Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, среди малых и средних субъектов предпринимательства выделяется целевая группа быстрорастущих экспортноориентированных «высокотехнологичных» малых и средних предприятий в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг. В отличие от массового сегмента предприятий, ориентированных на обеспечение занятости населения и повышение общего уровня социально-экономической среды, они обеспечивают внедрение инновационных (прежде всего, технологических) решений в рамках исполнения задач по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности, рост производительности производства [2].

С одной стороны, для отечественных высокотехнологичных малых и средних предприятий (далее – МСП) на сегодняшний день все еще актуально говорить о трансформационных процессах в рамках перехода на рыночную экономику, с другой стороны, государство уделяет особое внимание данному сегменту бизнеса,  к  которому,  в  том  числе,  относятся  промышленные  предприятия,  работающие  в  сфере «усложненных» сегментов высокотехнологичных производств, требующих высококвалифицированных интеллектуальных кадров и технологических компетенций (в том числе, сфера Интернета вещей). Учитывая ориентацию высокотехнологичных МСП на стимулирование импортозамещения и несырьевого экспорта, в перспективе закладывается рост доли данных субъектов бизнеса, прежде всего, за счет увеличения доли услуг в отраслевой структуре сектора отечественных МСП до 40% к 2030 году и сокращения доли торговли (рисунок 1) [3].


Зарубежный опыт поддержки и стимулирования высокотехнологичных МСП промышленно развитых стран основывается на увеличении роли кластеров в стимулировании инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства. Такая форма участия малого и среднего бизнеса в развитии высокотехнологичного сегмента обуславливает их взаимодействие и выстраивание производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей, в том числе, это актуально для предприятий смежных областей. Выступая своеобразными точками экономического роста, кластеры становятся объектами крупного инвестирования, в том числе, для государственных структур. В данном случае субъект МСП получает возможность инновационного развития и доступа к инфраструктуре экосистемы кластера, что позволяет ему не только повышать уровень использования знаний или формирования новых сетей сотрудничества в рамках кластеров, но также увеличить конкурентоспособность и получить возможность освоения новых рыночных ниш.

Для российского механизма государственной поддержки высокотехнологичных МСП актуальна схема «инвестиционного лифта» в рамках сотрудничества корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства с Российским экспортным центром (РЭЦ), Фондом развития промышленности (ФРП) и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) [1]. Высокотехнологичным субъектам МСП предлагается:

– финансовая поддержка: кредитно-гарантийная и страховая поддержка,  финансирование экспортных операций со стороны РЭЦ, участие РФПИ в акционерном капитале субъектов, в частности, посредством предоставления мезонинного финансирования;

– нефинансовая поддержка, которая заключается в участии РФПИ в формировании стратегии, расширении базы контрагентов и возможностей выхода на международные рынки через взаимодействие с портфельными компаниями РФПИ,  а также анализ внешних рынков, международное патентование и сертификация отечественной продукции за рубежом, логистическое и таможенное сопровождение экспорта со стороны РЭЦ, правовая и консультационная поддержка.

Несмотря на широкий инструментарий поддержки высокотехнологичных МСП, можно отметить несколько спорный характер его эффективности – так, например, специалисты отмечают недостаточную пространственную проработку стратегической декларации исходя из высокой межрегиональной дифференциации в данной сфере, предполагающей исключительно глубокий анализ специфических характеристик региональных МСП с одной стороны, и необходимость  структурного объединения высокотехнологичных МСП – с другой [4, С.76]. Тем не менее, зарубежная практика свидетельствует о том, что создание крупных корпораций, лидеров в тех или иных отраслях в мировом масштабе крайне редко происходит без привлечения государственной поддержки, и в настоящее время наблюдается повышение внимания к теме активного стимулирования ускоренного развития быстрорастущих технологических и инновационно ориентированных субъектов среднего бизнеса. Поэтому в рамках идентификации наиболее эффективных субъектов рынка высоких технологий с 2016 года реализована государственная программа отбора частных высокотехнологичных компаний (в том числе, попадающих под критерии малого и среднего бизнеса) лидирующих по своим темпам развития, с последующим выстраиванием на их основе транснациональных компаний российского базирования.

Тем временем, высокотехнологичный мир переживает кросс-рыночный и кросс-отраслевой трансфер технологий, в связи с чем отечественные разработчики предлагают цифровые фабрики, позволяющие вовлекать  в цепочку поставщиков высокотехнологичные МСП, встраивая их в международные технологические процессы [5]. Соответственно, можно предположить, что целесообразно осуществлять пересмотр стратегических программ и документов (к примеру, раз в 3-4 года) для актуализации целей, задач и предлагаемого инструментария для регулирования и поддержки участиях МСП в области высоких технологий в соответствии с текущими и перспективными тенденциями технологичного и цифрового пространства.

 

Список литературы

 

1.     Ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

2.     Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с

«Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

3.          Министерство экономического развития Российской Федерации «О целях и задачах Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Москва, 10 июля 2015. URL: http://smb.gov.ru/files/images/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf (Дата доступа: 03.11.2016).

4.     Бухвальд Е.М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, №1 (43), 2016. С. 66-80.

5.     Горбатова А. Виртуальная фабрика позволит привлекать в цепочку поставщиков высокотехнологичный малый и средний бизнес // Электронное издание «Наука и технологии России». URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=118983#.WCB7nPmLTIW (Дата доступа: 07.11.2016).