29 января 2017г.
Образование как целенаправленная деятельность по получению знаний и умений является одной из важнейших в жизни человека. В современном развитии России роль образования определяется необходимостью преодолеть отставание страны от глобальных тенденций социально-экономического прогресса, чему препятствует ряд проблем, связанных с состоянием сферы образования, отсутствие четкого понимания причин их возникновения. Для выявления источников проблем необходимы современные аналитические инструменты, разработка которых является стратегической задачей государственного управления сферой образования. Развитие аналитического инструментария осуществляется в задачах оценки качества образования на основе принципов объективности, прозрачности, открытости для экспертного мнения и общественного участия. Необходимость учета того факта, что образование постоянно встает перед новыми вызовами, требует нестандартных подходов к аналитической практике, и в этом отношении мониторинг сферы образования является современным инструментом диагностики, с помощью которого можно оценить качество образования, выявить проблемы, мешающие его динамическому развитию, установить причины отставания и способы их устранения.
На макроэкономическом уровне мониторинг является инструментом государственного регулирования сферы образования и элементом системы оценки качества образования, в практике управления образовательными организациями – эффективным средством обоснования стратегии, отвечающей политике страны и учитывающей глобальный контекст развития сферы образования[3].
Основные условия, которые, по мнению ряда авторитетных ученых, определяют в настоящее время вектор развития сферы образования, являются, во-первых, лавинообразное обновление технологий, которое вызывает необходимость так организовать систему образования, чтобы она приобрела способность обучать людей на протяжении всей жизни; во-вторых, движение к полностью информационной экономике, обусловливающей значимость информационных компетенций; в третьих, высочайшая диверсификация экономики и рост конкуренции, вызывающие сокращение сферы низкоквалифицированного труда, изменение структуры занятости и, в итоге, потребность в непрерывном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; в четвертых, возрастание значимости человеческого капитала, который в развитых странах составляет до 70-80% национального богатства.
В таких условиях ситуацию в сфере образования России характеризуют как кризисную, указывают на то, что разворачивается она на фоне позитивных общемировых трендов[1, 2]. Рост массовости образования дает основание говорить о переходе к всеобщему высшему образованию в экономически развитых странах. Коммерциализация высшего образования сформировала целую отрасль мирового хозяйства и международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в десятки миллиардов долларов, с объемом потребительского спроса в несколько миллионов студентов. Информатизация образования, вызванная взрывным развитием цифровых технологий и средств сети «Интернет» привела к потере уникальности содержания предметного знания, к его массовой доступности.
Сложившиеся условия развития определяют задачи мониторинга сферы образования, в числе которых систематический сбор, обработка и анализ информации могут быть использованы для контроля качества образования и улучшения процесса принятия решений. Размещение информации в открытых источниках необходимо для информированности общественности о состоянии сферы образования и используется как инструмент обратной связи в реализации проектов, программ, выработанной образовательной политики.
Основанием для проведения мониторинга являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статьи 97) [4] и Правила осуществления мониторинга системы образования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 [5].
Согласно существующему порядку мониторинг проводится органами государственной власти, а в перечень обязательной информации входят детализированные по уровням образования показатели доступности образования, содержания образовательной деятельности, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения, условий получения образования, включая параметры сети образовательных организаций и их финансово-экономической деятельности.
Существующая практика мониторинга решает инструментальные задачи контроля качества в системе образования, однако, в оценке проблем ее возможности ограничены слабым восприятием условий развития сферы образования. Проблема ограниченности мониторинга как инструмента управления требует решения ряда методических и организационных вопросов, к числу которых относится, прежде всего, расширение числа показателей до целостного информационного комплекса, отражающего сравнительное состояние сферы образования, в том числе, на уровне субъектов РФ.В современной мировой практике в качестве эффективной технологии такого – проблемного - мониторинга сферы образования традиционно используют методы бенчмаркинга, основная идея которого заключается в выявлении и адаптации передового опыта решения проблем развития к условиям собственной организации или территории. Бенчмаркингу в сфере образования посвящено много исследований, авторы которых разделяют общие взгляды, согласно которым бенчмаркинг реализует в комплексе операционный и стратегический подходы к мониторингу вузов (или организаций других уровней образования).Однако для решения проблем развития сферы образования возможности бенчмаркинга используются не достаточно полно, поскольку в составе показателей мониторинга отсутствуют оценки территориальных систем образования, их вклада в развитие экономики российских регионов. Повысить эффективность мониторинга, создать целостный информационный комплекс могли бы относительные показатели, увязывающие характеристики развития региональной вузовской сети и экономики субъекта РФ. Так, показатели динамики образовательных организаций Самарской области отражают общероссийскую тенденцию сокращения их числа (таблица 1).
Таблица 1- Динамика образовательных организаций Самарской области
Показатель, ед.
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Базисный темп
роста, %
|
Число дошкольных образовательных организаций
|
641
|
629
|
378
|
367
|
359
|
56,0
|
Число общеобразовательных организаций
|
958
|
942
|
914
|
904
|
894
|
93,3
|
Число организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих
|
26
|
18
|
11
|
11
|
11
|
42,3
|
Число образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена
|
64
|
69
|
74
|
63
|
62
|
96,9
|
Число образовательных организаций
высшего образования
|
29
|
29
|
28
|
28
|
26
|
92,8
|
Также как и показатели распределения, демонстрирующие отсутствие роста удельного веса лиц с высшим образованием, занятых в экономике субъекта (таблица 2).
Таблица 2 - Распределение численности занятых в экономике Самарской области по уровню образования (в % к итогу)
Уровни образования
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Высшее профессиональное
|
33,7
|
34,8
|
35,6
|
37,4
|
35,8
|
Среднее профессиональное
|
28,7
|
32,4
|
28,7
|
28,4
|
31,5
|
Продолжение таблицы 2
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Начальное профессиональное
|
16,3
|
14,3
|
15,6
|
16,1
|
16,6
|
Среднее (полное) общее
|
17,7
|
15,9
|
16,9
|
16
|
12,9
|
Основное общее
|
3,5
|
2,4
|
2,9
|
2
|
3,1
|
Не имеют основного общего образования
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
Но при сравнении с индикаторами регионального развития, такими,например, как удельный вес инновационной продукции в структуре выпуска (сократился в регионе с 21,5% до 19,1%) показатели состояния сферы образования выявляют проблему потери темпов инновационного развития, вызванную сокращением образовательного потенциала [6].
Список литературы
1. Волков А.Е. Высшее образование: повестка 2008-2016 / А.Е. Волков, Д.В. Ливанов, А.А. Фурсенко // Российское образование: тенденции и вызовы : сб. ст. и аналит. докл. – М. : Дело, 2009.– 400 с.
2. Мельник В.В. Глобальные тенденции и особенности модернизации высшего профессионального образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2011.№ 5. С. 58-63.
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"//Режим доступа: http://base.garant.ru
4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-фз (ред. От 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации»//Режим доступа: http://base.garant.ru
5. Правила осуществления мониторинга системы образования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662// Режим доступа: http://base.garant.ru/70429494/
6. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/