Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА: РЕАЛИИ, РИСКИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Авторы:
Город:
Бишкек
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Аннотация: Проведен анализ внешнеэкономических связей Кыргызстана и Китайской Народной Республики. Определены темпы и объемы роста внешнеторгового оборота и привлечения инвестиций в экономику Кыргызстана из  КНР. Выявлены положительные  аспекты и угрозы  развития внешнеэкономических связей. Обоснованы перспективные направления интеграции и механизмы экономического сотрудничества.


Abstract: The analysis of foreign economic relations of Kyrgyzstan and China. Determined the rates and volumes of foreign trade growth and investment in the Kyrgyz economy of China. The positive aspects and the threat of foreign economic relations. Grounded perspective directions of economic cooperation and integration mechanisms.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, инвестиции, кредиты, экономическое развитие.

Key words: foreign trade, exports, imports, investment, credit, and economic development.

Кыргызстан, не имея прямого выхода на морские пути, с неразвитостью железнодорожных путей сообщения, связывающих ее с внешним миром, однако удобно расположен на историческом пути Шелкового пути, модернизация которого в современных условиях провозглашена в КНР как стратегическая задача мирового развития XX1 века. Не случайно Кыргызстан одним из первых стран на постсоветском пространстве поддержал идею Экономического Пояса Шелкового Пути (ЭПШП ) КНР.

Кыргызстан, в рамках ЕАЭС, членом которого она является с 2015 года, обладает сравнительно невысоким экономическим потенциалом. Но в отличии от других ее членов имеет с КНР наиболее тесные торгово-экономические, инвестиционные и гуманитарные интеграционные связи. Данное обстоятельство многократно усиливает значение участия Кыргызстана в стратегии ЭПШП.

Как известно в рамках Стратегии ЭПШП КНР в перспективе планируется создание семи «поясов»: транспортно-логистического; энергетического; торгового; информационного; научно-технического; аграрного и туристического. В контексте перспективного участия Кыргызстана в стратегии ЭПШП надо подчеркнуть, что по всем указанным 7 поясам экономическое сотрудничество Кыргызстана и КНР активно развивается и углубляется.

КНР, начиная с момента провозглашения Кыргызской Республикой суверенитета проводит взвешенную и твердую политику по развитию и совершенствованию взаимовыгодных двусторонних экономических связей с Кыргызстаном. Экономическое сотрудничество с каждым годом становится многовекторным и масштабным.

Как известно среди стран ЕАЭС Кыргызстан практически первым стал членом ВТО, что позволило ускоренным путем налаживать и развивать торговые связи с КНР и способствовало превращению нашей республики в буферную зону, своеобразного торгового моста связывающего остальные страны СНГ с КНР. Только за последние десять лет взаимный товарооборот Кыргызстана и КНР вырос с 128,0 млн. долл. США в 2005 г. до 1065,0 млрд. долл. США в 2015г, т.е ., почти в 8,3 раза. Причем темпы роста внешнеторгового оборота Кыргызской Республики и КНР были значительно выше ( более чем в 2,0-2,5 раза), чем в целом темпы роста общего внешнеторгового оборота Кыргызской Республики. В результате такого опережающего роста торгового сотрудничества удельный вес внешнеторгового оборота Кыргызской Республики и КНР в общем внешнеторговом обороте Кыргызской Республики последовательно увеличивался с 7,2 % в 2005 г., до 13,9 % в 2010г. и до 18,5 % в 2015 г. И в настоящее время КНР является одним из основных торговых партнеров Кыргызской Республики, занимая второе место по объему внешней торговли после Российской Федерации ( 24,5 %) ( табл. 1.).

Таблица 1.-Развитие внешней торговли Кыргызской Республики, млн долл. США

 

Показатели

2005г

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г

2015г.

Внешнеторговый

оборот-всего

1773,0

4978,7

6503,4

7503,9

7993,8

7618,4

5745,0

в т.ч с КНР

128.0

694,5

965,5

1276.2

1471,0

1232,0

1065,0

Коэффициент

увеличения внешнеторгового оборота по сравнению с 2005г

-

2, 8

3, 6

4, 2

4, 5

4,2

3,2

в т.ч., с КНР

-

5, 4

7,5

9,9

11,4

9,6

8,3

удельный вес КНР в

общем товарообороте КР, в %

7,2

13,9

14,8

17,0

18,4

16,1

18,5




Традиционно Кыргызская Республика экспортирует в КНР сельскохозяйственное сырье (шкуры КРС, кожу, шерсть), нефть и нефтепродукты, руды и концентраты благородных металлов, автомобили. В импорте в основном преобладают товары народного потребления, строительные материалы, оборудования.

