28 марта 2016г.
В вопросах выбора и использования инструментов менеджмента качества особую роль играет деятельность по управлению:
– ресурсами (работники, инфраструктура, производственная среда и др.);
– процессами жизненного цикла продукции (планирование, проектирование и разработка, производство и обслуживание и др.);
– процессами измерения, анализа и улучшения (измерения удовлетворенности потребителей, внутренние аудиты, измерение и мониторинг продукции и процессов, анализ данных, корректирующие и предупреждающие действия);
– системой менеджмента качества в целом (процессы управленческой деятельности руководства).
Для управления вышеуказанными элементами большое значение имеет информация. В соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001 и ГОСТ РВ 0015-002 в СМК необходимо определить процессы внутреннего обмена информацией.
В [1] введены два термина – информационный процесс и информационный поток, которые определены следующим образом:
Информационный процесс – обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.
Информационный поток – направленное движение информации, при условии, что у этой информации есть общий источник и общий потребитель.
Для каждого потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность. Адекватность информации – определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п. [1].
Для обеспечения результативности и эффективности использования инструментов менеджмента качества выделим требования к ее качеству. Информация должна быть: репрезентативной; содержательной; достаточной; доступной; актуальной; своевременной; точной; достоверной; устойчивой.
Авторы [1] вышеперечисленные требования к информации называют основными показателями качества информации.
Информационный процесс осуществляется посредством информационных потоков [1], которые делятся на внутренние и внешние.
Применительно к использованию инструментов менеджмента качества организацию информационных потоков представим в виде схемы (Рисунок 1).
Предлагаемая схема информационных потоков отличается установлением различных видов связей между всеми сторонами, оказывающими влияние на функционирование СМК, в частности введены диагональные связи.
Внешние информационные потоки определяют взаимодействие между предприятием (организацией), потребителем (заказчиком, в т.ч. ВП МО РФ), вышестоящими организациями (например, концерн, в который входит предприятие (организация), органы исполнительной власти), надзорными органами (органами по сертификации, аккредитации и др.), а также конкурентами.
Внутренние информационные потоки отражают взаимодействие между высшим руководством, руководителями подразделений и сотрудниками.
Информационные потоки будем формировать с использованием прямой, обратной, диагональной, горизонтальной связей, что позволит выполнить требования к качеству информации, реализовать принципы ориентации на потребителя, вовлечения работников, лидерства руководства.
По
прямой связи передается информация, касающаяся принятых решений по выбору и использованию инструментов менеджмента качества, которые сформированы в соответствии с информацией о факторах внутренней и внешней среды предприятия (организации). По обратной связи передается отчетная информация об использовании инструментов менеджмента качества, результативности и эффективности их использования. По диагональной связи согласовывают деятельность между подразделениями по
выбору и использованию инструментов менеджмента качества. По горизонтальной связи происходит обмен информацией между сотрудниками или руководителями подразделений одного уровня управления.
Исходя из вышесказанного, представим схему информационных потоков при выборе и использовании инструментов менеджмента качества (Рисунок 2).
Информационные потоки будем формировать в двух сферах:
1) внешняя среда: вышестоящие организации, потребители, надзорные органы, конкуренты ↔ предприятие (организация) в целом;
2)
внутренняя среда предприятия (организации): сотрудники подразделений ® руководители
подразделений ® представитель руководства по
качеству ® совет по качеству (ПДКК) ® генеральный директор
® совет по качеству (ПДКК) ® представитель руководства по качеству ® руководители подразделений ®
сотрудники подразделений.
Представленная схема информационных потоков при выборе и использовании инструментов менеджмента качества отличается распределением видов информации по информационным потокам и связям
для принятия обоснованных решений. Это позволяет обеспечить прохождение информации по всем уровням управления предприятия (организации).
Список литературы
1.
Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2004.