Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Авторы:
Город:
Улан-Удэ
ВУЗ:
Дата:
31 марта 2016г.

Эффективность налоговой проверки обуславливается двумя основополагающими факторами:

•      полнотой выявления источников доходов в целях налогообложения;

•      минимизацией расходов на взимаемых налогов при контрольных выездных мероприятиях.

Эффективность выездных налоговых проверок измеряется адекватностью достигнутого  в процессе ее осуществления результата поставленных целей и задач с учетом затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов (числа проверяющих инспекторов налоговой службы, которые готовят те или иные материалы для выездных проверок, также сведения о том сколько затрачено времени, полноты всех собранных сведений о налогоплательщиков, его длительности и т.д.).

При соблюдении законодательства о налогах и сборах, выездные налоговые проверки работают эффективно.

Результаты контрольной деятельности – это совокупность объективных последствий контроля, которые он оказал на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица.

Повышение эффективности налогового контроля (в отличие от эффективности производства) это не означает, что увеличилось экономический эффект при тех затратах ресурсов. Конечной целью выездных налоговых проверок является исключение или сведение к минимуму налоговых правонарушений. Итак, деятельность проверяемого налогоплательщика может быть оценена положительно, хотя с точки зрения экономического эффекта от затраченных ресурсов это отрицательный результат.

Далее исходя из критериев эффективности налоговой системы, эффективности контрольных выездных налоговых проверок налоговых органов в целом можно измерить степенью выявления сокрытых налогов их безусловном перечислении в бюджет.

Количественным выражением выездных налоговых проверок является разность между ожидаемой и реально перечисленной в бюджет суммой налоговых платежей (резерв для доначислений в бюджет при налоговых проверок).

Также необходимо учитывать также затраты на налоговое администрирование, что позволяет обеспечить соразмерность затрат и результатов. Объем выявленных нарушений может уменьшится по мере повышения результативности контроля.

В качестве, обобщающих показателей эффективности налогового администрирования могут быть использованы:

-    Сумма налоговых поступлений в бюджет на единицу бюджетных средств, расходуется на содержание налоговых (фискальных) органов.

-   Сумма доначислений налогов и сборов по результатам налоговых выездных налоговых проверок (в том числе на одного работника) на единицу бюджетных средств, расходуемых на содержание налоговых органов.

Каждый рубль, затраченный на содержание налоговых органов в РФ, приносит около 85 рублей налоговых поступлений.

Показатель налоговых проверок налоговых органов можно разделить на количественны и качественные (абсолютные и относительные).

Объем работы налоговых органов характеризуется следующие количественные (абсолютные) показатели:

•               сумма поступлений в бюджет налогов и сборов на контролируемой территории;

•               количество проведенных проверок, в том числе на одного инспектора;

•               сумма дополнительно налогов и сборов в результате контрольной работы, а также санкций в целом в резерве бюджетов, критерий налогоплательщиков, видов проверок, характера платежа;

•               сумма недоимки и задолженность по налогам , их динамика по сравнению с предыдущими отчетными периодами;

•               количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, в том числе дополнительно выявленных и поставленных на учет;

•               количество налогоплательщиков, приходящих на одного инспектора, в разрезе организаций и физических лиц;

•               количественные показатели определяются составом контролируемых налогоплательщиков, в том числе наличие крупных налогоплательщиков.

На качественные (относительные) показатели состав налогоплательщиков влияет в первую очередь в плане соотношения организации и физических лиц.

К качественным (относительным) показателям относятся:

-   уровень выполнения налоговыми органами прогнозных заданий за отчетный период.

-    темп роста налоговых платежей – за отчетный период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

-   отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей – показатель собираемости налогов на данной территории.

-   отношение суммы платежей, дополнительно начисленной в ходе контрольной работы.

-        процент взыскания дополнительно начисленных сумм. Показатель характеризует реальную эффективность контрольной работы.

-   удельный вес проверок, в ходе которой были выявлены нарушения налогового законодательства, в общем числе проверок.

-     минимальный процент охвата выездным проверками состоящих на учете крупнейших и основных налогоплательщиков.

