Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ МЕНЕДЖЕРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 марта 2016г.

Введение.

В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, организацией, несколькими организациями, действующими в условиях рыночной экономики. В связи с этим, большое значение приобретают индивидуально-психологические характеристика самого менеджера. В качестве последних могут рассматривать такие характеристики как «временная перцепция», «временная перспектива», «целеобразование», «полезависимость - поленезависимость», «антиципация» и др. [6- 8].

Временная перспектива очерчивает ту область отражения человеком мира, которая связана с восприятием, осознанием времени как пространства развития и самореализации. Временная перспектива - это, прежде всего, будущая возможность реализации или «нереализации» человеком своих замыслов.

Данные психологические характеристики могут рассматриваться также с учетом особенностей функциональных асимметрий и индивидуальных профилей латеральности. В последние годы в психологии был выполнен целый ряд работ, направленный на поиск связи признаков и показателей асимметрии человека с его индивидуальными характеристиками [4-17; 19-20;]. Одним из направлений в изучении индивидуальных когнитивных стилей является изучение связи полезависимости - поленезависимости индивидов с типами межполушарной асимметрии. Накопление правосторонних признаков латеральности (что отражает относительное доминирование левополушарных структур мозга) - является предпосылкой проявления поленезависимого когнитивного стиля [8-9], и является важной чертой личности менеджера.

Цель исследования.

Выявление различий в особенностях восприятия времени менеджерами с учетом индивидуальных функциональных асимметрий.

Методы.

Экспериментальная группа была представлена праворукими менеджерами среднего звена системы управления в возрасте 25-35 лет, образование высшее (n = 32). Исследование индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии менеджеров проводилось с учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук» [3], которые отражают доминирование контрлатеральных лобных отделов мозга [4-6]. По показателю пробы «перекрест рук» (ПППР)  выборка       была  разделена  на   две подгруппы: испытуемые с правым показателем (ППППР) - 16 человека и с левым показателем (ЛПППР) - 16 человек.

Особенности переживания времени изучались с помощью методики «Временной семантический дифференциал» Е.И. Головахи и А.А. Кроника [1]. Переживание времени рассматривается ими как трехфакторная   структура   -   «континуальность   -   дискретность   времени»,   «напряженность   времени», «эмоциональное отношение к диапазону времени». Авторы считают, что указанные факторы являются основными координатами пространства переживаний времени, специфическими базисными свойствами психологического времени личности. Для статобработки использовалась программа STADIA.

Результаты. По данным методики «Временной семантический дифференциал» (с учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук», которая отражает доминирование контрлатеральных лобных отделов мозга) достоверные различия были обнаружены только по шкале «напряженность времени», значения по которой в группе менеджеров с правыми ПППР составили 19,4 б., что было больше, чем в группе менеджеров с левыми ПППР - 14,5 б. (p<0,001).

Обсуждение. Восприятие времени и временная перспектива тесно связаны с процессом целеобразования. По А.Н. Леонтьеву цели отводиться системообразующая роль в построении деятельности: «целеобразование выступает в качестве важнейшего момента движения  той или иной деятельности субъекта», целеполагание (целеобразование) - «субъективное выделение цели, т.е. осознание ближайшего результата, достижение которого осуществляет данную деятельность» [2]. По О.К. Тихомирову в основе образования цели лежит отражение развития предметного содержания деятельности. Возникновение этих целей тесно связано с оценкой возможностей и перспектив преобразования данной ситуации [18].

В восприятии времени важную роль играет  также понятие «антиципация» (умение предвидеть, предвосхищать ход развития событий). Антиципационные процессы выступают в роли ведущего звена механизма психической регуляции поведения в деятельности. Уровень развития антиципации свидетельствует об уровне развития психики менеджера в целом [8].

