Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   Современная политическая ситуация в мире оказывает значительное влияние на экономические процессы происходящие в России. Высокий уровень зависимости от экспорта углеводородных ресурсов делает российскую экономику чувствительной к любым изменениям на политической арене, которая всегда тесно связана с мировым энергетическим рынком. Все более усугубляющийся кризис на Украине и начавшееся противостояние между рядом западных стран и Российской Федерацией приводят к действиям, которые обусловлены не объективной экономической, а субъективной политической мотивацией.

     В современной экономике, которая сильно зависит от грамотного планирования и умения прогнозировать развитие ситуации, очень важен анализ сложившейся обстановки и путей ее дальнейшего развития. Такие сферы как высокие технологии и производство наукоемкой продукции весьма чувствительны к факторам финансовой стабильности и доступа к внешним рынкам сбыта. Инновационное предпринимательство связано с высокими издержками и рисками. Поэтому анализ влияния уже введенных и планируемых пакетов санкций важен для разработки дальнейших планов в развитии высоких технологий и методик государственного регулирования в этой сфере.

    По целому ряду причин крупный бизнес в России тесно связан с государством. В списке крупнейших предприятий России, составленном на основе рейтинга ForbesGlobal 2000,в первой десятке находятся госкорпорации и компании чьи контрольные пакеты акций контролируются государством [1]. Так же мы видим, что в перечне системообразующих организаций России, куда вошли критически значимые предприятия, в основном присутствуют компании с государственным участием [2]. Это означает, что санкции направленные против государства мгновенно отразятся на компаниях, которые являются ―локомотивами развития‖ экономики. Именно крупные корпорации и государственные структуры являются основными инвесторами и игроками на рынке технологических новаций. Они же являются  и потребителями наукоемкой продукции и технологий, которые позволяют им получать дополнительные конкурентные преимущества.

    Вводимые санкции затрагивают как финансовый сектор, так и сферы торговли и научно-промышленного сотрудничества. Полный перечень мер ЕС в отношении РФ опубликован на официальном сайте Евросоюза [3]. Санкции применяются как против отдельных государственных служащих, компаний и организаций, так и против административно-территориальных единиц – Автономной республики Крым и города федерального значения Севастополя. В Крыму устанавливается жесткий запрет на инвестиции в транспортные, инфраструктурные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и прочих полезных ископаемых. Запрещается поставка любого оборудования и технологий для этих секторов, а также оказание для них финансовых, консультационных, инженерных и страховых услуг.

    Таким образом возникают значительные препятствия в развитии этих регионов, которые географически выгодно расположены и имеют несомненные конкурентные преимущества в плане привлечения инвестиций в инфраструктуру.

     Данные меры оказывают влияние на экономику страны в целом:

1.     В марте 2014 года США заморозили инвестиционное и военное сотрудничество с Россией, также были отменены двусторонние переговоры и планирование конференций по этим вопросам. Прекращено лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения. Введен запрет на продажу высокотехнологичных товаров, которые могут усилить боеспособность российской армии, ранее заключенные контракты аннулированы.

2.     Введены ограничения на ввоз критически важных технологий и компонентов необходимых для нормального развития наукоемких производств. Россия по прежнему зависима от готовых технологических решений, которые ранее просто импортировались за валюту. Проблемы обновления техносферы и гарантийного обслуживания уже закупленного оборудования остро встанут перед предпринимателями и чиновниками уже в этом году.

3.     Ужесточены ограничения на предоставление займов и инвестиций для пяти крупных российских банков: «Сбербанка России», ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка». Запрещена выдача им кредитов сроком более 30 дней, приобретение и торговля их новыми облигациями, акциями и подобными финансовыми инструментами сроком обращения более 30 дней. Инновационная сфера весьма чувствительна к финансовой стабильности и доступности «длинных денег». Отсутствие дешевых западных кредитов заставит банки поднимать процентные ставки. Инновации – рискованный бизнес, финансирование которого невозможно только через банковские кредиты. Но проблемы с привлечением «длинных» денег и политическая нестабильность явно отпугнут потенциальных инвесторов и бизнес-ангелов работающих с инновационными стартапами. А структурные подразделения крупных госкорпораций отвечающие за инвестиции в новые проекты будут значительно ослаблены из за санкций и финансового кризиса.