-    сумма доначислений на одну проверку или одного работника (по результатам выездных налоговых проверок);

-   коэффициент качества выездных налоговых проверок.

Налоговые риски государства, связанные с проведением налоговых проверок, возникают на всех этапах проведения выездных налоговых проверок на стадии планирования суммы дополнительно начисленных платежей к общей сумме исчисленных налогоплательщиками самостоятельно налогов и сборов

В своей работе «Оценка и минимизация налоговых рисков, связанных с планированием и проведением выездных налоговых проверок» Тютюгина А.В. разработала методику оценки налоговых рисков, связанных с планированием и проведением выездных налоговых проверок, основная на анализе налоговых споров и применений методов математической статистики, позволяющая органам ФНС принимать меры по минимизации соответствующей группы рисков доя повышении эффективности выездных налоговых проверок.

Приведем формулу расчета эффективности выездных налоговых проверок автора методики, через результативность выездных налоговых проверок, скорректированную на уровень налогового риска.


Где Е – эффективность выездных налоговых проверок;

d – сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок;

v – сумма дополнительно начисленных платежей, отмененных по удовлетворенным возражениям налогоплательщиков;

a – сумма дополнительно начисленных платежей, отмененных к уплате вышестоящим налоговым органом

по результатам досудебного разбирательств;

s – сумма дополнительно начисленных платежей, отмененных к уплате судом по результатам судебного разбирательства;

n - сумма дополнительно начисленных платежей, не уплаченных в бюджет по иным причинам;

i - сумма исчисленных налогов налогоплательщиками по представленными налоговым декларациям.



Таблица 1 Расчет эффективности ВНП через результативность ВНП, на уровень налогового риска государства

 

 

Показатели

Эффективность выездных налоговых проверок через результативность ВНП, на уровень налогового риска государства

 

 

2012 год

 

2013 год

 

2014 год

Дополнительно начислено (тыс.руб)

Дополнительно начислено (тыс.руб)

Дополнительно начислено (тыс.руб)

a

157 486

194 442

166 859

d

306 579

482 240

354 558

v

58 883

64 884

76 826

i

91 581

206 249

173 750

n

39 562

109 450

57 052

s

35 796

5 234

30 262

Е

1,81

0,52

4,12

Источник: рассчитано автором на основании отчетности ФНС России по РБ


Далее рассмотрим в Рисунок 1, уровни налогового риска государства в ходе выездных налоговых проверок


Далее рассмотрим формулу расчета эффективности выездных налоговых проверок можно преобразовать следующим образом.


где r – количество результативных выездных налоговых проверок;

p – количество, выездных налоговых проверок.

Далее перейдем к эффективности выездных налоговых проверок через результативность выездных налоговых проверок, на уровень налогового риска государства


 

Таблица 2 Эффективность ВНП через результативность ВНП, на уровень налогового риска государства




 

 

 

Показатели

Эффективность выездных налоговых проверок через результативность ВНП, на уровень налогового риска государства

 

2012 год

2013 год

2014 год

Дополнительно начислено (тыс.руб)

Дополнительно начислено (тыс.руб)

Дополнительно начислено (тыс.руб)

 

 

a

 

 

157 486

 

 

194 442

 

 

166 859

d

306 579

482 240

354 558

v

58 883

64 884

76 826

i

91 581

206 249

173 750

n

39 562

109 450

57 052

s

35 796

5 234

30 262

r

612

390

284

p

1 839

3 335

51

Е

0,01

0,001

0,005

Источник: рассчитано автором на основании отчетности ФНС России по РБ


Охарактеризовать отдельно каждый элемент, получившийся формулы зависимости эффективности выездных налоговых проверок от результативности выездных налоговых проверок и налоговых рисков государства.d/p – средняя сумма дополнительно начисленных платежей по выездных налоговых проверок ;


v/r – средняя сумма, доначислений, отмененных в результате удовлетворения письменных возражений налогоплательщика на акт выездных налоговых проверок;

a/r  –средняя  сумма  доначислений,  отмененных        вышестоящим  налоговым  органом  результатам досудебного разбирательства;

s/r – средняя сумма доначислений, отмененных к уплате судом по результатам судебного разбирательства; n/r – средняя сумма дополнительно начисленных платежей, не уплаченная в бюджет по иным причинам; 

r/p – результативность выездных налоговых проверок, для результативных выездных налоговых проверок вобщем количестве выездных налоговых проверок;

d/i – общая сумма дополнительно начисленных платежей к общей сумме начисленных налогов и сборов налогоплательщиками по данным налоговой деклараций (один из показателей результативности выездных налоговых проверок)

Далее из формулы - 3, рассчитаем эффективность выездных налоговых проверок (ВНП) от результативности выездных налоговых проверок и налоговых рисков.

