03 февраля 2018г.
Одним из основных направлений, способствующих реализации экономического потенциала территорий государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является формирование единого транспортного пространства и создание новых транспортных коридоров, интегрированных в международные транспортные системы[3]. Учитывая пространственные характеристики и географию транспортных потоков существующих и потенциальных, важным аспектом решения этих задач, является создание благоприятных условий для функционирования транспортных организаций, осуществляющих международные перевозки на территории ЕАЭС. Перемещение товаров в международном грузовом сообщении в обязательном порядке опосредуется проведением таможенных операций. Несмотря на значительные изменения, связанные с сокращением сроков проведения таможенных операций в последние годы, данный резерв увеличения скорости грузооборота и повышения эффективности работы транспортных организаций остается актуальным. Структура таможенных операций, оказывающая влияние на скорость перемещения товаров и оборота транспортных средств, представлена на рис. 1.[1,2].
Рис. 1 Структура таможенных операций, оказывающих влияние на скорость оборота и эффективность использования транспортных средств международной перевозки.
В целях ускорения грузо- и товарооборота, таможенное законодательство Евразийского экономического союза включает строгую регламентацию сроков проведения таможенных операций, в том числе связанных с таможенными операциями на таможенной границе, операциями по закрытию процедуры таможенного транзита и размещения товаров на складах временного хранения (СВХ). В целом таможенное законодательство учитывает необходимость ускорения оборачиваемости транспортных средств. Вместе с тем, возможности пространственного расширения международных перевозок по территории ЕАЭС ставит новые задачи
обеспечения эффективного использования транспортных средств и работы транспортных организаций. Важным резервом является развитие на территории ЕАЭС смешанных (мультимодвльных) перевозок, которые позволят реализовать транзитный потенциал территории и создать условия для вовлечения в процесс международной торговли новых регионов. Соответственно, используемые в процессе таможенного контроля технологии таможенного контроля товаров, перевозимых в смешанном грузовом сообщении по процедуре таможенного транзита должны учитывать особенности формирования транспортных потоков, основанных на реализации смешанных перевозок.
Таким, образом, в рассматриваемом нами аспекте, эффективность работы транспортных организаций зависит от двух групп факторов: от эффективности работы сферы транспорта и эффективности работы подразделений в сфере таможенного дела, в том числе, таможенных органов и организаций, работающих в сфере таможенного дела, прежде всего СВХ. Основные факторы, влияющие на эффективность реализации смешанных (мультимодальных) представлены на рис.2.
Рис. 2 Основные факторы, влияющие на эффективность реализации смешанных (мультимодальных) перевозок
Любая организационная, логистическая схема стремиться к оптимальности. Вопросы оптимизации и эффективной реализации логистических схем, достаточно подробно освещены в научной литературе [4]. Вместе с тем, данные вопросы остаются актуальными, что связано с разнообразием возможных конфигураций схем доставки товаров. Сложность выбора критериев для выбора оптимальной схемы международной смешанной перевозки определяется участием в процессе товародвижения субъектов относящихся к различным сферам деятельности и формам собственности. Для коммерческих организаций, основной целью является максимизация прибыли, для государственных контрольных органов это создание условий для реализации общественных интересов, которые материализуются, как в обеспечении безопасности международной торговли и перевозок, так и в поступлении денежных средств, в бюджет государства. Важным здесь представляется, понимание, что денежные потоки поступают как в виде внешних, так и внутренних налогов, на скорость поступления в бюджет которых, также опосредованно влияет скорость проведения операций, связанных с таможенным контролем. В связи с этим, возможность разрешения конфликта интересов между государственным и частным секторами экономики, на основе выбора в качестве критерия оптимальности, показателя минимизации времени доставки товаров, от места отправления до места назначения или максимизации объема прибыли и поступивших пошлин, налогов и сборов в единицу времени, представляется вполне оправданным. При всем многообразии факторов, потенциально влияющих на эффективность международных смешанных перевозок, наиболее существенными представляются:
-
сокращение времени на
проведение таможенного контроля при передаче
товаров с одного вида транспорта на другой;
-
развитие таможенной инфраструктуры, в том числе сети
СВХ
и
информационной системы таможенных органов, позволяющей обеспечить оптимизацию транспортных стыковочных запасов и оптимизацию маршрута и дистанции перевозок для транспортных организаций;
-
разработка нормативно-технологической
поддержки
смешанных (мультимодальных)
перевозок
в таможенном законодательстве, в том числе:
•
обеспечение гармонизации транспортного и таможенного законодательства, с учетом взаимного
влияния функционирования транспортной и таможенной систем на эффективность работы транспортных организаций;
•
определение состава информации, требуемой при международной смешанной перевозке и порядка действий участников процесса перевозки и должностных лиц таможенных органов в местах перегрузки (перевалки) товаров с одного вида транспорта на другой;
•
придание легитимности возможности доставки товаров непосредственно в места перегрузки (перевалки) товаров при смешанной (мультимодальной) перевозке.
Список литературы
1
.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)] [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.11.2017).
2
.Решение Комиссии таможенного союза от 18.июня.2010 № 289 «Инструкция о порядке заполнения транзитной декларации» [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.11.2017).
3
.Решение Высшего Евразийского экономического
совета от 26
декабря 2016 г. № 19 «Об основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств
– членов Евразийского
экономического союза» [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2017).
4. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие. 2-е издание / Под ред. В.С. Лукинского
-СПб: «Питер», 2007 , 448 с.