Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКСПЕРТИЗА ЗАКУПОК В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

В соответствии с ч.3 ст.94 Федерального закона 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

Эксперт, экспертная организация (далее – эксперты) - физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо, осуществляющие на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета  экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам, и которые должны обладать:

- специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (в случае юридического лица – перечисленными познаниями, опытом, квалификацией должны обладать работники юридического лица).

Документами, подтверждающими соответствие установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательным требованиям, в случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, установлены такие требования: обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях и т.п. (часть 8 статьи 41 Закона о контрактной системе).

В ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы.

Экспертиза- это оценка экспертами, экспертными организациями конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных, закрытых с ограниченным участием, закрытых двухэтапных, повторных (далее – конкурсы) осуществляемая в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурсов, оценка соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям.

Экспертиза товара проводится с целью получения независимых компетентных заключений, и в результате этой экспертизы, на основании выявленных значений характеристик товара, делается определенное заключение об их соответствии уже имеющимся требованиям, а также товарной информации.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ.

Эксперты должны привлекаться на основании контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Для проведения экспертизы эксперты имеют право запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (часть 6 статьи 41 Закона о контрактной системе).

Эксперты обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего  участия в проведении экспертизы (далее – письменное уведомление), в том числе об отсутствии оснований для не допуска к проведению экспертизы (часть 3 статьи 41 Закона о контрактной системе).

Эксперты, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертами требования о предоставлении уведомления (часть 7 статьи 41 Закона о письменного контрактной системе).

Определяя качество товаров, эксперт производит проверки: а) сплошные - проверяется весь товар;

б) выборочные - проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, Техусловиями.

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе нужно руководствоваться общим порядком, установленным указанным Законом.

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

1)    определить предмет экспертизы;

2)    выбрать способ определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом N 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);

3)    провести процедуру определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

4)    заключить контракт с экспертом, экспертной организацией. Заказчики вправе привлекать экспертов в следующих случаях:

-   при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям (статья 58 Закона о контрактной системе);

-   оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

-     оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора;

-    до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 10 статьи 95 Закона о контрактной системе).

-    при проведении экспертизы предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в  части их соответствия условиям контракта, за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у участников финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям.



Список литературы

1.      Гладилина И.П.. Управленческая компетентность в структуре профессионализма заказчика // Фундаментальные исследования. – 2015. - №2. – С.1013-1016.

2.      Гладилина И.П., Сергеева С.А.  Общественное обсуждение и общественный контроль закупок // Самоуправление, 2013. - №12. – С.13-15.

3.      Землин А.И., Землина О.М. Проблемные вопросы правового регулирования государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств при осуществлении государственных закупок // Государственные и  корпоративные закупки  как  форма государственно-частного партнерства: сборник научных статей М.: МГУУ ПМ, ЦОиНК, 2014.

4.      Сергеева С.А. Прогнозирование в управлении закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Фундаментальные исследования, 2014. - № 5 (часть 3). - С. 565-568.