03 января 2016г.
С конца 90-х годов рынок пива России считался одним из самых перспективных, уверенно показывая темпы роста. Поскольку пиво до июля 2011 г. не относилось к алкогольной продукции, регулирование налогообложения и рекламы в пивной отрасли существенно отличалось от действующих правил применительно к алкогольной продукции. Данная ситуация оказалась весьма привлекательной для инвестиций, что привело к бурному росту рассматриваемой отрасли. Она достигла пика своего развития в 2007 г. и в течение уже нескольких лет снижает объемы производства. Перелом 2007 г. вызывает интерес у исследователя и заставляет заняться изучением экономики данной отрасли.
В России, как и во многих других странах, в результате расширения процессов глобализации, происходило укрупнение компаний путем скупки предприятий независимых производителей. Российским рынком пива заинтересовался иностранный бизнес, и на данный рынок постепенно стал проникать иностранный капитал: в 2006 году уже 84%рынкабыло поделено между пятью крупными международными компаниями: Carlsberg (36,4%), InBev (18,9%), Heineken (13,3%), Efes (9,7%) и SABMiller (5,7%).
Не выдержав конкурентной борьбы с иностранными пивоварами, прекратили существование многие пивоваренные предприятия страны. Только в Москве закрылись заводы Москворецкий (2005), Хамовнический (2005), Бадаевский (2006); в Санкт-Петербурге — «Бавария» (2005).Некоторые заводы, такие как «Вена» и пивоваренный завод имени Степана Разина, превращены в подсобные помещения. Прекратил производство пива Останкинский завод (2008).
В Табл.1 представлены доли ведущих производителей пивоваренной отрасли на рынке пива России с 2006 по 2013 гг.
Таблица 1Доли ведущих производителей пивоваренной отрасли на рынке пива России с 2006 по 2013 гг., %
Производитель
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Carlsberg (Балтика)
|
36,40
|
37,60
|
38,80
|
39,80
|
38,00
|
37,40
|
38,30
|
38,60
|
InBev
|
18,90
|
18,90
|
19,00
|
16,90
|
15,00
|
16,60
|
14,70
|
13,90
|
Heineken
|
13,30
|
13,30
|
13,80
|
13,20
|
12,00
|
11,70
|
13,10
|
13,70
|
Efes
|
9,70
|
9,40
|
8,80
|
9,50
|
10,00
|
10,90
|
15,10
|
13,30
|
SABMiller
|
5,70
|
6,00
|
6,50
|
6,20
|
10,00
|
7,20
|
-
|
-
|
Прочие
|
16,00
|
14,80
|
13,10
|
14,40
|
15,00
|
16,20
|
18,80
|
20,50
|
Итого
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Источник: составлено авторами по данным [2, 3].
Отметим, что основные доли пивного рынка России принадлежат компаниям, совокупная доля которых на международном пивном рынке составляет более 40% (Рисунок 1), то есть лидирующие позиции заняты мировыми гигантами пивоиндустрии.
Рис.1. Доли ведущих пивоваренных компаний в мире, 2010 ― 2011 гг., % Источник: [2].
С 2006 года бесспорным лидером на рынке пива России являются балтийцы. За восемь лет они ни разу не уступили никому из конкурентов и никогда не спускались в долевом распределении рынка ниже 36,40%. Верха своего успеха в конкурентной борьбе в России они достигли в 2009 году и занимали 39,80% рынка. С 2006 по 2013 год средняя доля этого участника рынка составила 38,11% (Табл.2).
Таблица 2 Средние доли лидеров пивоиндустрии в России с 2006 по 2013 гг.
Производитель
|
Средняя доля, %
|
Стандартное отклонение, %
|
Carlsberg (Балтика)
|
38,11
|
0,96
|
InBev
|
16,74
|
1,93
|
Heineken
|
13,01
|
0,71
|
Efes
|
10,84
|
2,07
|
Итого
|
78,70
|
|
Источник: расчеты авторов по данным [2, 3].
Что
касается других участников, то максимальная доля у InBev была 19,00% в 2008 году, средняя доля за рассматриваемый период ―16,74%.Максимальная доля у Heineken ― 13,80% в 2008 году, средняя― 13,01%.Максимальная доля у Efes ― 15,10% в 2012 году, средняя― 10,84%. 15,10% рынка Efes получили благодаря объединению сSABMiller.
Если свести средние доли по четырем действующим лидерам рынка в таблицу и рассчитать стандартные отклонения, то можно судить о стабильности бизнеса пивоваренных компаний (Таблица 2).
