Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АГРООБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В АГРОБИЗНЕСЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Дефицит квалифицированных кадров в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации справедливо признан одной из главных угроз устойчивости агрокомплекса и продовольственной безопасности страны. Всеми известный лозунг: «кадры решают всё» вновь чрезвычайно актуален.

Итак, какова же ситуация в кадровом обеспечении российского агрокомплекса сегодня? В системе аграрного образования страны насчитывается 59 вузов и 38 учреждений дополнительного профессионального образования. Число студентов, проходящих обучение по 105 специальностям, составляет около 450 тысяч. Ежегодный выпуск специалистов с высшим и средним образованием равен почти 150 тысячам человек. Это, не учитывая профессиональную переподготовку и повышение квалификации, которые проходят ежегодно 120 тысяч человек или около 20 процентов всех руководителей и специалистов, занятых в аграрном производстве. Но при всем при этом численность руководителей и специалистов сельхозпредприятий за последние годы сократилась в полтора раза с одновременным снижением их образовательного уровня. Дефицит в квалифицированных кадрах не сокращается, а увеличивается и составляет ныне около 80 тысяч человек. Лишь 20 процентов занятых имеют полноценную профессиональную подготовку.

Современная модель непрерывного образования для работников АПК динамично обсуждается во всех субъектах России. Сельское хозяйство с каждым годом становится все более инновационным и информационно емким. Новые сельскохозяйственные машины, новые химические препараты, новые источники энергии - все это повышает эффективность аграрного сектора, но вместе с тем требует от сотрудников сельхозпредприятий знаний другого уровня. Так по поручению Министерства сельского хозяйства РФ во многих регионах страны создаются стратегии по обучению аграриев. На сегодняшний день основным и главным девизом агрообразования является «образование длинною в жизнь» [2].

Краснодарский край относится к регионам, которые имеют наиболее благоприятные природные и экономические условия, высокую плотность сельского населения, развитую транспортную сеть, высокую степень распаханности сельхозугодий. В процессе рыночной трансформации экономики край сохранил значительную часть агропроизводственного потенциала.

Однако достаточно остро встает вопрос о профессиональной переподготовке и повышении квалификации среди руководителей и специалистов региона, так как одной из основных проблем развития АПК края является повышение профессионального уровня специалистов. На сегодняшний день только квалифицированные и предприимчивые руководители получают наилучший экономический эффект от использования имеющихся ограниченных экономических ресурсов.

Проведенное выборочное исследование Федеральной государственной службой статистики РФ показало, что в большей степени сельскохозяйственные организации имеют необходимость в квалифицированных рабочих кадрах (36,8%), в то время как спрос на неквалифицированных работников составляет 12,9% (Таблица 1).

Таблица 1 – Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест в сельскохозяйственной сфере в 2015 г., %

 

Профессиональные группы

Доля в общей структуре спроса,

%

Руководители организаций и их структурных подразделений

5,5

Специалисты высшего уровня квалификации

13,2

Специалисты среднего уровня квалификации

6,6

Квалифицированные работники сельского хозяйства

36,8

в т.ч. работники, занятые выращиванием плодовых и полевых культур

14,2

работники, занятые производством продукции животноводства

18,1

квалифицированные работники смешанного производства

4,5

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин

25,0

Неквалифицированные рабочие

12,9

 

Количественное уменьшение и низкий уровень профессиональной подготовки управленческого аппарата в АПК привели к крайне тяжелому финансово-экономическому положению. В сельхозпредприятиях 40% руководителей не имеют высшего образования, а 11,7% специалистов являются практики. Из 48,3 % руководителей только 15-17% имеют профильное сельскохозяйственное образование.

Краснодарский край относится к регионам, имеющим большой потенциал в сфере развития сельского хозяйства. В период с 2011 по 2015 годы общий объем производства сельскохозяйственной продукции вырос на 62,5 % по краю. Вместе с тем исследования показывают, что около 35% руководителей и специалистов работающих в сельскохозяйственных организациях испытывают потребность в повышении уровня своей квалификации. Особенно высока потребность в обучении среди руководителей малых форм хозяйствования. Более 60% опрошенных нами руководителей фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств высказались об острой необходимости получения новых знаний в сфере своей деятельности [1].

