Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЕРТОЛЕТНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Экономические и геополитические изменения во многом задают направление развития различным сферам бизнеса. В последние годы в Московском регионе активизировано предложение по коммерческим вертолетным авиаперевозкам. Однако, наряду с увеличением объема предоставляемых пассажирам услуг, существует множество факторов, которые сдерживают развитие данного сегмента рынка.

В ходе проведения исследования выявлено, что парк вертолетов структурирован неравномерно, большую часть составляет военная техника и тяжелые вертолеты. Динамика изменения мирового парка вертолетов показана на Рисунке 1. Спрос на гражданские вертолеты на мировом рынке сокращается. По итогам 2014 года количество поставленных гражданских вертолетов в мире составило 1060 единиц, сократившись по сравнению с 2013 годом на 10% [1]. За первые три месяца 2015 года падение поставок достигло 18%. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации производителей воздушных судов авиации общего назначения.


Такое противоречие роста численности мирового парка с падением поставок связано как с окончанием цикла насыщения устаревших моделей вертолетов из парков авиакомпаний, так и с политическими конфликтами и экономической нестабильностью в ряде стран. Снижение стоимости нефти также оказывает влияние на тенденции рынка гражданских вертолетов. С одной стороны, низкие цены на нефть и топливо для авиационной техники увеличивают спрос на вертолетную технику и рост производства. С другой стороны, в таких странах как Россия, где добыча и реализация полезных ископаемых является ключевой статьей пополнения бюджета страны, уменьшение доходов от нефтедобычи и продажи отражаются на темпах экономического роста, что приводит к сокращению спроса на вертолетную технику. Из-за падения цены на нефтяные продукты нефтедобывающие компании, которые являются постоянными заказчиками вертолетной техники, также вынуждены сокращать свои расходы. Все эти факторы отражаются не только на деятельности машиностроительных предприятий, но и на темпах развития коммерческих вертолетных авиаперевозок.

На данный момент российский парк гражданских вертолетов имеет потребность в замене устаревшей техники [4]. Ограниченное предложение в секторе легких вертолетов со стороны отечественного производителя вынуждает эксплуатантов закупать технику у зарубежных поставщиков [2]. Однако, повышенный уровень импорта негативно влияет на состояние отечественного парка, на российских производителей и на экономику страны в целом. Поскольку появляется риск, связанный с зависимостью от комплектующих, сервисного обслуживания и т.д., предоставляемых зарубежными поставщиками. К тому же импорт легких вертолетов сказывается на технологическом отставании в отечественном производстве. Большую роль при эксплуатации зарубежной техники в российских условиях играют риски, связанные с использованием вертолетов в климатических условиях нашей страны. Необходимо учитывать и особенности инфраструктуры.

Изучив данные аварийных посадок самолетов и вертолетов с 1991 по 2015 годы, выявлены ключевые причины возникновения авиационных происшествий в России [3]. В такой высокотехнологической отрасли человеческой деятельности, как авиация, правильное понимание возможностей и ограничений человека и его поведения в эксплуатационном контексте является главным для обеспечения безопасности полетов. Об этом свидетельствуют  результаты  проведенного  анализа  причин  возникновения  авиационных  происшествий (Рисунок 2). 



Для того, чтобы сократить количество авиационных инцидентов, необходимо проводить работу по увеличению надежности со стороны человека. Предлагается обращать внимание на психофизиологические возможности и ограничения каждого из членов не только экипажа, но и сотрудников, причастных к обеспечению безопасности полета.

Как показывают результаты анализа, влияние человеческого фактора не является единственной причиной возникновений авиационных происшествий. Так, в заключениях расследований инцидентов, члены комиссии фиксируют отказы авиационной техники. Происходит это по разным причинам: устаревание агрегатов воздушного судна, производственный дефект, технические неполадки. Несмотря на то, что в сегменте коммерческих вертолетных авиаперевозок на сегодняшний момент происходит эксплуатация в основном техники зарубежного производства, это еще не говорит о ее надежности по сравнению с отечественными аналогами. На данный момент вертолетная техника отечественных и зарубежных производителей имеет как сильные, так и слабые стороны. В Табл.1 представлены результаты анализа возможности и целесообразности наполнения рынка отечественной гражданской вертолетной техникой.


