Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПРОБЛЕМАХ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ КАПИТЕЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Поскольку развитие научно-технического прогресса в строительстве предъявляет высокие требования к составу и качеству рабочей силы, одним из важнейших механизмов повышения эффективности отрасли является кадровое планирование. По сути, это планирование потребности в трудовых ресурсах необходимой численности и квалификации. При этом главной задачей кадрового планирования является заполнение рабочих мест отрасли на длительную перспективу с учетом постоянного технического и технологического обновления строительного производства.

Процесс кадрового планирования капитального строительства представляет собой комплексную задачу, для решения которой необходимо учитывать большое число независимых переменных — стратегии развития отрасли, изменение численности населения, технологии и инновации, состояние образовательного сектора, потребительский спрос на строительную продукцию и др. [1].

Поскольку кадровое планирование подразумевает не только количественное, но и качественное планирование трудовых ресурсов, то с учетом временного интервала на подготовку специалистов необходимой квалификации (4 – 6 лет) актуальным становится перманентное среднесрочное кадровое планирование с внесением текущих корректировок [2].

Процесс кадрового планирования капитального строительства состоит из трех этапов:

1.                        Анализ данных о текущих и будущих потребностях отрасли в трудовых ресурсах с учетом долгосрочных целей ее развития – выполняется оценка спроса и предложения человеческих ресурсов на территориально-отраслевом рынке труда, в результате которой определяется разница - избыток или дефицит трудовых ресурсов.

2.                        Прогнозирование количества и качества трудовых ресурсов (специальность, квалификация, специальные навыки), необходимых для удовлетворения установленных целей развития отрасли – рассматривается вопрос доступности человеческих ресурсов, на которые влияют такие факторы, как демографическая ситуация, уровень заработной платы в отрасли, уровень мобильности человеческих ресурсов, уровень безработицы и т.д.

3.                        Разработка кадрового плана или стратегия по устранению несбалансированности кадров строительной отрасли на основе современных методов планирования.

Таким образом, кадровое планирование капитального строительства следует рассматривать в качестве инструмента, позволяющим уравновесить спрос и предложение трудовых ресурсов в отраслевой системе.

В настоящее время кадровому планированию строительства уделяется недостаточное внимание при том, что потребность в  квалифицированных кадрах постоянно увеличивается. Крупные строительные предприятия пытаются решить свои кадровые проблемы собственными силами. Для этого в их структуре создаются специальные учебно-практические подразделения с собственными учебными программами. Отметим, что такого рода шаги могут лишь снять остроту проблемы, но не способны решить ее в полной мере. Для кардинального решения, по нашему мнению, необходимо тесное сотрудничество с профильными учебными заведениями на государственном уровне, путем подготовки и реализации долгосрочной стратегии развития строительной отрасли [3].

Так, комитетом по профессиональному образованию ассоциации «Национальное объединение строителей» была разработана и утверждена 25 февраля 2016 г. «Концепция развития системы дополнительного профессионального образования в строительной отрасли» с целью создания единой системы взглядов на содержание, принципы и основные подходы к формированию отраслевой политики в области дополнительного профессионального образования. Реализация предложенной концепции является ключевой для развития системы непрерывного образования в строительстве и всестороннего развития специалистов на различных этапах их деятельности.

Одновременно с активизацией работ по кадровому планированию потребуется модернизация и развитие образовательного сектора, направленные на удовлетворение потребностей капитального строительства региона в трудовых ресурсах.

Современный специалист строительной отрасли должен быть готовым как в образовательном, так и творческом плане к модернизации производства, применению инновационных технологий [4,5].

Внедрение инновационных строительных технологий потребует привлечения новых более эффективных форм обучения специалистов в системе капитального строительства, максимально сокращающих «разрыв» между теорией и практикой. В этой связи для подготовки, например, инженерно- технических работников следует выделить систему «общетеоретическая подготовка+обучение практическим навыкам + научно-исследовательская работа». Для руководителей должно быть предусмотрено не реже 1 раза в 3 года обязательное повышение квалификации по специальным программам, совокупность которых должна быть разработана с учетом потребностей обучаемых и приспособлена к конкретным условиям.

Эффективной, на наш взгляд, является подготовка кадров для капитального строительства региона, состоящая из следующих этапов (рис.1):

I. Планирование кадров.

II.   Разработка системы мероприятий по подготовке кадров.

III.   Отбор, профориентация и определение направления подготовки кадров.

IV.   Собственно подготовка кадров.

V.   Адресное направление кадров, прошедших обучение и повышение квалификации.


Планирование и подготовка кадров для капитального строительства отрасли как подсистемы регионального строительного комплекса (РСК), неразрывно связаны с программированием его развития. Так, в процессе разработки программ развития РСК определяются перспективные направления его деятельности, объемы и темпы строительства с учетом применения инновационных технологий, потребности в материальных и трудовых ресурсах и пр. Данная информация является ориентиром для системы отраслевой подготовки кадров. В свою очередь строгое исполнение планов по подготовке кадров способствует эффективной реализации целевых программ развития строительного комплекса и всех его подсистем, включая капитальное строительство.

 

Список литературы

 

1.     Кадровая политика и кадровое планирование : учебник для вузов / Ю. Г. Одегов, М. Г. Лабаджян. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 444 с.

2.     Акулова И.И., Праслов В.А. Сценарное прогнозирование потребности капитального строительства в кадрах рабочих профессий // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 2 (55). С. 267 – 273.

3.     Колмыкова М.А., Христофорова М.А. Современные социально-экономические проблемы строительной отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 5-1 (22). С. 23-25.

4.     Беляева Г.Д., Макарец А.Б., Федоренко Г.А. Подготовка кадров для инновационной экономики в условиях модернизации системы высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. – № 6.

5.Акулова И. И., Праслов В. А. К вопросу о модернизации и развитии системы подготовки кадров для строительного комплекса / Наука и инновации в строительстве SIB - 2008. Материалы международного конгресса. 2008. С. 25-31.