Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЫНКА МУСУЛЬМАНСКИХ ТОВАРОВ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   В настоящее время на фоне различных процессов в российском обществе возрождается религиозная идентичность граждан, что в том числе наблюдается в среде мусульманского населения России. Так, с 2010 г. проводится ежегодная московская международная выставка «MoscowHalalExpo» (г. Москва), с 2010 г. – ежегодная международная выставка ярмарка «Kazanhalal» (Казань), с 2013 г. –ежегодная международная выставка «Каспий Халяль Экспо» (Махачкала).

     К рынку мусульманских товаров можно отнести следующие категории:

1.   Продовольственные товары: мясо дозволенных животных, забитых по нормам Ислама; полуфабрикаты из халяльного мяса; кондитерские изделия с использованием элементов, имеющих дозволенное с точки зрения шариата происхождение (желатин, молочная сыворотка и пр.); детское питание-халяль и пр.

2.     Непродовольственные товары: парфюмерия и косметика, выпускаемая исключительно по нормам исламского права; конфессиональная исламская одежда и пр.

3.     Нефинансовые услуги: общественное питание, содержащее исключительно халяльную продукцию; фитнес-центры, спа-салоны, парикмахерские с соблюдением норм Ислама; издательство исламских журналов, книг; халяльный туризм; медицина и пр.

    Более подробно одозволенных с точки зрения Ислама видов деятельности можно найти в монографии «Теория и практика ведения коммерческой деятельности по Шариату» [6, 4].

    Несмотря на данное обстоятельство, вопросы, связанные с развитием рынка мусульманских товаров мало изучены в академической среде. Одним из важных направлений в этой области является вопрос повышения эффективности предприятий исследуемого сегмента рынка на основе оценки ключевых показателей.

    Несмотря на то, что терминологическая    сущность и содержание, вкладываемые в понятие «эффективность», менялись в процессе развития общества, большинство исследователей рассматривают эффективность именно с экономической стороны. Однако даже в таком ракурсе важно понимать, что достижение эффективности деятельности коммерческой организации, в т. ч. использования финансовых ресурсов, имеет своей конечной целью не только получение и максимизацию прибыли, но и непрерывность хозяйственного процесса, удовлетворение изменяющихся потребностей населения и др. Американский социолог Т. Парсонс выделил ряд функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнить, чтобы выжить и добиться успеха: адаптация; достижение целей; интеграция; легитимность. Для выживания и успешной деятельности организация должна обладать способностью к адаптации к условиям внешней среды, достигать поставленных целей, интегрировать свои части в единое целое и быть признанной людьми и другими организациями [1]. В нашем случае идеи этого ученого можно понять следующим образом. Любая коммерческая организация имеет влияние как на внутренних субъектов, так и на внешних. Безусловно, что оно должны быть позитивным. Под адаптацией внешней среде можно понимать учет специфики рынка, региона, страны. Для предприятий, функционирующих в России, это немаловажно, так как зачастую внешние условия крайне существенны. Достижение целей предполагает ориентацию на экономическую составляющую. К интеграции скорее лучше отнести хозяйственные связи с поставщиками и покупателями, взаимоотношения с конкурентами, отношение к населению региона в целом и т. д. Легитимность же соотносится с законодательством страны, в которой осуществляется деятельность. В результате позитивное влияние должно быть в отношении социального, законодательного и природоохранного аспектов. Например, говоря о коммерческих организациях, социальные цели, которые предусматривают сокращение рабочего времени, улучшение социального обеспечения в старости и пр., дают гарантии занятости, снижения бедности и др. Природоохранный аспект нацеливает предприятия на предотвращение ущерба окружающей среде путем снижения уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшения количества отходов и их переработки, устранения шума и др.