Результаты согласуются с данными, в которых были обнаружены более высокие показатели выполнения интеллектуальных проб (матриц Равена и фактора «В» опросника Кеттела). Это объясняется наличием более высокого уровня динамических характеристик мыслительной деятельности у испытуемых-мужчин, имеющих правый показатель пробы «перекрест рук» [8]. Авторы делают вывод, что мужчины с правым показателем в пробе «перекрест рук» (что отражает доминирование левой лобной доли) более рациональны, автономны и независимы, а также более устойчивы в выбранных программах поведения. Для индивидов с левым показателем пробы «перекрест рук» характерны более низкие показатели по ряду шкал, что свидетельствует о большей эмоциональности, эгоцентричности, полезависимости, подверженности стрессам и меньшей устойчивости выбранных программ поведения. Результаты исследования также позволили говорить о более высоких показателях развития вербального интеллекта, эмоциональной устойчивости, доминантности и самоконтроля, поленезависимости, способности к прогнозированию (антиципации), общей интернальности и способности к самоорганизации (процессов целеобразования).

Наши данные согласуются с вышеизложенными и свидетельствуют о том, что менеджеры с преимущественным доминированием левого полушария склонны воспринимать и оценивать время как более напряженное, что позволяет также предполагать у них и более высокие уровни самоорганизации, самоконтроля и антиципации, которые является профессионально важными качествами для спортивного менеджера.

Выводы.

Данные могут быть использованы при проведении дифференциальной диагностики (в целях профотбора и профподбора) в менеджменте, а также в целях профориентации.

 

Список литературы

1.      Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 207 с.

2.      Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.

3.      Лурия А.Р. Основы нейропсихологии - М.: Изд-во МГУ,1973.- 374 с.

4.      Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопр. психологии. - 1988. - № 6. - С. 116-120.

5.      Москвин В.А.  Межполушарная асимметрия и проблема алкоголизма // Вопр. психологии. - 1999. - № 5. - С.80-89.

6.      Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий (Монография). - М.: МГУ, 2002. – 288 с.

7.      Москвин В.А., Москвина Н.В. Леворукость в спорте высших достижений // Спортивный психолог. - 2010.– № 2 (20). – С. 25-29.

8.      Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. - М.: Смысл, 2011. - 368 с.

9.      Москвин В.А., Москвина Н.В. Психофизиология индивидуальных различий в спорте. - М.: Изд-во НИИ спорта РГУФКСМиТ, 2013. -128 с.

10.   Москвин В.А., Москвина Н.В. Психофизиология индивидуальных различий в спорте высших достижений // Спортивный психолог.- 2011. - № 1 (22). – С. 72-76.

11.   Москвина Н.В. Диагностическое значение пробы А.Р. Лурия «перекрест рук» в спортивной психологии // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2011. - № 3 (22).– С. 54-56.

12.   Москвин В.А., Москвина Н.В., Шумова Н.С., Ковалевский А.Г. Индивидуальные особенности склонности к риску и импульсивности (на примере студентов спортивного вуза) // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. – С. 6-11.

13.   Москвина Н.В.       Индивидуальные  особенности        коммуникативных процессов в спорте // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 12. - С.

14.   Москвина Н.В. Индивидуальные особенности волевой регуляции  (на примере студентов спортивного вуза) // Спортивный психолог. - 2010. - № 3 (21). – С. 44-49.

15.   Москвина Н.В. Индивидуальные стили реагирования на факторы стресса // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - № 4 (19).- С. 20-22.

16.     Москвина Н.В. Индивидуальные особенности когнитивных стилей в поведении человека      // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2011. – № 2 (21).– С. 20-22.

17.   Москвина Н.В.      Мозг, индивидуальные различия      и      произвольная регуляция      человека.      - М.: РГУФКСМиТ, 2015. - 150 с.

18.   Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 272 с.

19.   Moskvin V.A., Moskvina N. V. Psychophysiology and features volitional regulation sport university students. // European Journal of Education and Applied Psychology. - 2015. - № 3. - P. 62-65.

20.   Moskvina N. V., Moskvin V.A.        Hemispheric asymmetry and features    communication processes in sport psychology // European Journal of Education and Applied Psychology. - 2015. - № 3. - P. 59-62.