Далее    в     таблице    18,     рассмотрим    элементы     эффективности     выездных     налоговых    проверок, результативности выездных налоговых проверок выездных проверок и налоговых рисков.


Таблица 3

 

Элементы эффективности ВНП результативности ВНП и налоговых рисков.



Показатели             Элементы эффективности ВНП через результативность ВНП, на уровень налогового риска

государства

2012 год                                        2013 год                                                2014 год

 

 

d/p

166,7

144,6

152,1

v/r

96,2

151,0

270,5

a/r

257,3

498,6

587,5

s/r

58,5

13,4

16,6

n/r

64,6

280,6

200,9

r/p

0,01

0,12

0,32

d/i

3,3

2,3

2,0

Источник: рассчитано автором на основании отчетности ФНС России по РБ

 

В предложенной выше формуле - 3 расчета эффективности ВНП доля результативных проверок в общем количества проверок, а также отношение общей суммы дополнительно начисленных платежей в общей сумме исчисленных налогоплательщиками самостоятельно налогов и сборов, у которых производились проверки, по данным подданных ими налоговых деклараций – это частные показатели результативности выездных налоговых проверок. Все остальные элементы формулы расчета эффективности ВНП характеризует именно налоговые риски государства и налогоплательщиков, отобранных для проведения выездных налоговых проверок. Учитывая риски, можно все элементы расчета эффективности выездных налоговых проверок представить в виде математического ожидания соответствующей величины. Далее формулы - 4, рассчитаем эффективность выездных налоговых проверок (ВНП).

Ri – показатели результативности, иллюстрирующих соотношение дополнительно начисленных по итогам проведения ВНП обязательныплатежей к общей сумме налогов и сборов, исчисленных налогоплательщиками, у которых проводились ВНП, самостоятельно;

Rp – показатель результативности, иллюстрирующих соотношение результативных ВНП к общему количеству ВНП;

M(d) – математическое ожидание суммы доначисленных по результатам ВНП обязательных платежей на одну выездную налоговую проверку;

M(v) – математическое ожидание доначислений, отмененных по удовлетворенным возражениям, на одну результативную ВНП;

M(a) – математическое ожидание доначислений, отмененных вышестоящим налоговым органов в порядке административного обжалования, на одну результативную ВНП;

M(s) – математическое ожидание доначислений, отмененных вышестоящим по решениям судов, на одну результативную ВНП;

M(n)     –     математическое ожидание доначислений,     не     уплаченных    в     бюджет     по     причине неплатежеспособности, на одну результативную ВНП.

Для проведения оценки налоговых рисков налогоплательщиков и государства, нет необходимости анализировать каждую проверку с точки зрения конкретных сумм доначислений (либо отмененных доначислений). Эти суммы, можно разделить по интервалам, и тогда значение случайной величины считать за среднем интервалом показателя, с которой случайная величина принимает это значение – количество проверок, по результатам которых были дополнительно начислены (отменены) обязательные платежи на сумму из конкретного интервала.

С помощью методики факторного анализа оценивать влияние различных групп рисков на эффективность выездных налоговых проверок, что позволяет более точно определить необходимый комплекс мер по повышению эффективности выездных налоговых проверок. Расчет каждого из показателей формулы - 2 проведено за 2012 -2014 гг. по данным ИФНС России по Республике Бурятия. Далее результаты расчета за 2012 - 2014 года годы приведены следующей таблице.


Таблица 4 

Оценка факторов эффективности выездных налоговых проверок


Показатели

Значения

2012 год

2013 год

2014 год

M(v) на 1 рез. ВНП, ты сруб.

