Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСАМ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОТРУДНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    В современных условиях рыночной среды складывается весьма сложная система социальных и трудовых отношений, от уровня развития которых зависит результативность трудовой деятельности, качество жизни работника, удовлетворенность трудом, требующими постоянного контроля и надзора со стороны органов власти. Эти функции в регионах исполняются государственными инспекциями труда. Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и его территориальными органами в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года № 354н[2].

    Властный характер контроля проявляется как раз в том, что инспекторы при плановых и внеплановых проверках по праву осуществляют контроль за правильностью оформления договоров при принятии работников работодателями без согласия последних, требуют предоставление документов, разъяснений, предъявление средств и материальных ценностей с целью их количественного и качественного соответствия зафиксированному в документах, Кроме того, инспекторы вправе давать указания относительно путей и сроков устранения обнаруженных недостатков и нарушений в организациях и предприятиях.

    Исходя из сущности контрольных функций государственных региональных инспекций по труду и занятости нами сделана попытка на основе данных статистического учета и отчетности инспекции по Приморскому краю проанализировать исполнение возложенных на нее функций с целью разработки возможных инструментов по совершенствованию управления мотивацией труда кадров этой госструктуры.

   Поле деятельности инспекции в крае распространяется на все типы организаций, предприятий всех форм собственности, зарегистрированных на его территории, где местом основной работы для 81,9% всех занятых являлись организации. Вместе с тем 5,5% занятых в качестве основной или единственной работы занимались предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, 12,6% – имели работу по найму у физических лиц [4].

    Доля работающих по найму составляет около 93,6% и лишь 6,4 – не по найму. При этом основным видом оформления трудовых отношений у работающих по найму является договор на неопределѐнный срок по месту основной работы. Его имели в 2012 году 87,4% работников, 7% работали по договору с определенным сроком, остальные – по договору на выполнение определенного объѐма работ или имели случайный заработок. К сожалению, статистика не фиксирует, каким образом оформлены договорные отношения: формализовано, т.е. с соблюдением норм Трудового кодекса, и не формализовано.

   По итогам за последние годы, начиная с 2008 г., количество проверок, проводимых инспекторами краевой инспекции труда, имеет тенденцию к сокращению: плановых с 423 до 304 в 2013 г, а неплановых с 2091 до 1640 в 2013 г., т.е. на 28,2 и 21,6% соответственно (Табл.1).

     Однако, число нарушений, связанных с нарушениями норм Трудового кодекса при оформлении и заключении трудовых договоров, не уменьшилось, а наоборот, возросло на 81 %.


Таблица 1 Проверки и выявленные административные нарушения Приморской инспекцией труда


2008

2009

2010

2011

2012

2013

2013

% к 2008

Плановые проверки

423

411

379

418

352

304

71,8

Неплановые проверки

2091

2187

1915

2216

1809

1640

78,4

Выявленные

3582

5127

4109

13593

7549

6485

181

административные нарушения

Составлено по материалам Приморской инспекции труда

 

   Ежегодно в инспекцию поступает от 7 до 9 жалоб граждан по незаконным увольнениям, Табл.2. Эти факты явились основанием для привлечения к указанным видам ответственности виновных в нарушениях, обнаруженных в процессе контроля.

   По результатам проведенных проверок привлечено к дисциплинарной ответственности 10 работников организаций, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства.

    Как следуют отчетные данные Табл.2, наибольшее число нарушений на предприятиях всех форм собственности связано с невыплатой заработной платы, о чем свидетельствует увеличение числа поступивших жалоб в 2013г. по сравнению с 2008 г. более чем в 2,42 раза. Чаще всего жалобы связаны с отсутствием или неправильным оформлением трудового договора при приеме на работу (вера на «слово» работодателя, который, заманивая работника, предлагал высокую зарплату, но, спустя несколько месяцев, не выполнил своих обещаний), задержкой зарплаты, в том числе и расчетов при увольнении, сверхурочном режиме труда, не выплатой компенсации за неиспользованный отпуск и другие нарушения трудовых прав. Наиболее уязвимыми остаются женщины, имеющие ребенка до 3-х летнего возраста, беременные сотрудницы при начислении выплат по листку нетрудоспособности из-за черно-белой зарплаты, на которых оказывается психологическое воздействие, чтобы они уволились


Таблица 2 Число поступивших в инспекцию труда и рассмотренных жалоб


2008

2009

2010

2011

2012

2013

2013

% к 2008

Число поступивших жалоб:

по невыплате заработной платы

 

 

 

389

 

 

 

481

 

 

 

571

 

 

 

1022

 

 

 

723

 

 

 

944

 

 

 

242,6

по незаконным

увольнениям

 

7

 

5

 

11

 

8

 

7

Разрешенные вопросы по

жалобам: невыплате заработной платы

 

 

 

372

 

 

 

447

 

 

 

549

 

 

 

1012

 

 

 

699

 

 

 

923

 

 

 

248,1

незаконным увольнениям

7

5

11

4

8

7

Продолжительность

просроченной задолженности оплаты труда,

в среднем за месяц

 

 

 

 

2,1

 

 

 

 

1,6

 

 

 

 

1,5

 

 

 

 

1,7

 

 

 

 

1,1

 

 

 

 

0,5

Удельный вес

работников предприятий, имеющих

просроченную задолженность.