    Еще одним дистабилизирующим фактором стало резкое ослабление рубля на фоне стремительного падения стоимости энергоносителей во второй половине 2014 года. Антикризисные меры ЦБ привели к повышению ключевой ставки до 17% годовых. Подобная ставка ставит все предприятия, работающие в рублевой зоне, в весьма тяжелое положение. Но еще более опасной является абсолютная зависимость бюджета РФ от продажи энергоносителей, которые являются основой валютной выручки. Бюджетные промышленные предприятия будут испытывать колоссальные проблемы с финансированием. И первыми на себе ощутят удар именно подразделения занимающиеся сложным многокомпонентным производством, а так же инновационные структуры, которые сами по себе несут немалые риски даже в благоприятных условиях. И это не говоря уже о резком сужении внутреннего рынка, который и до этого был недостаточен для сбыта наукоемкой продукции.

    Резкое удорожание импортного оборудования и лицензий, а так же надвигающаяся инфляция станут серьезной проблемой как для крупных компаний, так и для малых инновационных фирм. Важно понимать, что основными угрозами являются не прекращение инвестиций, а закрытие доступа на внешние рынки и нарушение технологических цепочек. За прошедшие годы Россия по ряду причин так и не смогла привлечь инвестиции в промышленную и высокотехнологическую сферу. По большей части это связано с географическими и климатическими причинами, издержками и высоким уровнем конкуренции со странами, которые изначально имеют определенные преимущества в промышленном производстве.

     Из поступивших в 2013 году инвестиций в 170,2 млрд. долларов, только 1 миллион долларов пришелся на образование. В обрабатывающую промышленность инвестировано 89,8 миллиардов долларов США. При этом стоит учитывать, что в списке стран инвестирующих в Россию на первом месте стоит Кипр (18% процентов), который является известной оффшорной зоной и часто используется для «оптимизации» налогов [4]. Зачастую эти средства не имеют никакого отношения к иностранным инвесторам, а являются средствами выведенными ранее из России. При таких объемах финансирования невозможно рассматривать иностранные инвестиции в высокотехнологичные отрасли как фактор на основании которого можно выстраивать политику перехода от сырьевой модели экономики к инновационной.

Выводы:

1.     Экономика Российской Федерации стоит на пороге глубокого системного кризиса, который вызван целым комплексом причин. Одним из необходимых условий преодоления кризиса является изменение структуры экономики в сторону промышленного наукоемкого производства и отказ от опоры на экспорт необработанного сырья.

2.     Экономические санкции и ситуация на энергетических рынках делают «догоняющее развитие» невозможным, так как их совокупный эффект губителен для экономики в целом.

3.     Переход к инновационной экономике возможен лишь силами государства, так как на национальном рынке просто нет частных компаний способных профинансировать столь глобальный проект.

4.     В условиях санкций нельзя рассчитывать на долевое участие иностранного капитала  в деле модернизации экономики. Финансирование наукоемких отраслей возможно лишь на бюджетные деньги.

5.     Переход к инновационной экономике будет происходить в условиях недоступности некоторых внешних рынков, запрета на импорт технологий и оборудования, невозможности использовать зарубежные финансовые инструменты. Модернизация потребует развитие внутреннего рынка и изменение общества и структуры экономики в целом.

 

Список литературы

1.     СайтФорбс [Электронный ресурс ]. − Forbes- . – Режим доступа http://www.forbes.com/global2000/, свободный. – Загл. с экрана;

2.     Сайт Минэкономразвития  [Электронный ресурс ]. – Минэкономразвития РФ 2014-. – Режим доступа http://economy.gov.ru/minec/press/doc1242311886548, свободный. – Загл. с экрана;

3.     Eur-Lex [Электронный ресурс ]. EuropeanUnion –2014- . – Режим доступа http://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2014.226.01.0016.01.ENG. – Загл. с экрана;

4.     Сайт Росстата [Электронный ресурс ]. Федеральная Служба Статистики РФ –2014- . – Режим доступа http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/40inv27.htm. – Загл. с экрана.