которой организация добровольно предоставляет налоговому органу онлайн доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета.

Указанное информационное взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов в режиме реального времени. При этом необходимые для осуществления налогового контроля документы и пояснения налоговый орган должен иметь возможность потребовать от организации в любое время.

Необходимо учитывать, что налоговые органы вправе проводить выездные налоговые проверки при осуществлении налогового мониторинга в отдельных случаях, таких как:

-   проведение выездных налоговых проверок вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

-   досрочное прекращение налогового мониторинга;

-    невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. В указанном случае предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

-     представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Необходимо отметить, что важной составляющей в обеспечении финансового контроллинга в рамках налогового контроля и налогового регулирования является контроль и аудит налоговых органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации.[3.]

При проверке всех направлений деятельности налоговых органов необходимо:

-   проверить исполнение решений коллегий ФНС России, рекомендаций, обзорных писем и других распорядительных документов, а также специальных приказов и распоряжений ФНС России и Управления ФНС России, касающихся организации работы по проверяемому направлению деятельности;

-      при необходимости (отрицательной динамике показателей деятельности по проверяемому направлению) проанализировать соответствие работы отдела функциональному принципу согласно типовой структуре и инструкциям на рабочие места; а также проанализировать укомплектованность штата отдела, качественный состав кадров, организацию их переподготовки и повышения квалификации;

-   проверить достоверность показателей отчётов, предусмотренных приказами ФНС России, обратив особое внимание на показатели, используемые при расчете показателей оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России в целях материального стимулирования, и представить оценку влияния искажения отчетности (в баллах) на набранный балл по показателям оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России в разрезе отчетных периодов;

-    сопоставить выявленные нарушения с результатами ранее проведенных аудиторских проверок (рассмотреть их на предмет повторяемости, полного (частичного) устранения или, напротив, усугубления);

-      проанализировать состояние работы налоговых органов по проверяемому направлению в динамике (за весь проверенный период и в сравнении с результатами предыдущей аудиторской проверки) и кратко охарактеризовать эту работу (улучшение или ухудшение);

-     проверить и оценить надежность и эффективность функционирования системы внутреннего контроля налоговых органов, действенность применяемых на практике контрольных процедур, их адекватность существующим рискам и соответствие целям и задачам налоговых органов;

-   включить (при наличии) в материалы проверки информацию о наличии положительного опыта в деятельности проверяемого налогового органа (применение новых форм и методов работы) для рассмотрения вопроса о необходимости его распространения по системе налоговых органов.

Налоговым органам ФНС России в свою очередь необходимо проводить анализ показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и динамики поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации. Для этого на должном уровне должна проводиться организация работы по анализу текущей ситуации в экономике субъекта Российской Федерации, в том числе по основным доходообразующим отраслям экономики и налогоплательщикам:

-     по оценке адекватности уровня поступлений налогов экономическому состоянию региона, развитию ключевых отраслей экономики и финансово-хозяйственным результатам деятельности крупнейших налогоплательщиков региона, в том числе в разбивке по основным налогам и в разрезе наиболее значимых для Управления налогоплательщиков;

-    по анализу динамики поступлений по отдельным видам налогов в увязке с экономическими показателями (например, налог на прибыль организаций – в увязке с прибылью прибыльных организаций; НДС – с объемом инвестиций в основной капитал, оборотом розничной торговли, НДФЛ – с динамикой ФЗП, среднемесячной заработной платы, численности занятых/безработных; акцизы – с динамикой объемов реализации соответствующих видов продукции, НДПИ – с объемами добываемых полезных ископаемых, динамикой цены на нефть и курса доллара; страховых взносов – с динамикой ФЗП и среднемесячной номинальной заработной платой т.п.);

-     по оценке адекватности уровня поступлений налогов экономическому состоянию отрасли и финансово-хозяйственным результатам деятельности крупнейших налогоплательщиков, в том числе в разбивке по основным налогам.

Таким образом, осуществление полномочий налоговых органов по реализации функций налогового контроля невозможно без участия финансового контроллинга.

 

Список литературы

 

1.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019);

2.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 17.06.2019);

3.     Приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ (ред. от 10.05.2017) "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы"

4.     Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 27.12.2018) "О налоговых органах Российской Федерации"