 

 

 

 

 

 

 

11%

 

 

 

 

 

 

 

8%

 

 

 

 

 

 

 

17%

 

 

 

 

 

 

 

14%

 

 

 

 

 

 

 

12%

 

 

 

 

 

 

 

9%

Составлено по материалам Приморской инспекции труда

 

    В ходе проверок в 2013 г. 944 жалоб по невыплате заработной платы инспекторам удалось разрешить их большую часть, а именно 923. Всего же за прошедший год было выявлено около 6 тысяч нарушений трудового законодательства, где часть жалоб признана необоснованными, а по некоторым жалобам не установлено, кто податель жалобы.

   Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. (ст. 9) определил порядок плановых проверок предприятий по истечении трех лет со дня:1)  их регистрации;  2) последней плановой проверки;  3) начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

   Этим же законом (ст.10) установлен порядок по выполнению предписаний органов госконтроля (надзора) или органов муниципального контроля; по проведению мероприятий, предотвращающих причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и прочим угрозам.

    Статья 10 (ч. 2) этого закона определила перечень условий для проведения внеплановой проверки, в том числе, поступление в органы государственного или муниципального контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, предпринимателей, информации от органов местного самоуправления и государственной власти, из средств массовой информации о перечисленных выше фактах.

   В итоге по результатам проверок инспекцией выдано 895 предписаний об устранении выявленных нарушений (29 предписаний выдано об отстранении 1007 работников и руководителей, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда, обязательного периодического медицинского осмотра). Прекращена деятельность организаций по требованию государственных инспекторов труда 14 видов (всего 64 единицы), не имеющих сертификатов соответствия и не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты.

   За неоднократное совершение аналогичного нарушения, связанного с охраной труда работников, на основании протоколов государственных инспекторов об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1], мировыми судьями вынесено 4 постановления о назначении административного наказания в виде дисквалификации 4 должностных лиц. Вынесены и другие постановления о назначении административных наказаний.

   Исполняя функциональные обязанности по контролю (надзору) за соблюдением требований охраны труда, инспекторами только в течение первой половины 2013 г. расследовано 98 тяжелых несчастных случаев (всего 109), связанных с производством. По результатам расследования работодателями составлены акты по форме № Н-1, на основании которых пострадавшим работникам из средств государства выплачиваются суммы возмещения причиненного здоровью работника вреда взамен утраченного им заработка.

    За этот же период в органы прокуратуры и следствия направлено материалы в целях рассмотрения и привлечении к уголовной ответственности виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства, повлекших к несчастным случаям на производстве (ст. 143 УК РФ) – 108, в связи с нарушением законодательства об оплате труда (ст. 145.1 УК РФ) – 106 нарушений [3].

   За допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к административной ответственности привлечено должностных лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, всего – 932 единиц.

   В мировые суды Приморского края направлено всего – 93протокола для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях (ст. 28.3, ч.2, п. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т. е. КоАП РФ) [1]. Из них 4 протокола в целях административного приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений в случае угрозы жизни или здоровью людей (ч.1, ст. 5.27 КоАП РФ).

   В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ (дисквалификация) – 4протокола.

   Все административные дела рассмотрены мировыми судьями, требования государственных инспекторов удовлетворены в полном объеме, виновные должностные и юридические лица привлечены к административной ответственности.

   Помимо этого, в течение 2013 г. государственными инспекторами труда оказана правовая и консультационная помощь более 4500 работникам и работодателям, из них более 400 консультаций дано в письменном виде.

   Оказана правовая помощь 90 работникам при подготовке исковых заявлений по трудовым делам в судах. Из них 27 исков, рассмотренных в судах с участием государственных инспекторов труда, судами удовлетворены.

   На основании предписаний государственных инспекторов труда только за 6 месяцев 2013 года выплачена более 8 тысячам работников незаконно задержанная заработная плата на общую сумму 350 миллионов рублей. Тем самым заметно сокращены сроки задержки зарплаты с 2,1 до 0, 5 месяца и удельный вес работников предприятий, имеющих просроченную задолженность с 11 до 9%.Кроме того, предписания государственных инспекторов труда стали основанием для работодателей заново оформить 214 трудовых договоров для не формализовано принятых на работу сотрудников.

     Подводя итоги по анализу исполнения контрольной функции государственной инспекцией труда в Приморском крае в отношении соблюдения требований по труду и занятости, можно сделать следующие заключение. С одной стороны, государственный контроль является своеобразным источником информации обо всех положительных и отрицательных явлениях в работе, а с другой, — источником достойного распространения и внедрения в практику законодательных норм трудового права с помощью исправления недостатков в работе. Тем самым, являясь одним из элементов целостной системы рыночных институтов, составляющих надстройку общественно-экономического уклада, государственные инспекции труда в регионах на данном этапе сдерживают социальное напряжение, защищая интересы граждан по трудовым спорам, нарушениям, невыплатам заработной платы.