 Таблица 1

Достоинства и недостатки при эксплуатации отечественных гражданских вертолетов


Достоинства российских вертолетов

(на примере Ка-226)

Недостатки коммерческой эксплуатации

российских вертолетов

Сопоставимость        по         стоимости        двухдвигательных

отечественных         вертолетов        с         однодвигательными зарубежными

Российские          вертолеты          вынуждены

конкурировать с западными вертолетами вторичного рынка (их  стоимость приобретения низкая, ресурс – большой), при низкой узнаваемости бренда и слабых организационно-финансовых возможностях коммерческого сопровождения разработок

Многофункциональность вертолетов, спроектированных по

модульному          принципу,           широкие           возможности диверсификации применения, высокая производительность

Отсутствует        в        линейке        гражданских

вертолетов техника со взлетной массой 1,5-3,5 тонн

Широкие  возможности  использования  в  коммерческих

целях, при реализации программ развития альтернативных видов транспорта

Отсутствуют        двигатели        отечественного

производства для установки на отечественную технику

Низкая стоимость летного часа, низкая стоимость перевозки

грузов на внешней подвеске

Отсутствует налаженная система

послепродажного обслуживания, недостаточно эффективное интегрированное логистическое обеспечение в эксплуатации, низкий уровень готовности к вылету

Относительно  низкая  стоимость  транспортировки  груза

Отсутствие  контроля  за  рынком  поставок

внутри фюзеляжа

запчастей

Возможность           сертифицированного           обслуживания,

бесстремяночного обслуживания, когда доступ к агрегатам не менее прост, чем у западных конкурентов

Отсутствие           реальных           механизмов

модернизации вертолетов вертолетам соосной схемы присущ более высокий уровень вибрации и шума в кабине относительно низко расположены несущие винты вертолета, что затрудняет погрузку и выгрузку при работающих двигателях

Возможность          безангарного          хранения.          Наличие

противообледенительной      системы.       Колесное       шасси позволяет приземляться на вязкий грунт

Потребность      в       обновлении       парка      и

инфраструктуры

Широкие         возможности        подготовки         пилотов        и

обслуживающего персонала

Высокие риски эксплуатации и отсутствие

системы управления ими

Широкие возможности управления рисками

в случае организации этой работы и введения практики проведения предупредительных мероприятий

Потребность в государственной поддержке -

законодательной и финансовой

 

Существуют также специфические внутренние факторы, которые влияют на развитие рынка коммерческих авиаперевозок в России. К ним можно отнести недостаточно развитую инфраструктуру, диспропорции в развитии крупных мегаполисов и регионов, недостаточно сформировавшиеся коммуникационные взаимодействия, при этом, недостатки в развитии внутренней среды авиакомпаний и их партнеров, агрессивность внешней среды. Для их решения компаниям целесообразно уделять большее внимание управлению рисками. Постоянный мониторинг выявленных и идентификация новых рисков способствуют не только повышению безопасности авиационных перевозок, снижению убытков от реализации рисковых событий, но и повышению спроса на услуги. Во-вторых, следует обратить внимание на совершенствование технологии производства, маркетинга, инфраструктуры и законодательной базы, чтобы сделать вертолетные авиаперевозки безопасными, распространенными, доступными и рентабельными.

 

Список литературы

1.      Журнал холдинга «Вертолеты России». http://www.russianhelicopters.aero/ru/press/corporate_magazine/ (дата обращения 29.10.2015г.)

2.      Киктенко Ж.А. Вертолеты: рынок, тенденции, HeliRussia 2014. Национальный авиационный ж-л «Крылья Родины», 3-4.2014, с. 77-80

3.      Состояние безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2014 году. http://www.mak.ru/russian/info/ (дата обращения 15.08.2015г.)

4.      Худоленко О.В. Пути  повышения эффективности  эксплуатации парка отечественных  вертолетов. http://www.aex.ru/docs/9/2015/3/15/2201 (дата обращения 1.10.2015г.)