Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, ИНТЕРАКТИВНОСТЬ И МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВЫЕ СВОЙСТВА СОВРЕМЕННЫХИНТЕРНЕТ-СМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Интернет-СМИ обладают уникальными свойствами, которые отличают их от всех остальных видов медиа. К таким свойствам относятся [1]:

·          гипертекстуальность;

·          интерактивность;

·          мультимедийность.

Благодаря этим свойствам, которые предоставляют технологии Интернета, журналисты могут [2]:

1)   расширить не только объемы информации, но и ее содержание;

2)   выразить смысл послания с помощью разных кодов общения;

3)    использовать для работы с аудиторией разнообразные формы общения, предоставить ей более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене.

Как говорил «отец-основатель» гипертекста Тед Нельсон, главная особенность гипертекста заключается в том, что он создает систему связи между отдельными документами с помощью встроенных в текст гиперссылок[1,3]. Гипертекст расширяет информационные возможности не только производителей медиапродукта, но и его потребителей. Ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, предоставляют первым уникальную возможность повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым – воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов, приходить к собственным выводам.

Гипертекстные связи, на которых строится весь Интернет, можно рассмотреть в четырех проекциях [1]:

1)  как один из технических элементов решений веб-дизайна;

2)   как основной признак, определяющий целевое назначение сайта;

3)   как источник информации;

4)   как характеристику контента.

Рассматривая гипертекстовые ссылки с точки зрения веб-дизайнерских решений, можно выделить два основных подхода: ссылки размещаются в «теле» текста или они выносятся в боковое меню, расположенное за пределами и, как правило, сбоку от основного материала.

Гиперссылки могут быть контекстуального и тематического характера. Действительно, гипертекст – это еще и возможность расширения контекста каждого конкретного содержательного элемента, это то, что позволяет читателю лучше понять смысл происходящего, помогает ориентироваться в потоке информации. При этом гипертекст может неограниченно расширить тематическое поле с помощью ссылок на публикации по предлагаемой или смежной с ней тематике.

Медиатексты, соединенные с помощью гипертекстовых ссылок, могут соединяться либо с другими частями того же домена (внутренние связи), либо с другими доменами, находящимися где-то в Интернете (внешние связи).

Поэтому выделяется два вида гипертекстуальности – внутренняя и внешняя, и они принципиально отличаются друг от друга разными подходами к источникам информации. Например, внутренние ссылки, отсылающие к информации в пределах одного и того же сайта (к другим публикациям по теме, к материалам того же автора), хотя и позволяют потребителю узнать дополнительные сведения, но в рамках тех же повесток дня.

Это ссылки на публикации из архива, на материалы того же или другого автора по смежной тематике. При этом информация, безусловно, «расширится», но будет развиваться по спирали, без привлечения альтернативного взгляда. Напротив, внешние ссылки дают возможность читателю ознакомиться с другими ресурсами, иными позициями, альтернативными источниками, и в этом смысле они, бесспорно, более продуктивно используют Интернет и его технологии для информирования своих аудиторий.

Слово «мультимедиа» возникло в 90-е годы ХХ века как материальная реализация идеи медиаконвергенции, т.е. слиянии всех каналов передачи информации – периодической печати, радиовещания, телевидения и Интернета – в одно целое.

Следует отметить, что подходы к мультимедийности возникли намного раньше, чем появился Интернет. От мономедийности отошли уже газеты, когда помимо вербального текста стали публиковать сначала графику, а затем и фотоиллюстрации. Радио с самого начала использовало две знаковые системы для передачи информации: вербальную и звуковую. В телевещании добавился еще и видеоряд. Интернет благодаря своим техническим возможностям, может использовать мультимедиа в полной мере.

Свойство коммуникативной интерактивности считается третьей особенностью Интернет-СМИ, их органичным, специфическим свойством. Известный американский исследователь Нора Пол предлагает рассматривать интерактивные возможности интернет-СМИ с разных точек зрения [1-3]:

·          направленности коммуникации,

·          используемых форматов общения,

·          их синхронности/асинхронности,

·          характера модерации,

·          целевых задач.

Интерактивность с  точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса может иметь четыре основные конфигурации [2]:

1.    от одного – к одному (например, возможность пользователю написать по электронной почте

письмо журналисту или редактору);

2.   от одного – ко многим (например, журналист/редактор/модератор рассылает электронное письмо, используя лист рассылки);

3.     от многих – к одному (например, когда пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне: «задай вопрос президенту/депутату/писателю и т.п.», интервью);

4. от многих ко многим (например, участие в форуме).

Принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде, т.е. не «газета» – «почта», или «радио» – «телефон», а «Интернет» – «Интернет». При этом общение может принимать синхронный, или онлайн характер.

На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися форматами сетевого общения – электронными письмами, чатами, форумами, даже SMS. Это, несомненно, расширяет диапазон их коммуникативных возможностей: от диалоговой коммуникации, выражающейся в общении редакции с отдельными представителями аудитории, до форумов, когда обсуждение событий, вынесенных на повестку дня, проходит в многостороннем режиме – между редакцией и читателями, и чатов, когда коммуникационный процесс завязывается между отдельными потребителями.

В этой связи у журналистов появляются новые профессиональные обязанности модераторов, организаторов этой многосторонней коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий. Возможность вступить в контакт  с аудиторией  позволяет Интернет-журналистам в  полном объеме почувствовать её социальные потребности, а, значит, приблизиться к максимальному удовлетворению ее информационных запросов. Интерактивное общение может протекать как вживую, в режиме онлайн, синхронно, например, в чатах, так и в форме отложенного контакта участников коммуникационного обмена – в форумах и в электронной переписке.

Применяя возможности интерактивного общения, редакция СМИ может преследовать несколько функциональных задач:

1)         информационного обмена с потребителем, что позволяет последнему запрашивать дополнительную информацию (например, воспользоваться функцией поиска) или прокомментировать событие;

2)   навигации, т.е. помощи в ориентации в контенте сайта;

3)   регистрационные – для налаживания прямых контактов редакции с пользователями.

Таким образом, Интернет-СМИ обладают тремя оригинальными, только им присущими особенностями, выделяющими их из всей медиасистемы.

Список литературы

 

 

1.      Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве Интернета. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.

2. Лукина М.М. Интернет-СМИ: Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с.

3.   Бирюков В.А. Конвергенция как ключевой фактор трансформации средств массовой информации // Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях». – Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки. – 2016. – С. 41-42.