Наименьшее стандартное отклонение от средней величины наблюдается у Heineken, затем у Carlsberg (Балтика), InBev, Efes. В какой-то степени показатели стандартного отклонения могут говорить об устойчивости спроса на продукцию производителей. Наиболее устойчивые показатели (наименьшие стандартные отклонения) у Heineken и Carlsberg (Балтика).
Итак, по итогам 2013 года российский рынок пива поделен, как показано на Рисунке 2.
Рис.2. Долевое распределение российского рынка пива по итогам 2013 г., % Источник: составлено авторами по данным [3].
Интересен тот факт, что доля Carlsberg (Балтика) 38,60% примерно равна суммарному значению рыночных долей трех других пивоваров-гигантов 40,90%. Разница между лидером пивного рынка и прочими основными игроками в среднем 24,97%.
InBev, Heineken, Efes борются за доли процентов и настолько близко стоят друг к другу, что, нет сомнения, конкурентная напряженность наблюдается среди этих трех участников рынка.
В таблице со средним долевым распределением (Табл.2) итоговый процент лидеров рынка равен 78,70%. Это значение наводит нас на мысль о необходимости расчета коэффициента рыночной концентрации в 2013 году. Для удобства и наглядности представим график рыночной концентрации (Рисунок 3). Каждая горизонталь показывает последовательное суммирование долей крупных пивоваров от большей к меньшей.
Яркими цветами (66,20% и 79,50%) выделены столбцы, значения которых близки к 70% и выше. В настоящее время принято считать, что рынок является неконцентрированным при значениях показателя концентрации для трех фирм ниже 45%, умеренно концентрированным при проценте, колеблющимся между 45% и 70%, и высококонцентрированным при значениях более 70% [1].
Рис.3. Коэффициенты рыночной концентрации в 2013 г.
Источник: расчеты авторов по данным [2, 3].
Конечно, принятые проценты достаточно условны. В зависимости от специфики бизнеса концентрированность рынка может измеряться и другими показателями. Если придерживаться мнения, что при суммарной доле трех ведущих производителей отрасли, колеблющейся между 45% и 70%, рынок считается умеренно концентрированным, то угроз для монополизации рынка в пивной сфере нет. Но, несмотря на это, невольно возникают вопросы и сомнения касательно конкуренции в пивоваренной отрасли. Carlsberg (Балтика) успешно сдерживает давление трех конкурентов. На протяжении нескольких лет балтийцы делили около 80% рынка с другими гигантами примерно 50 на 50.
Учитывая мощь Carlsberg (Балтика) (в одиночку против трех соперников), а также незначительное превышение средней величины концентрации трех-четырех производителей отрасли (Carlsberg (Балтика) + InBev + Heineken и Carlsberg (Балтика) + InBev + Heineken + Efes) принятой максимальной границы умеренно концентрированного рынка ((66,20% + 79,50%) / 2 = 72,85%), есть основания считать, что пивной рынок России близок к высококонцентрированному.В настоящее время он в руках четверки мировых гигантов, абсолютное первенство среди которых за Carlsberg (Балтика).
В ближайшие годы, вряд ли произойдут какие-то существенные перемены на пивном рынке России. Основные доли так и будут принадлежать главным участникам пивоиндустрии. 20% рынка будут делить между собой средние и мелкие пивоварни. По прогнозам специалистов, потребление пива в России вернется на докризисный уровень к 2015 году. Понятно, что это не произойдет само по себе. Трудности последних лет, постепенное насыщение отечественного рынка пива, разнообразие сортов пива и торговых марок требуют усиления роли маркетинга и PR.
Список литературы
1.
Веселова Н.В., Приказчикова Ю.В. Методология исследования отраслевых рынков: учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. 16 с.
2.
Годовые отчеты компании «Балтика» в России, 2006-2011 [Электронный ресурс].― Режим доступа: http://corporate.baltika.ru/m/2515/
3.
Локальные пивовары наращивают совокупную долю рынка [Электронный ресурс]. ―Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/market/562949990740399
4. Трифонов Ю.В., Летягина Е.Н., Танчук Р.С. Стратегии и подходы к развитию промышленных предприятий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. №48 (12). С. 99.
5.
Трифонова Е.Ю., Тумаков Н.С. Концептуальные основы стратегического управления интеграционными процессами предприятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. ―Н.
Новгород: Изд-во
ННГУ, 2012. № 2 (2). С. 265-270.