96,2

151,0

270,5

M(a) на 1 рез. ВНП, ты сруб.

257,3

498,6

587,5

M(s) на 1 рез. ВНП, ты сруб.

58,5

13,4

16,6

M(n) на 1 рез. ВНП, ты сруб.

64,6

280,6

200,9

M(d) на 1 рез. ВНП, ты сруб.

166,7

144,6

152,1

Ri, соотношение дополнительно начисленных платежей и общей суммы начисленных налогов%

0,01

0,12

0,32

Эффективность выездных налоговых проверок с учетом рисковой составляющей, %

1,81

0,52

4,12

Источник: рассчитано автором на основании отчетности ФНС России по РБ

 Факторный анализ зависимости эффективности выездных налоговых проверок от результативности выездных налоговых проверок и уровня налогового риска государства определяет, через какие мероприятия определяются и рассчитывается эффективность выездных налоговых проверок, так же увеличение и снижение эффективности выездных налоговых проверок.

Далее рассчитаем влияние факторов на показатель эффективности выездных налоговых проверок в Табл.20.


Таблица 5 

Влияние факторов на показатель эффективности ВНП.

Показатели

Значения

Темп прироста ,% (2013г. к 2014 г.)

2012 г.

2013 г.

2014 г.

M(v) на 1 рез. ВНП, тыс. руб.

96,2

151,0

270,5

79,1

M(a) на 1 рез. ВНП, тыс. руб.

257,3

498,6

587,5

17,8

M(s) на 1 рез. ВНП, тыс. руб.

58,5

13,4

16,6

23,9

M(n) на 1 рез. ВНП, тыс. руб.

64,6

280,6

200,9

- 28,4

M(d) на 1 рез. ВНП, тыс. руб.

166,7

144,6

152,1

5,2

Ri, соотношение доначисленных платежей и общей суммы начисленных налогов, %

0,01

0,12

0,32

166,7

Эффективность ВНП с учетом рисковой составляющей, %

1,81

0,52

4,12

692,3

Источник: рассчитано автором на основании отчетности ФНС России по РБ



В таблице каждый рассматриваемый элемент представляет свою значимость. Таким способом, возражения по актам налоговых проверок проверяется и удовлетворяются руководителем инспекции, как правило, проверка проводится тогда, когда при проверке выявлялись нарушения процессуальных норм, установленных в первой части НК. При росте средней суммы доначислений, отмененных по удовлетворенным возражениям налогоплательщиков, 79% свидетельствует о квалифицированности инспекторов, проводивших проверку. Вместе с тем, рост данного рассматриваемого показателя на снижении средних сумм доначислений, отмененных по решениям вышестоящего налогового органа, на 17,8% свидетельствует о том, что возражения налогоплательщиков, касающихся несоблюдения, нарушения процессуальных норм, стали удовлетворяться на стадии разбирательства без участия вышестоящего налогового органа. Существенное увеличение средней суммы доначислений, отмененных по решениям судов, подтверждает о росте уровни обоснованности требований налоговых органов. Далее рассмотрим показатель средней суммы доначислений, не уплаченных в связи с неплатежеспособностью предприятий снизилась, на 28,4%, снижение этой суммы не влечет изменений в законодательство, а также иных мероприятий налоговой службы, связанных с работой с недобросовестными налогоплательщиками.

 

Список литературы

1.      Тютин Д.В. Косвенные способы принуждения налогоплательщика к уплате налога // Тютин Д.В. Сравнительное конституционное обозрение. -2013. - № 5. - С. 83 – 86

2.      Титов А.С. «Недоимка как категория налогового права» // Титов А.С. Финансовое право. 2013.№1. С 40

3.      Тулубенский Е.А. Налоговые проверки: опыт и перспективы правового регулирования / Е.А. Тулубенский // Арбитражные споры. - 2014. - №1. - С.28-32.

4.      Тютюгина А.В. «Оценка эффективности налоговых рисков, связанных с планирование и пловедением выездных налоговых проверок» // Тютюгина А.В. Автореферат – Иркутск 2014 –С.23