Тем не менее отмечая положительный тренд в развитии внешней торговли Кыргызской Республики с КНР , нельзя не отметить значительного преобладания во внешнеторговом обороте импорта с КНР над экспортом из Кыргызстана в КНР, что создает определенные угрозы для усугубления отрицательного сальдо внешней торговли Кыргызстана с КНР и развития традиционных отраслей экономики Кыргызстана.

При сопряжении экономик Кыргызстана в рамках реализация ЭПШП необходимо иметь также ввиду реализацию мер по сбалансированности внешнеторгового оборота и значительному росту экспортного потенциала Кыргызстана в КНР. В этом отношении в последнее время определенную заинтересованность предлагает и правительство КНР. Особенно КНР заинтересована в значительном увеличении из Кыргызстана экспорта экологически чистой сельскохозяйственной продукции ( фруктов, продукции животноводства и др.) и предпринимает меры по обеспечению Кыргызстана необходимыми лабораторными установками для обеспечения приемлемых фитосанитарных стандартов.

Начиная с 2010 г. КНР постепенно становится наиболее крупным вкладчиком инвестиций в различные отрасли и развития инфраструктуры Кыргызстана ( табл.2.)

Таблица 2.- Поступление иностранных инвестиций в Кыргызстан, в тот числе из КНР, млн .долл. США

 

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Инвестиций,

всего

3572.4

4948,0

4335,8

5487,3

5415,7

5615,4

в                т.ч,

прямые инвестиции

666,0

849,2

590,7

964,5

727,1

1573,3

другие

инвестиции (кредиты)

2688,2

4001,1

3665,5

4474,9

4612,2

3557,9

Инвестиции

из          КНР, всего

231,0

356,2

662,3

883,0

853,9

1258,0

в               т.ч.,

прямые инвестиции

70,8

149,6

141,2

468,3

221,7

474,4

другие

инвестиции (кредиты)

155,1

206,3

520,2

409,7

622,0

784,0

Удельный

вес КНР, в

%;

в         общем объеме инвестиций в КР

 

 

 

 

6.4

 

 

 

 

7,2

 

 

 

 

15,2

 

 

 

 

16,1

 

 

 

 

15,7

 

 

 

 

22,4

в       прямых

инвестициях

10,5

17,6

23,9

48,5

30,3

30,1

в         других

инвестициях ( кредитах )

5,7

5,1

14,1

9,1

13,4

22,0

 

Общий объем инвестиций из КНР в Кыргызстан увеличился в 5,5 раза из 231 млн.долл.США в 2010г. до 1258,0 млн.долл.США к 2015 году. В 2015г. из общего объема китайских инвестиций в экономику Кыргызстана около 38,0% составили прямые инвестиции ($474,4 млн). В течение анализируемого периода в объеме поступивших иностранных инвестиций последовательно растет объем так называемых других инвестиции( в основном предоставляемых кредитов) , удельный вес которого в 2015 г. составил более 62,0%( $784,0 млн.).

КНР последовательно укрепляет свои позиции на инвестиционном пространстве Кыргызстана, вкладывая свои инвестиционные ресурсы в перспективные отрасли национальной экономики Кыргызстана (обрабатывающую промышленность, операцию с недвижимостью, сферу торговли и в геологоразведку), а также в строительство крупнейших инфраструктурных проектов. В структуре обрабатывающей промышленности основной объем инвестиций направлялся в производство пищевых продуктов (включая напитки и табак), производство резиновых и пластмассовых изделий, металлургическое производство и производство нефтепродуктов. В результате удельный вес КНР в общем объеме привлекаемых в республику иностранных инвестиций вырос с 6,4 % в 2010г. до 22,4 % в 2015г.; соответственно доля прямых инвестиций выросла с 10,5 до 30,1 % и других инвестиций (кредитов) - с 5,7 до 22,0%. В настоящее время КНР по общему объему привлекаемых прямых инвестиций в Кыргызстан также занимает второе место, уступая только Российской Федерации.