    Эти обстоятельства усиливают актуальность оценки деятельности сотрудников региональных инспекций труда и занятости для мотивации к инновационным подходам в организации работы для повышения результативности использования их труда не как цель, а как глубокого осознания и понимания того, что конечные результаты по защите прав трудового экономически активного населения косвенным образом влияют на социально-экономическое развитие региона.

    Исходя из этого методологического посыла, государственный контроль (надзор) следует рассматривать и оценивать с точки зрения эффективности, результативности государственных органов исполнительной власти, в том числе в отношении исполнения отданных указаний по проведенным проверкам. 

    Оценивать эффективность работы объектов управления следовало бы по качеству администрирования, организации, результативности управляемых (контролируемых) процессов деятельности, наконец, мотивации труда сотрудников госструктур, удовлетворяющих потребности людей.  Такой подход не противоречит возможностям совершенствования управления в рамках Концепции административной реформы.

     Мотивацию труда сотрудников инспекций по труду с целью повышения эффективности функциональной деятельности, следует осуществлять с учетом наличия у сотрудников качеств:

1)     профессионализма, который базируется на добросовестном и квалифицированном обслуживании обратившихся в инспекцию труда граждан;

2)     конструктивности, ясности и четкости в разработке рекомендаций и предписаний работодателям в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях;

3)     способности анализировать обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

4)     гибкости исполнителей и руководителей, обеспечивающей приспособление к изменениям требований рынка внесенных поправок в трудовое законодательство, либо формирование предложений для внесения поправок в законодательные органы;

5)     организованности в работе по направлению в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

6)     последовательности и строгости в осуществлении надзора и контроля за реализацией прав трудящихся на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

7)     настойчивости в умении грамотно запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и получать от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач.

    Перечисленные качества, на наш взгляд, необходимо учитывать в комплексной системе оценки результатов деятельности каждого из сотрудников за отчетный период времени (квартал, полугодие, год) по показателям, позволяющим определить их вклад в итоговый показатель, с одной стороны, и для дальнейшего назначения им поощрений (благодарностей, премий, иных материальных и нематериальных вознаграждений), - с другой.

    Применение универсального интегрального параметра позволяет сбалансировать значимость оцениваемых показателей результатов деятельности, создает инструмент для распределения премиального фонда, обеспечивает активность сотрудников, что является важной мотивацией к добросовестному, качественному труду.

    Для оценки деятельности сотрудников организаций федеральных служб, вчастности, инспекций труда, достаточно выделить следующие разделы:

1)     «профессиональная деятельность», включающая результаты исполненных функциональных действий сотрудников    инспекций     с    соответствующими    весовыми     коэффициентами     по     каждому    направлению, прописанному в обязанностях должностных инструкций территориальных органов контроля (надзора) труда и занятости;

2)     «организационно-управленческая и общественная деятельность», связанная с участием в  подготовке материалов для совещаний, обучающих семинаров, информационных и рекламных сведений по трудовому законодательству для населения региона. К этому же разделу можно отнести и совершенствование методов работы с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций;

3)        «образовательная, научная и инновационная деятельность», направленная на повышение и совершенствование квалификации сотрудников, поиска новых методов работы с населением по защите прав трудоспособной и занятой части от незаконных действий работодателей. Научная и инновационная деятельность должна быть связана с  анализом практической деятельности инспекций в динамике и с разработкой рекомендаций для внесения поправок в трудовое законодательство и нормативные акты;

4)        «культурно-нравственная, спортивная деятельность», способствующая гармоничному развитию личности каждого сотрудника, воспитанию их коммуникационных качеств, формированию доброжелательной деловой и конкурентной среды коллектива.

    Для реализации учета перечисленных выше показателей необходимо сформировать и отладить автоматизированную информационную модульную систему с базой, которая позволяет автоматически выгружать сведения сравнительной оценки деятельности сотрудников за отчетные периоды с возможностью последующего расчета итогового интегрального показателя эффективности.

      Системный подход к управлению коллективом по принципам: а) объективности оценки результатов труда каждого сотрудника инспекций; б) адекватности вознаграждения качеству и разнообразию деятельности; в) открытости и прозрачности информации повышает интерес сотрудников к стремлению получить более высокие позиции в работе инспекции. Кроме того, создание соревновательной среды создает условия по объективным данным выявить претендентов на получение более высокого материального дополнительного вознаграждения (премии) в отличие от «уравнительного» подхода в распределении премиального фонда. Наконец, применение комплексной системы учета интенсифицирует труд сотрудников инспекций по всем направлениям функциональной, общественной, управленческой деятельности, развивает возможность непрерывного совершенствования системы стимулирования, что в конечном итоге повышает и качество выполняемых функциональных обязанностей.

 

Список литературы

1.     Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.02.2014. – М.: Юрист. – 232 с.

2.     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года № 354н.«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2013 года № 27533).

3.     Уголовный кодекс Российской Федерации на 25 сентября 2013 г. – М.: Проспект, КноРус, 2013. – 224 с.

4.     Служба Государственной статистики по Приморскому краю [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http:www.primstat.