Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОНИТОРИНГ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Образование как целенаправленная деятельность по получению знаний и умений является одной из важнейших в жизни человека. В современном развитии России роль образования определяется необходимостью преодолеть отставание страны от глобальных тенденций социально-экономического прогресса, чему препятствует ряд проблем, связанных с состоянием сферы образования, отсутствие четкого понимания причин их возникновения. Для выявления источников проблем необходимы современные аналитические инструменты, разработка которых является стратегической задачей государственного управления сферой образования. Развитие аналитического инструментария осуществляется в задачах оценки качества образования на основе принципов объективности, прозрачности, открытости  для экспертного мнения и общественного участия. Необходимость учета того факта, что образование постоянно встает перед новыми вызовами, требует нестандартных подходов к аналитической практике, и в этом отношении мониторинг сферы образования является современным инструментом диагностики, с помощью которого можно оценить качество образования, выявить проблемы, мешающие его динамическому развитию, установить причины отставания и способы их устранения.

На макроэкономическом уровне мониторинг является инструментом государственного регулирования сферы образования и элементом системы оценки качества образования, в практике управления образовательными организациями – эффективным средством обоснования стратегии, отвечающей политике страны и учитывающей глобальный контекст развития сферы образования[3].

Основные условия, которые, по мнению ряда авторитетных ученых, определяют в настоящее время вектор развития сферы образования, являются, во-первых, лавинообразное обновление технологий, которое вызывает необходимость так организовать систему образования, чтобы она приобрела способность обучать людей на протяжении всей жизни; во-вторых, движение к полностью информационной экономике, обусловливающей значимость информационных компетенций; в третьих, высочайшая диверсификация экономики и рост конкуренции, вызывающие сокращение сферы низкоквалифицированного труда, изменение структуры занятости и, в итоге, потребность в непрерывном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; в четвертых, возрастание значимости человеческого капитала, который в развитых странах составляет до 70-80% национального богатства.

В таких условиях ситуацию в сфере образования России характеризуют как кризисную, указывают на то, что разворачивается она на фоне позитивных общемировых трендов[1, 2]. Рост массовости образования дает основание говорить о переходе к всеобщему высшему образованию в  экономически развитых странах. Коммерциализация высшего образования сформировала целую отрасль мирового хозяйства и международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в десятки миллиардов долларов, с объемом потребительского спроса в несколько миллионов студентов. Информатизация образования, вызванная взрывным развитием цифровых технологий и средств сети «Интернет» привела к потере уникальности содержания предметного знания, к его массовой доступности.

Сложившиеся условия развития определяют задачи мониторинга сферы образования, в числе которых систематический сбор, обработка и анализ информации могут быть использованы для контроля качества образования и улучшения процесса принятия решений. Размещение информации в открытых источниках необходимо для информированности общественности о состоянии сферы образования и используется как инструмент обратной связи в реализации проектов, программ, выработанной образовательной политики.

Основанием для проведения мониторинга являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статьи 97) [4] и Правила осуществления мониторинга системы образования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 [5].

Согласно существующему порядку мониторинг проводится органами государственной власти, а в перечень обязательной  информации входят  детализированные по уровням образования показатели доступности образования, содержания образовательной деятельности, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения, условий получения образования, включая параметры сети образовательных организаций и их финансово-экономической деятельности.

Существующая практика мониторинга решает инструментальные задачи контроля качества в системе образования, однако, в оценке проблем ее возможности ограничены слабым восприятием условий развития сферы образования. Проблема ограниченности мониторинга как инструмента управления требует решения ряда методических и организационных вопросов, к числу которых относится, прежде всего, расширение числа показателей до целостного информационного комплекса, отражающего сравнительное состояние сферы образования, в том числе, на уровне субъектов РФ.В современной мировой практике в качестве эффективной технологии такого – проблемного - мониторинга сферы образования традиционно используют методы бенчмаркинга, основная идея которого заключается в выявлении и адаптации передового опыта решения проблем развития к условиям собственной организации или территории. Бенчмаркингу в сфере образования посвящено много исследований, авторы которых разделяют общие взгляды, согласно которым бенчмаркинг реализует в комплексе операционный и стратегический подходы к мониторингу вузов (или организаций других уровней образования).Однако для решения проблем развития сферы образования возможности бенчмаркинга используются не достаточно полно, поскольку в составе показателей мониторинга отсутствуют оценки территориальных систем образования, их вклада в развитие экономики российских регионов. Повысить эффективность мониторинга, создать целостный информационный комплекс могли бы относительные показатели, увязывающие характеристики развития региональной вузовской сети и экономики субъекта РФ. Так, показатели динамики образовательных организаций Самарской области отражают общероссийскую тенденцию сокращения их числа (таблица 1).


Таблица 1- Динамика образовательных организаций Самарской области

 

Показатель, ед.

 

2011

 

2012

 

2013

 

2014

 

2015

Базисный темп

роста, %

Число дошкольных образовательных организаций

 

641

 

629

 

378

 

367

 

359

 

56,0

Число общеобразовательных организаций

 

 

958

 

 

942

 

 

914

 

 

904

 

 

894

 

 

93,3

Число организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих

 

26

 

18

 

11

 

11

 

11

 

42,3

Число образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена

 

64

 

69

 

74

 

63

 

62

 

96,9

Число образовательных организаций

высшего образования

29

29

28

28

26

92,8

 

Также как и показатели распределения, демонстрирующие отсутствие роста удельного веса лиц с высшим образованием, занятых в экономике субъекта (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение численности занятых в экономике Самарской области по уровню образования (в % к итогу)

Уровни образования

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

Высшее профессиональное

33,7

34,8

35,6

37,4

35,8

Среднее профессиональное

28,7

32,4

28,7

28,4

31,5

 

Продолжение таблицы 2

 

1

2

3

4

5

6

Начальное профессиональное

16,3

14,3

15,6

16,1

16,6

Среднее (полное) общее

17,7

15,9

16,9

16

12,9

Основное общее

3,5

2,4

2,9

2

3,1

Не имеют основного общего образования

 

0,2

 

0,2

 

0,2

 

0,1

 

0,1

 

Но при сравнении с индикаторами регионального развития, такими,например, как удельный вес инновационной продукции в структуре выпуска (сократился в регионе с 21,5% до 19,1%) показатели состояния сферы образования выявляют проблему потери темпов инновационного развития, вызванную сокращением образовательного потенциала [6].

 

Список литературы

 

1.                   Волков А.Е. Высшее образование: повестка 2008-2016 / А.Е. Волков, Д.В. Ливанов, А.А. Фурсенко // Российское образование: тенденции и вызовы : сб. ст. и аналит. докл. – М. : Дело, 2009.– 400 с.

2.                   Мельник В.В. Глобальные тенденции и особенности модернизации высшего профессионального образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2011.№ 5. С. 58-63.

3.                   Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"//Режим доступа: http://base.garant.ru

4.                   Федеральный закон от 29.12.2012 №273-фз (ред. От 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации»//Режим доступа: http://base.garant.ru

5.                   Правила осуществления мониторинга системы образования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662// Режим доступа: http://base.garant.ru/70429494/

6.                   http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/