Крупнейшими инвестиционными проектами, реализованных в Кыргызстане на кредитные средства КНР стали строительство линии электропередачи «Датка-Кемин» (389 млн.долл.США), нефтеперерабатывающего завода «Джунда»( 300,0 млн.долл.США). В 2014г. начато строительство альтернативной автодорога «Север-Юг», который должен завершится в 2017г.(сумма китайского кредита 700,0 млн.долл.США) и проводится модернизация ТЭЦ г.Бишкека ( объем кредитных ресурсов в сумме 386,0 млн.долл.США). Указанные кредитные ресурсы выделяются китайским Экспортно-импортным Банком сроком на 20 лет под 2% годовых со льготным периодом в 11 лет. Также планируется в этом году начало реализации на территории Кыргызстана транзитного газопровода в КНР из Туркменистана. По территории Кыргызстана протяженность газомагистрали составит 215 километров, стоимость строительства - 1,5 миллиарда долларов, которые также будут выделятся китайской стороной.

Таким образом, в Кыргызской Республике КНР реализует инвестиционные проекты на сумму более 4,2 млрд. долларов. Причем на 2,6 млрд. долларов реализуются инфраструктурные проекты Кыргызстана за счет связанных китайских кредитов, предусматривающих реализацию проектов китайскими компаниями. На инвестиции КНР в собственные проекты в обрабатывающей промышленности и других отраслях на территории Кыргызстана приходится более 1,5 млрд.долларов США.

В целом можно констатировать, что активная политика КНР способствует решению наиболее важных стратегических задач в социально-экономическом развитии Кыргызстана. Реализация крупных проектов в области энергетики, транспортной и энергетической инфраструктуры республики способствуют укреплению стабильности национальной экономики, обеспечению ее энергетической независимости, динамичному развития регионов, эффективному использованию производственно-экономического потенциала и создают предпосылки для существенного экономического рывка в ближайшей перспективе.

Реализация стратегии ЭПШП КНР позволит преодолеть транспортную изоляцию, обеспечить прямой доступ Кыргызстана на мировые и региональные рынки и значительно увеличить объемы торговли. Кыргызстан также имеет все предпосылки в условиях успешной реализации стратегии ЭПШП для превращения в крупную транзитную зону для передвижения товаров, энергоресурсов.

В качестве вызовов и рисков для национальной следует отметить рост внешнего долга Кыргызстана перед КНР. В настоящее время в республике в качестве основного кредитора вместо международных финансовых институтов выступает КНР и в 2015 г. доля КНР во внешнем государственном долге Кыргызстана – 35% (1,2 млрд. долл . из 3,7 млрд.долл. всего государственного внешнего долга) . В качестве механизма ограничения роста государственного внешнего долга республики перед КНР, в дальнейшем в общем объеме инвестиций из КНР следует упор делать на наращивание объемов прямых инвестиций, направленных на развитие отраслей реального сектора экономики.

Также в качестве растущей угрозы развитию национальной экономики Кыргызстана является крайняя асимметричность внешнеторгового оборота КР и КНР, выражающейся в значительном превышении импорта китайской продукции над экспортом кыргызских товаров( 40:1), что усугубляет проблемы торгового дисбаланса страны.

Также в качестве рисков активной экспансии китайского капитала выступает низкая направленность китайских инвестиционных проектов на решение острых социальных проблем в Кыргызстане, в основном связанных с ростом безработицы и низким уровнем занятости коренного населения в индустриальных отраслях. В республике отмечается высокой уровень безработицы и внешней миграции населения страны в следствии значительного избытка предложения рабочей силы над спросом на нее . В отличии от других иностранных инвесторов ( Канады, России, Турции и др.), в отношении которых правительством страны в определенной степени регламентируется квотировании использования в основном местной рабочей силы, форма предоставления китайских  связанных инвестиций и кредитов не предоставляет такой возможности.

В настоящее время в различных сегментах национальной экономики Кыргызстана отмечается также укрепление иностранных капитала, в частности , российского , турецкого, английского, канадского, на которые вместе с КНР приходится более 90,0% инвестиций в Кыргызстан. Заметно укрепляется позиция российского капитала в связи образованием кыргызско-российского инвестиционного фонда практически во всех ключевых отраслях национальной экономики. Практически не изменятся присутствие канадского капитала, инвестиции из Турции.

КНР последовательно увеличивает свою активность на устоявшихся отраслях национальной экономики. В то же время в таких перспективных отраслях, как сельскохозяйственное производство, переработка сельскохозяйственной продукции, энергетика, туризм, имеющим существенный потенциал для развития активность китайских инвесторов крайне низка. Также в рамках сопряжения Кыргызской Республики для реализации ЭПШП КНР наряду с развитием сотрудничества в указанных выше отраслях следует  активно  развивать  сотрудничество  в  сфере  создания  китайских  промышленных предприятий для производства экспорт ориентированной на рынки ЕАЭС продукции, создавать крупные региональные логистические центры, технопарки и зоны свободной торговли.

