Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

Рассмотрено текущее техническое состояние электросетевой отрасли РФ. Разобраны основные проблемы электросетевого комплекса. Приведены основные цели и задачи в развитии региональных электросетевых компаний. Раскрыта концепция интеллектуальной энергосистемы (SmartGrid) как основа государственной политики технологического развития электроэнергетики.

Ключевые слова: реформа электроэнергетики, основные проблемы электроэнергетики, стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, концепция интеллектуальной энергосистемы.

Key words: reform of the electric power industry, the main problems of the electric power industry, the development strategy of the electric grid complex of the Russian Federation, the concept of an intelligent power system (SmartGrid).

Известный физик, лауреат Нобелевской премии Ж. Алферов кратко и емко охарактеризовал отрасль как «локомотив научно-технического прогресса» [1]. Анализ отчетов Всемирного банка показывает структурные сдвиги в мировой экономике. В абсолютном большинстве стран происходит повышение доли услуг и  сокращение доли товаров  в структуре ВВП. В 2005  г. в  целом в  мировой  экономике услуги составили 66% ВВП, промышленность - 30%, сельское хозяйство - 4%, в том числе в России - соответственно 56%, 37% и 7%, в странах с низким доходом - 44%, 33% и 23% [2]. Если при этом учитывать данные и по развитым странам, например США, где согласно данным экспертов ЦРУ [3] в 2006 г. эти показатели составили 80 %, 18 % и 2%, то есть на долю производства пришлось всего 20 % ВВП. Причем, по мнению, высказанному в 2006 г. Г. Грефом, этот показатель может в развитых странах упасть и до 1% в течение следующих 50-80 лет.

К существующим проблемам основной деятельности в электросетевом комплексе согласно данным отчетности за 2013 год и выводам технологического аудита, проведенного независимыми зарубежными консультантами в рамках формирования Стратегии развития ОАО «Россети» [4] в 2013 году, являются:

1.   существенные потери в сетях относительно зарубежных компаний–аналогов – 9,65% в целом по ОАО «Россети» за 2013 г. (по отдельным филиалам ДЗО фактические потери электроэнергии составляют 25% и выше), в том числе: в магистральных сетях – 4,28% против 3,5% в сопоставимых зарубежных электросетевых компаниях; - в распределительных сетях – 8,26% против 7,5% в сопоставимых зарубежных электросетевых компаниях.

2. высокая доля устаревшего оборудования:

по магистральным сетям: объем оборудования со сверхнормативным (более 25 лет) сроком службы —   для   оборудования  подстанций  (ПС)  и  воздушных  линий  электропередачи  (ВЛ):   56%  и   61% соответственно;

по распределительным сетям: объем оборудования со сверхнормативным (более 25 лет, для ВЛ - более 35 лет) сроком службы - для оборудования ПС и ВЛ: 61% и 42% соответственно;

3.   высокие удельные операционные затраты: операционные издержки на потребителя на 40% выше, чем у компаний-аналогов по всей цепочке передачи и распределения электроэнергии;

4.    высокие удельные капитальные затраты: почти в 2 раза выше, чем в странах с аналогичным климатом;

5.     недостаточная клиентоориентированность и недостаточный объем современных сервисов для потребителей;

6.     длительное восстановление: показатели средней продолжительности прекращений передачи электрической энергии более чем в 2 раза выше среднемирового уровня;

7.     высокие многоаспектные требования по экологии: законодательные требования со стороны государства к вопросам экологического развития.

Состояние и надежность активов отрасли определяется инвестициями прошлых лет в их замену и модернизацию. В настоящий момент электросетевой комплекс характеризуется значительным физическим и технологическим устареванием электрических сетей. Доля распределительных электрических сетей, выработавших свой нормативный срок, составляет в 2014 году 50 процентов, 7 процентов электрических сетей выработало 2 нормативных срока. Общий износ распределительных электрических сетей достиг 70 процентов. Износ магистральных электрических сетей составляет около 50 процентов [5].

При этом прирост льготных категорий потребителей по технологическому присоединению за последние годы составляет до 25% ежегодно. Расходы на реновацию и модернизацию замещаются расходами на технологическое присоединение, что создает угрозу для надежности энергоснабжения действующих потребителей.

Введение новых льгот по технологическому присоединению для потребителей до 150 кВт с 2015 года приведет к существенному  росту некомпенсируемых в условиях действующих тарифных ограничений убытков.

Ключевыми тенденциями последних лет является стагнация спроса на электроэнергию и усиление мер по ограничению роста тарифов, что привело в последние годы к дефициту финансирования инвестиционных программ электросетевых организаций.

Установление санкций в отношении компаний финансового сектора и отдельных отраслей экономики Российской Федерации накладывает ограничения на возможность привлечения нетарифных источников финансирования развития электросетевого комплекса, таких как заемные кредитные средства, средства частных инвесторов. При этом возможности использования государственных средств (бюджетные инвестиции, субсидии) также сильно ограничены.

Состояние объектов распределительного ЭСК (электросетевого комплекса) характеризуется следующей долей оборудования со сверхнормативным сроком службы: 63% для ПС (более 25 лет) и 51% для ЛЭП (более 35 лет), при этом доля оборудования, находящегося в эксплуатации более 50 лет для ПС составляет 3%, для ЛЭП - 5%.