На сегодняшний день, мотивация к повышению квалификации среди руководителей остается на низком уровне. Обучение менеджмента ограничивается в основном семинарами или краткосрочными курсами. Появление новых направлений подготовки, усовершенствование технологического процесса ведет к тому, что появляется потребность в знаниях биоэкономики, биотехнологий, юриспруденции. Так, в целом по России за последние несколько лет повышение квалификации прошли только 5% руководителей. Это крайне негативно отражается на экономическом развитии АПК [2].

Сегодня в сельхозорганизациях почти каждая пятая должность специалиста вакантная, а должности каждого второго главного агронома, главного ветврача и главного экономиста занимают специалисты со средним образованием, либо практики. Отрасль испытывает жесточайшую нехватку аграрных специалистов с высшим образованием.

Таблица 2 – Доля повысивших квалификацию руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, %

Наименование должности

2014 г.

2015 г.

Работники, занимающие должности руководителей и специалистов

5,6

5,1

Руководители сельскохозяйственных организаций

11,6

8,9

Специалисты основных производственных служб:

Агрономическая служба

10,1

9,1

Зоотехническая служба

9,2

8,6

Ветеринарная служба

7,2

7,8

Инженерно-технологическая служба

6,8

7,2

Экономическая служба

5,7

5,7

Бухгалтерская служба

4,2

3,8

 

Проведенное нами исследование по Краснодарскому краю показывает, что на сегодняшний день в аграрном секторе необходимо обучение руководителей именно управленческим навыкам, о чем свидетельствует данные социологического опроса. Его результаты показали, что недостаток управленческих навыков испытывают более 75% руководителей сельскохозяйственных организаций, крестьянско- фермерских хозяйств. Одним из решающих факторов, влияющих на повышение эффективности деятельности агропромышленного комплекса является профессиональная компетентность специалистов. Сегодня уровень образования участников конкурентоспособного производства должен опережать уровень развития самого производства.

Инструментом повышения эффективности сельхозпроизводства становится сегодня грамотное управление бизнесом, производством и торговлей, основанное на принципиально новых подходах. Стоит отметить, что сейчас работает первая и пока единственная в России (в партнерстве с сельхозакадемией в Белгороде) международная образовательная программа по стандартам  MBA «Агробизнес» созданная в Татарстане, на базе Казанского государственного аграрного университета, совместно с ведущим высшим научно-образовательным учреждением Европейского Союза – Вагенингенским университетом (Королевство Нидерланды).

С учетом специфики нашего региона предлагается разработать платформу программы по стандартам MBA «Агробизнес» в Кубанском ГАУ имени И.Т. Трубилина. Реализация предложенной программы будет ориентирована на подготовку высококвалифицированных менеджеров высшего звена. Слушателями МБА могут быть процветающие бизнесмены, руководители крупных агрохолдингов и специалисты, желающие воплотить свой потенциал, получить новые знания, а также завести полезные знакомства в области топ менеджмента. Программа будет состоять из учебных дисциплин, содержащих маркетинг, управление корпоративными финансами. Помимо этого курс будет направлен на развитие лидерских способностей и аналитического склада мышления менеджера. Программа будет включать в себя семинары, мастер-классы, деловые игры, мозговой штурм, лекции, а также компьютерные программ. После защиты выпускной работы будет выдаваться сертификат университета о прохождении обучения по курсу «МБА-Агробзнес».

Итак, на сегодняшний день инвестиции в человека, в его знания и умения являются самыми целесообразными инвестициями, потому как в будущем окупают себя сполна. А от знаний руководящего звена сельхозпредприятий, их профессионализма и уверенности в принятии управленческих решений чаще всего зависит финансовое положение отдельных организаций и всего АПК в целом.

 

Список использованных источников

 

1.Варава А.В. Государственно-частное партнерство в аграрном секторе АПК. Инновационное развитие аграрной науки и образования // Сборник трудов Международной научно-практической конференции, освященной 90 –летию чл. корр. РАСХН, заслуженного деятеля науки РСФСР и РД, профессора М.М. Джамбулатова; 23 декабря 2015 г. – Махачкала: ФГБОУ ВО «Дагестанский ГАУ имени М.М. Джанбулатова», 2016 г. С.-126-129.

2.     Путилина И.Н., Коваленко Л.В., Шолин Ю.А. Проблемы развития современного высшего образования / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.2015. №107. С.927-938