     Известно также, что любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому культурные факторы этой среды, в числе которых установки, жизненные ценности, национальные традиции населения и др. непосредственно влияют на организацию. Влияние же религиозного аспекта зачастую велико. В контексте исламского ведения бизнеса такой пункт первичен. На этой основе предлагается включать в понятие эффективности использования финансовых ресурсов коммерческой организации четыре компоненты (Рисунок 1).


Рис.1. Предлагаемые аспекты в определении эффективности деятельности предприятия рынка мусульманских товаров

     Последовательность, выделенная автором на Рисунке 1, не случайна. Так, если предприятие рынка мусульманских товаров будет экономически успешным, но сама деятельность будет запретной согласно исламскому праву, его нельзя признать эффективным. С другой стороны, соблюдение норм исламского права может быть на фоне убыточной деятельности, что также не позволит назвать бизнес эффективным, ведь в общепризнанном смысле цель создания коммерческого предприятия – максимально приумножить вложения.

    В итоге крайне актуально проводить оценку состояния и развития предприятий рынка мусульманских товаров на основе финансовых коэффициентов в первую очередь с экономического и религиозного аспектов. В одном из хадисов сказано (смысл): «Поистине, Аллах предписал всѐ делать наилучшим образом…» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима). Данное изречение Пророка Мухаммада является фундаментальной основой жизни человека. В первую очередь, слово «правильно» относится к вопросу соблюдения исламского права. В том числе и по данной причине автор труда поставил религиозный аспект на первое место. С точки зрения исламского права и экономической составляющей, на взгляд автора, важно, чтобы предприятие рынка мусульманских товаров имело высокую деловую активность [2], платежеспособность [3] и финансовое состояние [8], на фоне эффективно используемых активов [5] и привеченных финансовых ресурсов [7]. При этом автор умышленно перечислил их в определенной последовательности. В первую очередь, затронута деловая активность, так как она связана с экономической отдачей, что, как было установлено выше, является важнейшей чертой исламского ведения бизнеса. Вопрос взаимоотношений с кредиторами – это принципиальный момент в исламском праве. Отдавать долги и делать это вовремя, неразрывно связано с темой платежеспособности. Для успешного функционирования коммерческой организации важно, чтобы благоприятная ситуация наблюдалась в долгосрочной перспективе, что актуализирует изучение и оценку финансовой устойчивости предприятия рынка мусульманских товаров.

    Указанные направления анализа более подробно раскрыты в опубликованных работах автора, что позволяет не затрагивать их в данной статье.

 

Список литературы

1.     Глушаков, В. Сильная корпоративная культура — основа инновационного развития предприятий. Наука и инновации [Текст]: монография/ В. Глушаков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 150 с.

2.     Шовхалов  Ш.А.  Анализ  деловой  активности  коммерческой  организации:  шариатский  взгляд  /Экономический анализ: теория и практика. № 27 (378). М.: Финансы и кредит, 2014 г. С. 35-43.

3.     Шовхалов    Ш.А.      Анализ     платежеспособности    коммерческой     организации:    шариатский    взгляд.Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, №3, 2014 г.

4.     Шовхалов Ш.А. Ограничения в деятельности коммерческих организаций с позиции Ислама / Актуальные проблемы социально-экономического развития России. № 4. М.: Наука-Бизнес-Паритет, 2012 г. С. 106-110

5.     Шовхалов Ш.А. Принципы формирования активов коммерческой организации: шариатский взгляд. Финансы и кредит. № 37 (565). М.: Финансы и кредит, 2013 г. С. 24-29

6.     Шовхалов Ш.А. Теория и практика ведения бизнеса по Шариату: монография / Ш.А. Шовхалов. - Красноярск, 2013. - 125 с.

7.     Шовхалов Ш.А.Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд. Финансы и кредит.№ 8 (536). М.: Финансы и кредит, 2013 г. С. 58-61

8.     Шовхалов Ш.А. Финансовое состояние коммерческой организации: шариатский взгляд. Экономический анализ: теория и практика. № 9 (360). М.: Финансы и кредит, 2014 г. С. 49-53.