Начиная с 1990 года, вследствие объективных экономических условий, сократились темпы реконструкции, технического перевооружения и нового строительства объектов распределительного ЭСК. Результатом стало заметное старение парка эксплуатируемого оборудования.

Общая доля технологических нарушений в электросетевом комплексе по причинам, связанным со старением (износом) оборудования, по итогам 2015 года составила 24%. В связи с этим необходимо обеспечить обновление производственных активов в объемах, достаточных для недопущения роста доли оборудования с длительными сроками эксплуатации.

Согласно Распоряжению Правительства от 13.04.2013г. №511-р [6] утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации и план-график издания нормативных правовых актов для реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации.

В Стратегии особое внимание уделяется деятельности создаваемого открытого акционерного общества "Российские сети" и входящих в него организаций, контролирующих около 70 процентов распределительных и 90 процентов магистральных сетей в России. При этом большинство положений Стратегии, относящихся к открытому акционерному обществу "Российские сети", актуальны и для остальных сетевых организаций.

Основной целью (миссией) деятельности электросетевого комплекса является долгосрочное обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей Российской Федерации путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры по тарифам на передачу электрической энергии, обеспечивающим приемлемый уровень затрат на электрическую энергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность отрасли через адекватный возврат на капитал. Основными приоритетами деятельности магистрального электросетевого комплекса являются поддержание и развитие инфраструктуры (линии и трансформаторы), позволяющей обеспечить выдачу мощности станций и передачу электрической энергии в распределительные сети, а также обеспечение энергетической целостности (безопасности) государства.

В число ключевых задач государственной политики в сфере электросетевого хозяйства входят создание экономических методов стимулирования эффективности сетевых организаций, обеспечение условий для стабилизации тарифов, а также привлечение нового капитала в электросетевой комплекс в объеме, достаточном для модернизации и реконструкции электрических сетей для обеспечения надежности электроснабжения.

Кроме того, в полной мере не реализованы задачи, предусмотренные Стратегией развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации, одобренной в 2006 году. Полностью выполненной можно считать только одну из ее задач - создание крупных и сопоставимых по размерам операционных межрегиональных распределительных сетевых организаций в целях усиления ответственности менеджеров за результаты работы и обеспечение условий для принятия регуляторных решений на основе сравнительного анализа. Другие ключевые задачи выполнены лишь частично. Еще не все крупные региональные сетевые организации перешли на регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала, не реализованы в полном объеме задачи сбора информации о надежности и качестве предоставляемых услуг и установления финансовой ответственности электросетевых организаций за ненадлежащий уровень надежности и качества.

Вместе с тем динамика развития отрасли и всей экономики привела к возникновению дополнительных задач. Тариф на электрическую энергию в России практически исчерпал потенциал роста. Стоимость электрической энергии, получаемой из Единой энергетической системы России, для многих промышленных потребителей приближается к стоимости энергоснабжения от собственных генерирующих мощностей (включая стоимость их строительства), что в том числе приводит к развитию распределенной генерации и уходу потребителей от централизованного энергоснабжения. При этом продолжающееся старение основных фондов отрасли приводит к необходимости значительного увеличения объемов инвестирования в ближайшие годы для удержания уже достигнутых показателей качества и надежности.

Учитывая указанные задачи, в настоящее время для электросетевого комплекса РФ является особенно актуальным переход на концепцию интеллектуальной энергосистемы (SmartGrid).

Практически во всех странах мира в качестве государственной политики технологического развития электроэнергетики и ЭЭС будущего объявлена концепция интеллектуальной энергосистемы (SmartGrid). Эта концепция базируется на интеграции нескольких инновационных направлений во всех звеньях  от производства до потребления электроэнергии, а именно [7]:

-      инновационные технологии и установки для производства, хранения, передачи, распределения и потребления электроэнергии;

-      высокоэффективные средства и технологии измерения, сбора, обработки, хранения, передачи  и представления (визуализации) информации;

-   прогрессивные информационные и компьютерные технологии, в том числе Интернет;

-   высокоэффективные методы мониторинга и управления на базе современных подходов теории управления;

-   активные потребители.

Технология "умной" энергосистемы должна давать потребителям возможности анализировать режимы использования электроприемников использующих электроэнергию, с целью более эффективного управления потреблением электроэнергии [8].

 

Список литературы

 

1.   Алферов, Ж. Энергетика - локомотив научно-технического прогресса /Ж. Алферов // Потенциал. - 2003. - №5 - с.25-27.

2.   Нозик, A.A. Методические основы автоматизированного моделирования и расчета надежности и безопасности автоматизированных систем управления технологическими процессами / A.A. Нозик,A.C. Можаев. - СПб.: ОАО "СПИК СЗМА", 2002.

3.        CIA        —        The        World        Factbook:        United        States//        Интернет-версия:https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/us.html

4.      Стратегия развития ОАО «Россети», утвержденная Советом директоров ОАО «Россети» (утверждено Советом директоров ОАО «Россети» протокол от 07.06.2013 № 122)

5.     Инвестиционная политика ОАО «Россети» (утверждено Советом директоров ОАО «МРСК Центра» протокол от 23.10.2013 № 138)

6.    Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р (ред. от 29.11.2017) «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1738

7.      Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р (ред. от 29.11.2017) «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1738

8.     Энергоэффективный мегаполис – Smart City«Новая Москва»/под ред. В.В. Бушуева, П.А. Ливинского– М.: ИД «Энергия», 2015 г., 76 стр.