Кыргызстан совместно с другими странами  центральной Азии  располагает уникальными возможностями для развития транспортно-логистических коридоров и хабов (в том числе железнодорожных), соединяющих потенциалы Европы и Азии. И в рамках ЭПШП целесообразно развивать тесную кооперацию КНР с центрально-азиатскими странами по реализации различных транзитно- транспортных проектов. В этой связи Кыргызстан возлагает надежды на реализацию строительства железной дорого из КНР в Узбекистан, часть которой пройдет через территорию Кыргызстана. Строительство данной железной дороги через территорию Кыргызской Республики приведет к революции в транспортной системе страны и позволит значительно снизить нагрузку на автомобильный транспорт, являющийся основным грузо -и пассажироперевозчиком. Для Кыргызстана реализация других транспортных масштабных проектов транспортно-логистического пояса ЭПШП потенциально означает создание благоприятных условий для ускоренного социально-экономического развития и интеграции их экономик в рамках реализации ЭПШП КНР.

Важным направлением взаимовыгодного экономического сотрудничества в рамках ЭПШП в ближайшей перспективе должна стать сотрудничество в сфере эффективного использования крупного водно-энергетического потенциала Кыргызстана. До последнего времени ситуация строительства ряда ГЭС на реке Нарын была необоснованно политизирована. Активное привлечение стран Центральной Азии к участию в реализации энергетических проектов ЭПШП КНР создает благоприятные предпосылки для эффективного сотрудничества Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана в решении и этой злободневной проблемы. В рамках энергетического ЭПШП на условиях кооперации указанных стран можно сдвинуть дело строительства каскада ГЭС с мертвой точки, что позволить рационально использовать водно- энергетический потенциал для интересов всех центрально-азиатских стран, а также наращивать производство электроэнергии на экспорт.

Поистине широкие перспективы для сотрудничества стран Центральной Азии в рамках аграрного пояса ЭПШП КНР открываются для развития сельского хозяйства и в целом для модернизации аграрной экономики . Для Кыргызстана важно эффективно трансформировать сельское хозяйство, являющейся приоритетной отраслью национальной экономики, к потребностям ЭПШП и ЕАЭС. В первую очередь наиболее рационально использовать свои богатейшие естественные земельно-водные ресурсы, высокогорные альпийские и субальпийские пастбища и луга для интенсивного развития овцеводства, коневодства и других отраслей животноводства, которые с момента развала СССР, сильно деградированы. В сельском хозяйстве Кыргызстана, как ни в одной стране ЦА, заложен мощный потенциал для сохранения и развития зеленой экономики, производства экологически чистой продукции земледелия и животноводства, спрос на которую растет в регионе и в мире с опережающими темпами.

Весьма перспективны развитие туризма и  туристической отрасли в Кыргызкой  Республике и эффективная трансформация ее в туристический пояс ЭПШП. В ЦА Кыргызстан обладает наиболее уникальным туристическим потенциалом, позволяющем ежегодно принимать до 2,5 млн. туристов ( в 2015г. число  туристов  достигла  1.2  млн.чел). Участие Кыргызстана в развитии туристического пояса ЭПШП должно стать надежным фундаментом для наращивания туристической индустрии на протяжении Великого Шелкового пути от КНР до Европы. Динамичное развитие туризма на возрождении Великого Шелкового пути также создает благоприятные условия для более тесной интеграции стран-участников ЭПШП для эффективного использования природно-рекреационных ресурсов, создания туристических кластеров мирового значения.

Важным фактором превращения Кыргызстана в крупный региональный туристический центр на Великом Шелковом Пути являются ставшее традиционными проведение под эгидой Кыргызстана Всемирных игр кочевников . В 2016 г. в г. Чолпон-Ата КР пошли Вторые Всемирные игры кочевников, в которых приняли участие более 2000 спортсменов. представляющих 60 государств мира , в том числе КНР, России, США, Турции, Индии, Ирана, Казахстана, Узбекистана и др. стран. Проведение Всемирных игр кочевников становится национальным брендом превращения Кыргызстана в крупный региональный центр эко-и этнотуризма и вкладом Кыргызстана в продолжении традиций и миссии Великого Шелкового пути.

Список использованных источников

 

1.Кыргызстан в цифрах в 2015г.: статсборник : http://www.stat.kg

2. Инвестиции в Кыргызской Республике: 2011-2015гг.: статсборник: http://www.stat.kg